Ливан: последствия убийства Висама аль-Хасана

Недавнее убийство руководителя разведывательного отдела Управления внутренней безопасности Ливана   бригадного генерала Висама аль-Хасана, вопреки всем ожиданиям не привело к отставке правительства Наджиба Микати. Президент страны Мишель Сулейман  в очередной раз не поддался эмоциям и давлению оппозиционных сил во главе с Саадом Харири и не принял отставки ливанского премьер-министра. Тем самым он сохранил баланс сил в стране, который гарантирует относительную стабильность и не позволяет «сирийскому пожару» в полной мере перекинуться на соседний Ливан.

Ликвидация В.аль-Хасана, тем не менее, нарушила равновесие сил в силовых структурах страны, и создала явный «перекос» в пользу ливанских сторонников режима Асада. По оценке ряда экспертов, покушение на В.аль-Хасана явилось четким ответом Дамаска на попытку усиления влияния в силовых ливанских структурах агентуры руководителя Управления общей разведки (УОР) КСА принца Бандара Бен Султана. С гибелью В.аль-Хасана он лишился своего основного союзника среди силовиков не только в Ливане, но и во всем регионе Восточного Средиземноморья. Это, безусловно, в скором времени должно самым негативным образом сказаться на активности антибашаровской оппозиции в Ливане. Первые сигналы в этом контексте  уже начались. В частности, ливанские пограничники провели в последние дни несколько удачных операций по препятствованию инфильтрации  сирийских боевиков через границу.

Дамаск тем самым ответил своему самому стойкому саудовскому антагонисту на его попытки превращения ливанской территории в «тыловую базу» сирийской оппозиции  и промежуточную площадку для переброски боевиков, оружия и боеприпасов в Сирию. Одновременно должна снизиться активность по поддержке оппозиционеров со стороны палестинских радикалов на территории Ливана, которые предоставляют свои лагеря для отдыха и обучения боевиков. При этом необходимо отдавать себе отчет, что эти боевики в массе своей являются иностранными «джихадистами», но никак не «светскими» дезертирами из сирийской армии. В самое ближайшее время следует ожидать целого комплекса мер со стороны ливанских силовиков, начиная от негласных  консультаций с руководством палестинских лагерей до точечных силовых операций по ликвидации «палестинских радикалов».   Именно В.аль-Хасан курировал «палестинское  направление», вследствие чего оно фактически стало полноправным участником сирийского конфликта. Отметим, что президент страны М.Сулейман является непримиримым противником вовлечения палестинцев в сирийский конфликт.

И еще один момент, который стимулировал нейтрализацию В.аль-Хасана. Это эпизод с  бывшим министром информации Ливана М.Самахой, которого люди В.аль-Хасана фактически похитили из его дома. М.Самаха являлся убежденным сторонником Дамаска и, вне всякого сомнения, оказывал своим сирийским покровителям различного рода услуги. Прежде всего, в сфере сбора информации и организации актов саботажа в отношении логистических усилий сторонников «сирийской революции»  в Ливане. Но его похищение нарушило негласные договоренности между сторонами «о зонах влияния», и инициатором этого стал все тот же принц Бандар. Гибель В.аль-Хасана стал ясным намеком на то, что Дамаск не собирается спокойно наблюдать за тем, как Бандар прибирает ситуацию в Ливане к своим рукам, и активно готовит смену правительства  Н. Микати. Тем самым, он перешел «красную черту», что грозило превращению Ливана в полнокровный плацдарм по подготовке боевиков сирийской оппозиции, который по своему значению мог бы сравниться с турецким.

Тем самым Дамаск сумел оттянуть по времени развитие крайне неприятного для себя сценария.  При этом конечно просчитывались варианты  степени возмущения мирового сообщества, которое, кстати, отреагировало на гибель В.аль-Хасана на удивление  вяло. Этому также есть свои резоны. Ни Вашингтон, ни Париж не заинтересованы в превращении  Ливана в полнокровную тыловую базу сирийской оппозиции, что, безусловно, стимулирует полномасштабный вооруженный конфликт между различными конфессиями внутри страны. При этом сценарии совершенно не факт, что сторонники С.Харири смогут одержать вверх. «Хизбалла», несомненно, на данный момент времени является главной вооруженной силой страны, и в ЦРУ США всячески приветствуют растущее влияние в партии сторонников  активного нейтралитета по отношению к событиям в Сирии.  Приход к власти коалиции С.Харири чреват принятием непопулярных решений, которые грозят усилением в «Хизбалле» сторонников «жесткой и бескомпромиссной» линии. В частности, уже сейчас, «на волне» эмоций после убийства В.альХасана, сторонники С.Харири во властных структурах и парламенте  инспирировали кампанию с требованием пересмотра условий контроля со стороны «Хизбаллы» над столичным аэропортом. В случае успеха таких требований это будет однозначно означать открытое вооруженное наступление со стороны «Хизбаллы», противопоставить которому в настоящее время ливанская армия ничего не может

Основной момент стратегии Запада на этом направлении — это строгое лимитирование масштабов открытого вооруженного конфликта сторон сирийского кризиса границами собственно Сирии. И президент Ливана М.Сулейман в рамках этой стратегии становится одной из ключевых фигур. Собственно и по этой причине, Париж наконец-то запустил в полной мере переговоры с ним о помощи по модернизации ливанской армии.   Кроме того, аналитики ЦРУ США  полагают, что усиление саудовского влияния в Ливане, безусловно, самым негативным образом скажется на дополнительном усилении сегмента исламистов в движении сирийского сопротивления, чего в Вашингтоне сейчас опасаются более всего. В интересах Вашингтона структурировать помощь сирийской оппозиции и направить ее основные потоки через более или менее контролируемые им каналы на территории Турции и Иордании.

52.35MB | MySQL:103 | 0,452sec