Система парламентских выборов в Израиле

В Израиле принята общегосударственная система выборов, основанная на принципе пропорциональности. Единственное ограничение — обязательное прохождение партийными списками 2-процентного барьера (до выборов в 13-й кнессет (1992) барьер был лишь 1%. В каденцию 16-го кнессета (2003) он был поднят с 1,5 до 2%). Согласно этой системе, избиратели голосуют за партийный список, а не за конкретного кандидата. Выбранные партийные списки представлены в кнессете в соответствии с процентным количеством голосов, проголосовавших за них.

Избираются 120 депутатов кнессета, все решения принимаются простым большинством голосов. Лидеру партии, набравшей наибольшие число мандатов, президент страны поручает создать коалиционное правительство. Практически ни разу за последнюю четверть века правящая партия не имела абсолютного большинства и была вынуждена составлять коалицию с другими партиями. Поэтому часто коалиция, составленная из ряда мелких партий, имеет минимальный перевес в один голос, что в последние два десятилетия приводило к регулярным коалиционным кризисам.

Система выборов в Израиле основана на двух основных законах: «Основной закон о кнессете» от 1958 г. и Закон о выборах в кнессет (объединенный вариант) от 1969 г. Согласно закону о партиях от 1992 г., лишь партии, зарегистрированные законным образом, допускаются к участию в выборах и могут подавать в ЦИК списки кандидатов в депутаты для регистрации. Однако процедура регистрации партий довольно-таки несложная, и лишь в последние годы был резко увеличен регистрационный взнос (сегодня он составляет около 17 тыс. долларов). Как результат на выборы, запланированные на 2013 г., в Центральную избирательную комиссию 5 декабря с.г. были поданы 34 заявки от различных партий. Только 12 из них — партии, имеющие свое представительство в нынешнем кнессете. Три новые партии составлены из депутатов кнессета от других партий, остальные — или новые, или созданные к предыдущим выборам и не прошедшие электоральный барьер. 23 декабря ЦИК должен объявить, какие партии допущены к участию в выборах.

В некоторых партиях проходят предварительные выборы (праймериз), результаты которых определяют кандидатов, которые будут представлять эту партию на выборах в кнессет. Такие выборы проходят посредством прямого голосования всех членов партии. При подготовке к выборам 2013 г. таким образом определялся состав двух основных и старейших партий страны — Ликуда и Аводы. Есть партии, в которых партийный центр сам выбирает кандидатов. В ортодоксальных партиях кандидатов назначают духовные лидеры. Так формируются списки партий ШАС и «Яадут ха-Тора». В отдельных случаях, обычно при формировании новых партий или партиях «одного лидера», вместо выборов в них, согласно решению лидера партии, назначают согласительную комиссию, которая и определяет список кандидатов на основании разработанных ею критериев. Таким образом были сформированы списки НДИ (лидер А. Либерман), «Еш атид» (Я. Лапид), «Ха-Тнуа» (Ц. Ливни) и Кадимы (Ш. Мофаз).

Подавляющее большинство новых партий — это партии «одного лидера», которые, естественно, сами и формируют его список. Крупные партии обычно подают заявку на регистрацию 120 кандидатов, куда входят обычно все партийное руководство на местах и особо уважаемые члены партии. Мелкие и новые партии обычно подают списки на 5–10 человек.

 

Законодательные основы выборов

Общие рамки выборов были установлены в 4-м параграфе «Основного закона о кнессете», согласно которому выборы в кнессет будут всеобщими, повсеместными, прямыми, равными, тайными и пропорциональными. Этот пункт можно изменить лишь при согласии, по меньшей мере, 61 из 120 избранных депутатов.

Принцип всеобщности охраняет право каждого гражданина, достигшего 18 лет, участвовать в голосовании, а также право быть выбранным — каждого гражданина, достигшего 21 года. Несмотря на то что «Основной закон о кнессете» дает законодателю полномочия ограничить право выбора в случае, в котором, по его мнению, в этом есть необходимость, до сегодняшнего дня кнессет ни разу этим правом не воспользовался.

Существует перечень должностей, занимая которые невозможно баллотироваться на выборах: президент страны, государственный контролер, судьи, офицеры и генералы, служащие в Армии обороны Израиля, высокопоставленные государственные работники. Для того чтобы получить право выставить свою кандидатуру, им, в соответствии с законом, необходимо уволиться, по меньшей мере, за шесть месяцев до выборов.

Есть отдельное положение о государственных служащих, которые могут принимать участие в выборах и как работники штабов и как кандидаты только в случае ухода в неоплачиваемый отпуск минимум за два месяца до выборов.

