Ситуация в Египте: ноябрь 2012 г.

22 ноября в Египте лопнул долго вызревавший нарыв – президент-исламист Мохаммед Мурси одним решением наделил себя властными полномочиями, сравнимыми с абсолютной монархией. Свое решение он оформил в виде конституционной декларации. Она предусматривала, в частности, что отныне никакая судебная инстанция не может распустить Учредительную комиссию, мандат которой продлен на два месяца. Мурси потребовал пересмотра дел, связанных с подавлением манифестаций в периоды правления как Мубарака, так и военных. Он со второй попытки отправил в отставку генерального прокурора Абдель Магида Махмуда, назначив на его место на 4-летний срок Талаата Ибрагима Абдаллу. Кроме того, Мурси зарезервировал за собой право принимать любое решение «в защиту революции», результатом которой стал уход от власти в 2011 г. Хосни Мубарака.

Как подчеркивалось в конституционной декларации, эти решения «окончательны и не подлежат пересмотру» до принятия новой конституции. Со своей стороны представитель канцелярии президента Ясир Али пояснил, что эти решения призваны «очистить властные институты» и «разрушить инфраструктуру прежнего режима».

Эти  решения вызвали негодование у египтян, придерживающихся либеральных и светских взглядов, а также у коптов, которые расценили их как угрозу демократии и как переворот, посредством которого Мурси превратился в «фараона». Как заявил в этой связи бывший глава МАГАТЭ и яростный оппонент Мурси Мохаммед эль-Барадеи, президент «узурпировал всю власть и провозгласил себя новым египетским фараоном».

Сторонники и противники Мурси сразу же начали подготовку к выяснению отношений, организовывая манифестации в различных кварталах Каира. Председатель влиятельного Клуба судей Ахмед аз-Зинд объявил о срочном созыве заседания членов Клуба, предупредив, что его реакцией будут «не слова, а действия». Уже 23 ноября заполыхали здания местных отделений «Братьев-мусульман» и ПСС в ряде городов Египта. В тот же день в Каире прошли массовые манифестации сторонников и противников Мурси. Одновременно США поторопились призвать египтян решить существующие между ними проблемы мирным путем. Одновременно Вашингтон назвал конституционную декларацию Мурси как «вызывающую тревогу».

24 ноября новые власти бросили полицию на подавление антипрезидентской манифестации в Каире. Как утверждали ее участники, «Египет входит в новую революцию, поскольку в 2011 году в наши намерения не входило заменить одного диктатора на другого». Одновременно высшая юридическая инстанция страны – Высший совет юстиции – осудила конституционную декларацию Мурси. Его примеру последовал Высший конституционный суд. Влиятельный Клуб египетских судей призвал служителей Фемиды начать забастовку с тем, чтобы заставить Мурси дезавуировать конституционную декларацию.

Уже 25 ноября появились первые жертвы противостояния между сторонниками и противниками Мурси – в городе Даманхур к югу от Александрии в столкновениях у местной штаб-квартиры «Братьев-мусульман» погиб один исламист, с обеих сторон десятки человек получили ранения. К 28 ноября число погибших увеличилось до 5 человек.

Что касается полиции, то она фактически ежедневно стала применять силу для подавления антипрезидентских манифестаций. В этих условиях Мурси ускорил процесс подготовки проекта новой конституции, назначив на 29 ноября голосование по ней в Учредительной комиссии, в которой большинство имеют исламисты. После принятия проекта в Учредительной комиссии проект конституции будет передан Мурси, который в двухнедельный срок должен организовать референдум по ее принятию. Как и ожидалось, исламисты протащили в текст основного закона страны статью 2, которая определяет, что «принципы шариата» являются «основным источником египетского законодательства». Впрочем, такая формулировка в условиях Египта считается достаточно мягкой, и она присутствовала и в прежней конституции, поскольку альтернативной ей была ссылка на «предписания шариата».

По оценке М.эль-Барадеи, произведенное Мурси и Учредительной комиссией действо стало «госпереворотом против демократии».

Принятие Учредительной комиссией текста проекта новой конституции привело 30 ноября к новым столкновениям между сторонниками и противниками Мурси в Александрии и Каире, а также в ряде других городов.

В события в Египте вмешался и МВФ, предупредивший, что «кардинальные изменения» в египетской экономической политике могут поставить под сомнение выполнение предварительного соглашения о предоставлении стране 4,8 млрд долларов.

Что касается других событий месяца в Египте, то большинство из них в той или иной мере касалось все более острого противостояния гражданского общества и дорвавшихся до власти «Братьев-мусульман». 1 ноября стало известно, что вице-президент порожденной «братьями» Партии свободы и справедливости /ПСС/ Эссам эль-Эриян предстанет перед судом по обвинению в клевете на частный телеканал «Дрим». Исковое заявление написала ведущая телеканала Джихан Мансур после того, как исламист в одном из интервью заявил, что этому телеканалу платят за критику в адрес «Братьев-мусульман».

Многие независимые СМИ обвиняют исламистов в том, что те в лучших традициях прежнего режима подавляют свободу прессы, привлекая к суду или закрывая те издания, которые осмелились критиковать «братьев». Этому способствовало, в частности, назначение выходца из «братьев» Салаха Абдель Максуда Метвалли на пост министра информации, а также его единомышленников – на посты главных редакторов правительственных СМИ.

29 ноября частные газеты объявили, что они не выйдут 4 декабря в знак протеста против отсутствия положения о свободе прессы в проекте новой конституции Египта. Частные телеканалы решили помолчать на следующий день.

