Йемен: обострение ситуации в Абъяне

Позавчера отряды народного ополчения штурмовали в Абъяне резиденцию Тарика аль-Фадли. Появившиеся сообщения о его гибели в бою были позднее опровергнуты, что не меняет значения этого события для поступательного процесса смены власти в стране.

Т.аль-Фадли является не просто представителем радикального крыла исламистов в Абъяне, но и прямым наследником по прямой эмиров Абъяна. Это обстоятельство делает его ключевой фигурой в Абъяне просто в силу традиций. Но дело даже не в этом.

Тарик аль-Фадли начинал воевать еще в Афганистане, где он установил очень тесные контакты с Усамой бен Ладеном. При этом Т.аль-Фадли долгое время являлся креатурой саудовцев, которые рассматривали его как центральную фигуру в организации противодействия социалистам в НДРЙ. Кстати, нынешний президент страны А.М.Хади  также родом с юга, до 1986 года занимал ключевые посты в южнойменской армии, и соответственно не питает добрых чувств к Т.аль-Фадли, который, кроме того, является родственником клана бывшего президента Йемена А.А. Салеха и в этой связи играл роль связующего звена между бывшим президентом и исламистами.

С начала йеменской «революции»  позиция Т.аль-Фадли претерпела некоторую трансформацию. Он открыто не поддержал инициативу «заливников» по мирной передаче власти от Салеха новой временной администрации, в связи с чем у него осложнились отношения с Эр-Риядом. Т.аль-Фадли перебрался в свою вотчину, где долгое время держал официальный нейтралитет и даже публично вывесил на своем доме американский флаг. Он никак не обозначал свое участие  в боях между правительственными войсками и исламистами, которые вдруг активизировались в Абъяне и на юге страны. При этом оружие эти отряды получали со складов правительственной армии по прямому указанию бывшего президента А.А.Салеха.

Как представляется, эта схема имела отношение и к Т.аль-Фадли, который собственно и обеспечил мобилизацию радикалов. Судя по всему, он же стоит и за серией терактов в отношении нынешнего министра обороны и бойцов народного ополчения, которые прокатились в этом году по всей стране. Сейчас наступил адекватная реакция на это. Президент Хади послал через это нападение очень ясный сигнал Т.аль-Фадли о том, что его терпение начинает истекать. В принципе, не будет сюрпризом, если бойцы ополчения реально хотели ликвидировать Т.аль-Фадли. Если это так, то это только вопрос времени.

После чистки в национальном аппарате спецслужб и армии у Т.аль-Фадли практически не осталось «крыши». Его физическая ликвидация, либо самостоятельный уход на политическую периферию в этой связи  предопределен. Тем самым А.А.Салех и его клан лишается очень серьезного рычага влияния на внутрийеменские политические процессы. До сих пор контролируемая активность исламистов оставалась фактически единственным (в условиях потери позиций среди силовиков) рычагом такого влияния.

Безусловно, что атака на резиденцию Т.аль-Фадли была согласована с американцами, которые в рамках решения Белого Дома очень серьезно усилили свое военное присутствие в Йемене. В Сане американские морские пехотинцы и сотрудники ЦРУ США полностью арендовали гостиницу «Шератон», которая находится по соседству с посольством США. Сделано это под предлогом защиты американского диппредставительства после инцидента в Бенгази. Но американский спецназ уже дислоцируется на Сокотре, а также на ряде бывших баз йеменской армии  в южной части страны. Пентагон дал разрешение на ввод в Йемен тяжелой военной техники, включая танки. Серьезно расширен парк беспилотников, действия которых становятся регулярными. Следует предположить, что следующей их целью может стать тот же Т.аль-Фадли.

Такое военное усиление США преследует несколько целей. Прежде всего – это поддержка целостности  Йемена и обеспечение удачного завершения процесса мирной передачи власти. Но противодействие иранской экспансии тоже является одной из важнейших задач. И мероприятия в контексте выполнения последней задачи четко синхронизированы с просьбами Эр-Рияда о помощи на данном направлении. Резкое усиление иранского присутствия в северных районах страны, где повстанцы-хауси фактически контролирует сейчас две провинции и резко усилили свое влияние в столичном регионе, а также усиление иранского влияния в Таизе и на юге страны, не могут не беспокоить Саудовскую Аравию. И Белый Дом в этой связи просто обязан стать неким гарантом  безопасности королевства. Это четко вытекает из вновь принятой внешнеполитической стратегии Вашингтона, которая предусматривает выстраивание приоритетных союзнических отношений  на фоне «арабской весны» именно с монархиями Персидского залива.

52.3MB | MySQL:103 | 0,533sec