Принцип повсеместности подчеркивает, что Государство Израиль является единой территорией выборов согласно всего, что касается деления мандатов. Значение «прямых выборов» состоит в том, что избиратель выбирает кнессет напрямую, а не посредством группы избирателей (как это принято на президентских выборах в США). «Равные выборы» означают равенство между отданными голосами. Верховный суд постановил, что принцип равенства касается также и равных шансов между всеми партийными списками, принимающими участие в выборах. Принцип тайного голосования, призванный охранять честность выборов, стремится предотвратить оказание давления на избирателя, поскольку невозможно знать, каким образом он проголосовал. Принцип пропорциональности выражается в том, что каждая партия имеет число представителей в кнессете, пропорциональное ее электоральной силе, при условии, что она преодолевает процентный барьер.

Выборы в кнессет должны проходить раз в четыре года. Кнессет имеет право принять решение, посредством обычного большинства, о досрочном роспуске действующего кнессета. В период, когда была принята система прямых выборов премьер-министра, он имел право сообщить президенту страны о своем решении перенести дату выборов на более ранний срок. После отмены этой системы премьер-министр может лишь посоветовать президенту ускорить выборы, однако кнессет имеет право воспрепятствовать этому решению.

Выборы во 2-й, в 5-й, 10-й, 11-й, 13-й, 14-й и 15-й кнессет проходили досрочно по инициативе самого кнессета. Выборы в 16-й кнессет (2003) прошли досрочно по инициативе премьер-министра. Выборы в 18-й кнессет (2009) прошли досрочно по инициативе новоизбранного лидера партии Кадима Ц. Ливни из-за невозможности сформировать новую коалицию после ухода в отставку премьер-министра Э. Ольмерта из-за начатого против него уголовного расследования. Выборы в 19-й кнессет (2013) также назначены досрочно, по инициативе премьер-министра Б. Нетаньяху, из-за невозможности утвердить бюджет на 2013 г. Однако стоит учесть, что после 1996 г. это было самое «устойчивое» правительство и первая каденция кнессета, продержавшаяся более трех лет.

Кнессет имеет право, при поддержке особого большинства, продлить срок своей работы за пределы четырех лет. Выборы в 8-й кнессет были перенесены на два месяца по причине войны Судного дня. Это единственный случай, когда кнессет принял решение перенести выборы на более поздний срок.

 

Право участия в выборах

Соревнование на выборах проходит между баллотирующимися списками. Начиная с 1992 г., когда был принят закон о партиях, только партия, которая была зарегистрирована согласно закону, или же несколько партий, решивших подать единый список, могли выдвинуть список своих кандидатов. Например, в выборах в 15-й кнессет участвовал список «Единый Израиль», который состоял из трех партий: Авода, Гешер и Меймад.

Неформальным образом партия может добавить к своему списку людей или группы, не являющиеся ее членами и не зарегистрированные как самостоятельная партия. Например, на выборах в 15-й кнессет в рамки объединенного арабского списка входили: «Демократическая арабская партия» — зарегистрированная партия и «Исламское движение», не зарегистрированное как партия. На выборы 2013 г. две партии — Ликуд (Нетаньяху) и НДИ (Либерман) — идут объединенным списком. Партия «Ха-Тнуа» под руководством Ц. Ливни была составлена фактически из семи депутатов кнессета от партии Кадима и одного депутата от партии Авода.

Списки, в которых есть лица, напрямую или косвенно действующие против существования Государства Израиль как государства еврейского народа и против его демократического характера, а также списки, в которых есть лица, призывающие к расизму, не могут быть допущены к участию в выборах. В настоящий момент депутат кнессета от партии НДИ Давид Ротем, возглавляющий парламентскую комиссию по законодательству, обратился в ЦИК с требованием запретить баллотироваться на предстоящих выборах в кнессет 19-го созыва арабской партии БАЛАД, в списке которой находятся Джамаль Захалка и Ханин Зуаби.

Предыдущий глава партии БАЛАД Азми Башара был обвинен в Израиле в шпионаже в пользу террористической организации «Хизбалла» и сбежал из страны, а Ханин Зуаби приняла участие во «Флотилии свободы», участники которой напали на солдат ЦАХАЛа.