2 ноября несколько сотен исламистов салафитского толка вышли на площадь Тахрир с требованием исламизации будущей конституции страны путем четкой ссылки на то, что ее источником является шариат. Подобная перспектива отвергается египтянами, придерживающимися либеральных и светских взглядов.

4 ноября коптская ортодоксальная церковь предоставила воле случая в лице ребенка мужского пола с завязанными глазами вытащить жребий и определить таким образом имя 118-го патриарха из трех кандидатов. Процедура проходила в Каире в церкви Святого Марка при огромном наплыве верующих. До этого три кандидата были избраны тайным голосованием советом из почти 2,5 тысяч коптских священников и мирян. Мальчиков тоже отбирали по жестким критериям – они должны быть из коптской семьи в возрасте от 5 до 8 лет. Сначала отобрали 12 кандидатов, затем из них сделал выбор исполнявший обязанности главы коптской церкви епископ Пахомиус. В итоге волею случая главой коптской церкви стал 60-летний епископ Тавадрос. Его интронизация состоялась 18 ноября, после чего он получил имя Тавадрос II. Показательно, что Мурси решил не присутствовать на церемонии интронизации, ограничившись направлением на нее своего представителя, хотя соответствующее приглашение президенту АРЕ было направлено.

Про нового патриарха (в миру его зовут Вагих Собхи Бакки Солейман) известно, что он родом из дельты Нила, получил диплом фармацевта в Александрийском университете. До пострига в монахи одно время руководил фармацевтическим предприятием. Затем прошел все ступеньки иерархии коптской церкви. Категорически против вмешательства церкви в политические дела, равно как против появления в Египте «религиозного государства». Сторонник укрепления единства коптов.

В условиях современного Египта копты оказались по одну сторону баррикад вместе с либералами и светскими египтянами в их совместном противостоянии исламистам всех мастей.

8 ноября генеральный прокурор Египта Абдель Магид Махмуд подтвердил права коптской церкви на участок земли в одном из пригородов Каира, захваченный салафитами. Одновременно он потребовал от полиции принять необходимые меры с тем, чтобы воспрепятствовать салафитам построить на этом участке земли мечеть.

9 ноября около 2 тысяч ультраконсервативных исламистов из организаций «Салафитский фронт» и «Аль-Гамаа аль-Исламия» устроили манифестацию на площади Тахрир с тем, чтобы потребовать неукоснительного соблюдения в Египте законов шариата. Их лозунгами были «Коран выше конституции» и «За применение шариата». Использовавшийся в ходе прошлогоднего восстания лозунг «Хлеба, свободы, социальной справедливости» они заменили на «Хлеба, свободы, шариата». Показательно, что ни сторонники «Братьев-мусульман», ни сторонники салафитской партии «Ан-Нур» не принимали участия в этой манифестации.

17 ноября коптская церковь приняла решение вывести своих четырех представителей из состава Учредительной комиссии, которая должна выработать проект текста новой конституции. В 100-местной Учредительной комиссии подавляющее большинство имеют исламисты, которые всеми силами пытаются протолкнуть свой вариант основного закона страны.

4 ноября в Каире побывал глава МИД РФ Сергей Лавров. В столице Египта он провел переговоры с международным посредником по делам Сирии алжирцем Лахдаром Брахими и генеральным секретарем Лиги арабских государств Набилем аль-Араби. В ходе переговоров обсуждалась ситуация в Сирии.

С.Лавров встретился также с президентом АРЕ М.Мурси и главой МИД Египта Мохаммедом Камелем Амром. С официальными египетскими лицами глава МИД РФ обсуждал вопросы, касающиеся ситуации в Сирии и Ливии.

В течение ноября сложной оставалась обстановка на Синайском полуострове. 3 ноября 3 полицейских погибли, 1 получил ранения в результате атаки боевиков одной из джихадистских групп на полицейский автомобиль.

Начавшаяся в середине ноября израильская операция  против боевиков радикальных исламистских группировок в контролируемом движением ХАМАС секторе Газа подтвердила самые худшие для Израиля опасения того, что Египет изменился. 14 ноября глава МИД АРЕ потребовал «немедленного прекращения» рейдов ВВС Израиля против объектов радикалов в секторе Газа (понятно, что он не требовал прекращения ракетных обстрелов Израиля). В тот же день президент Мурси отозвал после АРЕ из Израиля. Одновременно ПСС предупредила, что Каир «больше не позволит, чтобы палестинцы стали объектом израильской агрессии, как это случалось ранее». 15 ноября Мурси, передернув все и вся, назвал «неприемлемой» «агрессию» Израиля против сектора Газа. 16 ноября показательный жест устроил премьер-министр Египта Хишам Кандиль, посетивший сектор Газа. 16 ноября в своей антиизраильской риторике Мурси договорился до того, что назвал действия ВВС Израиля «очевидной агрессией против человечности». Одновременно он сделал многозначительное заявление, пообещав «не оставить сектор Газа в одиночку».

Однако все эти жесты были скорее показательными, поскольку Мурси прекрасно понимает жизненную важность для современного Египта сохранения хороших отношений с США и поддержания имиджа страны, отвечающей за свои действия.

В любом случае, приняв конституционную декларацию, Мурси подтолкнул Египет еще ближе к хаосу. Остановить страну от сползания к анархии сейчас может только одна сила – египетская армия. Вопрос только в том, решится ли на это ее новое командование?

52.28MB | MySQL:103 | 0,609sec