Депутат кнессета Офир Акунис также подал в ЦИК просьбу запретить депутату от партии БАЛАД Ханин Зуаби баллотироваться в кнессет 19-го созыва. По словам Акуниса, он заручился поддержкой тринадцати членов комиссии для проведения обсуждения своей просьбы, согласно закону при требовании отстранить от выборов отдельного кандидата (а не партийный список целиком). Офир Акунис заявил, что представители Ликуда, НДИ, ШАС, «Байт Йегуди» и Кадимы в избирательной комиссии поддерживают его обращение. Депутат утверждает, что все эти партии считают правильным отстранить от выборов Зуаби, которая позволяла себя заявления, расцениваемые им как поддержка террора, выступает против Израиля как еврейского государства, а также участвовала в «попытке прорыва блокады сектора Газа» на борту парома «Мави Мармара».

Перед прошлыми выборами Центризбирком наложил запрет на участие в выборах партии БАЛАД, однако БАГАЦ (Высший суд справедливости) отменил это решение, и партия была допущена к выборам.

 

Разделение мандатов между партийными списками

Списки, преодолевшие процентный барьер, получают число представителей в кнессете относительно набранному ими числу голосов. Деление происходит следующим образом: общее число голосов, отданных партиям, прошедшим процентный барьер, делят на 120, и таким образом устанавливают число голосов, которые присваивают списку одно место в кнессете. На выборах со 2-го по 7-й кнессет «лишние голоса» (голоса, которые получила партия, преодолевшая процентный барьер, однако не достаточные для того, чтобы присвоить ей дополнительное место) были отданы тем спискам, число «лишних голосов» в которых наиболее высоко. На выборах в 1-й кнессет, а также начиная с 8-го кнессета, такие голоса присваивают партиям, за которые проголосовали наибольшее число избирателей, — система, известная в мире под названием Агенбах–Бишоф (Де-Хондет), именуемая в Израиле система Бедер–Офер — по имени депутатов Йоханана Бедера и Авраама Офера, предложивших ее ввести. Два списка могут заключить перед выборами соглашение о делении «лишних голосов». Список, который получит наибольшее число голосов, но их не будет хватать для получения мандата, получит остаток от партии, с которой подписан договор.

На выборах 2013 г. партия Авода (Ш. Яхимович) подписала такой договор с партией «Еш атид» (Т. Лапид). Объединенный список Ликуд–НДИ и «Байт Йехуди» также подписали договор об остатке голосов («эскем одафим»).

 

Кто входит в кнессет?

В кнессет входят те кандидаты, которые были занесены в партийный список, согласно порядку. Если определенная партия получила число голосов, достаточное для десяти мест, кандидаты, занимающие десять первых мест в списке, попадут в кнессет. В случае смерти одного из претендентов либо выхода его из членства в кнессете кандидат, следующий за ним в списке, занимает его место.

За период работы кнессета 18-го созыва в его составе поменялось более 10% депутатов.

Перед выборами 2009 г. общее число избирателей в Израиле составляло 5278985 человек. Всего в голосовании на выборах в кнессет 18-го созыва, по данным ЦИК, приняли участие 3416587 человек — 65,2% общего числа израильтян, имеющих право голоса. 43097 бюллетеней (1,25%) были признаны недействительными. Конверты без вкладыша с литерой партии, а также с испорченными бюллетенями также были аннулированы. Общее число «сгоревших» голосов, то есть отданных за партии, не преодолевшие электоральный барьер в 2%, составило 103904 (3% проголосовавших).

В 2009 г. один мандат «стоил» на парламентских выборах 27246 голосов избирателей — именно это число голосов необходимо было набрать партии, чтобы получить в кнессете одно депутатское кресло.

По итогам выборов в кнессет 18-го созыва наибольшее число голосов — 758032 — получила партия Кадима (22,5% общего числа проголосовавших) и набрала 28 мандатов, за нею следовал Ликуд (729054 голоса, 21,6%) и, соответственно, 27 мандатов. На третьем месте была партия НДИ (394577 голосов, 11,7%) и 15 мандатов. Минимальное число голосов набрал прошедший последним список «Национально-демократический союз» — 83739 (2,5%) и три мандата.

 

Центральная избирательная комиссия

ЦИК (Ва‘ада́т hа-бхиро́т hа-меркази́т) — государственный орган, отвечающий за организацию и проведение выборов всех уровней в Израиле. ЦИК действует в соответствии с Законом о выборах в кнессет.

В полномочия комиссии входят все вопросы, связанные с организацией выборов в кнессет, включая порядок голосования, количество и расположение избирательных участков, допуск партий и отдельных кандидатов к участию в выборах, подсчет голосов, публикацию результатов выборов и выдачу мандатов избранным членам кнессета. Помимо этого ЦИК уполномочен назначать членов окружных избирательных комиссий, а также, наряду с инспектором по выборам МВД, контролировать выборы в местные и муниципальные органы власти.

ЦИК формируется в течение 60 дней с момента начала работы очередного созыва кнессета. В состав комиссии входят 37 членов, назначаемых фракциями кнессета, пропорционально числу полученных мандатов. Председатель комиссии назначается Верховным судом из числа входящих в него судей. Комиссия избирает из числа своих членов пять заместителей председателя. Срок полномочий очередного состава ЦИК истекает в момент утверждения нового состава. С июня 2012 г. председателем ЦИК является судья Эльяким Рубинштейн.

Центральная избирательная комиссии — фактически временный орган, функционирующий только в период проведения выборов. ЦИК создает региональные и частично формирует участковые избирательные комиссии.

На выборах 2009 г. голосование было организовано на 9264 участковых избирательных участках. Согласно норме выборов, на каждом участке записано не более 800 избирателей и имеется одна урна для голосования. Для удобства избирателей одного района, обычно на базе общественного здания, школы или клуба, организуется как бы объединенный избирательный участок, под своей крышей которого существуют от двух до десяти самостоятельных избирательных участков.

В состав участковой избирательной комиссии входят четыре человека: председатель, два члена комиссии и секретарь. Секретарь комиссии назначается из числа государственных и муниципальных служащих, которые проходят недельные курсы подготовки. На секретарей комиссии ложится вся тяжесть документально-оформительской работы, а также сдача протоколов голосования в региональные избирательные комиссии. Председатель и два члена комиссии формируются из актива партий, представленных в кнессете уходящего созыва, согласно их пропорциональности. На избирательных участках также могут присутствовать по одному наблюдателю от каждой партии, участвующей в выборах. Члены избирательной комиссии за день работы на избирательном участке получают фиксированную плату в размере 370 долларов.

 

Бюджет выборов

22 октября 2012 г. Центральная избирательная комиссия утвердила бюджет предстоящих парламентских выборов. Общая сумма расходов на проведение выборов составит 246781 млн шекелей (65 млн долларов) — это примерно на 20% больше, чем было истрачено на выборах 2009 г. Комиссия одобрила увеличение прежних расходов на 40 млн шекелей (+16%). Они включают повышенную заработную плату, обучение персонала, добавление новых районов голосования и, соответственно, избирательных участков, большее число сотрудников и бюллетеней для голосования. Бюджет выборов выглядит следующим образом: предвыборная подготовка — 82,8 млн шекелей; мероприятия в день выборов — 76,2 млн шекелей; зарплата в день выборов — 58,5 млн шекелей; расходы на подсчет голосов — 22,2 млн шекелей и необходимый инвентарь — 7,2 млн шекелей.

Подкатегории стоимостью до 1 млн шекелей включают: поиск мест для избирательных участков с легким доступом для инвалидов; создание избирательных участков для дипломатов, работающих за рубежом; обучение сотрудников; зарплата на подготовку кадров; редактирование объявлений, выпущенных различными политическими партиями. Как обычно, Центральная избирательная комиссия проводит мультимедийную кампанию по разъяснению общественности избирательного процесса. Затраты на это оцениваются в 1,8 млн шекелей.

Частично рост бюджета объясняется естественным приростом населения, а также увеличением расходов согласно новыми требованиями кнессета. Во время каждых выборов персонал кнессета переходит под начало ЦИК и обеспечивает выполнение различных функций. На этот раз кнессет решил потребовать от ЦИК особой оплаты за эти услуги, и вместо 1,4 млн шекелей, которые были выплачены работникам кнессета за их работу на выборах 2009 г., на этот раз кнессет получит около 5 млн шекелей. По данным СМИ, на этот раз кнессет требует платы даже за использование своих компьютеров.

Председатель ЦИК, отставной судья Эльяким Рубинштейн призвал руководство комиссии как можно экономнее расходовать выделенные деньги и вернуть в бюджет то, что останется после выборов. В 2009 г. бюджет выборов составлял 207 млн шекелей (53 млн долларов), из них было израсходовано только 187 млн шекелей, а оставшиеся 20 млн шекелей вернулись в государственную казну.

 

Финансирование партий

Согласно Закону о выборах, каждая партия, преодолевшая электоральный барьер и получившая своих депутатов кнессета, получает государственное финансирование на свою партийную деятельность. Сумма единой разовой выплаты составляет примерно 1,4 млн шекелей (360 тыс. долларов) за каждый мандат, и ежемесячно в партийный бюджет будет переводиться еще по 25 тыс. долларов за каждого депутата. Это не считая тех денег, которые получает сам депутат за свою деятельность в кнессете. Именно наличие этих поступлений позволяет партиям вести свою партийную работу, а также организовывать все виды выборов (внутренних, муниципальных и общих). Закон о выборах четко определяет вопросы финансирования партийной деятельности, обговаривает не только рамки и правила пожертвований, но и серьезные штрафы, вплоть до уголовной ответственности за их нарушение. Уже не раз партийные деятели различного уровня, вплоть до бывшего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона, привлекались к уголовной ответственности за нарушение финансовой дисциплины.

 

Процедура и места для голосования

Каждый гражданин Израиля, достигший 18-летнего возраста и внесенный в список избирателей, имеет право участвовать в выборах в кнессет и в местные органы власти. Он имеет право участвовать в выборах в тот местный орган власти, в списках избирателей которого он числится. В списки избирателей (сефер бухарим) местного органа власти человек попадает автоматически в момент своей прописки по месту жительства.

На основании сообщения ЦИК о выборах в кнессет 19-го созыва право быть включенным в списки избирателей в соответствии с законом имеет каждый избиратель, соответствующий трем критериям: гражданин Израиля (стал им не позднее 29.11.2012); родился не позднее 22.02.1995; его имя и адрес зарегистрированы в актах гражданского состояния не позднее 29.11.2012.

В момент получения гражданства, независимо от причины  его получения (рождение от граждан страны, репатриация согласно Закону о возвращении или на основании Закона о воссоединении семей, в результате женитьбы), новый гражданин тут же получает и право участвовать в выборах.

В Израиле компьютеризирована система выдачи внутренних паспортов, в результате чего все граждане автоматически находятся на учете в реестре Министерства внутренних дел (МВД Израиля — не полицейский орган, отвечает за бюджеты городов и их работу). Прописка в Израиле — дело добровольное, но только на основании прописки гражданин записан за каким-то конкретным местным органом власти, а также конкретным избирательным участком по месту жительства. Из-за своей нерадивости часть населения, не имеющая прописки по новому месту жительства, не участвует в выборах.

Примерно за месяц до выборов каждый гражданин может проверить правильность его нахождения в списках избирателей по новому месту жительства, учебы или работы, перепрописаться в сроки, установленные ЦИК, и внести свое имя в списки избирателей того населенного пункта, где он хочет голосовать.

Избирательный участок, к которому гражданин прикрепляется для выборов в кнессет, определяется в соответствии с его последним адресом (пропиской), указанном в «Списке избирателей». За несколько дней до выборов публикуется «Сообщение об избирательных участках». Избиратель найдет в этом сообщении точный адрес места голосования и порядковый номер избирательного участка.

Список избирателей также будет представлен в Интернете для выяснения местоположения избирательного участка на сайте по адресу: www.gov.il. Более подробную информацию можно получить на интернет-сайте Центральной избирательной комиссии по адресу: www.bechirot.gov.il, где также будут размещены объявление о публикации списков избирателей и адреса для голосования. Адрес и номер избирательного участка публикуются также в «Извещении избирателю», которое рассылается всем избирателям примерно за три недели до выборов по адресам, указанным в списке избирателей.

Каждый избиратель имеет право голосовать только на том избирательном участке, к которому он прикреплен.

 

Голосование особых групп населения

Избирателю, который по состоянию здоровья не может сам выполнить практические действия голосования, разрешается привести с собой сопровождающего. Закон запрещает приводить в качестве сопровождающего начальника или сотрудника учреждения, в котором избиратель содержится. Сопровождающий может опекать не более двух избирателей. Избиратель выходит из кабины для голосования, подходит к урне и под наблюдением членов комиссии собственноручно опускает закрытый конверт в урну.

Накануне выборов в кнессет 14-го созыва была принята поправка к Закону, впервые предоставляющая возможность проголосовать гражданам, находящимся в больницах. Во всех больницах с числом коек не менее пятидесяти на видном месте устанавливают урны. Обслуживающий персонал, находящийся на дежурстве — врачи, медсестры, охранники, — может проголосовать на рабочем месте, представив избирательной комиссии справку от дирекции больницы. Утром в день выборов больница выдаст каждому больному избирателю справку о госпитализации, которую ему следует представить избирательной комиссии.

Бюллетени, поданные больными (как и моряками, дипломатами, солдатами, заключенными), помещаются в двойные конверты. Конверт, в который избиратель (больной, солдат, заключенный и т.д.) сам вложит выбранный им бюллетень, вкладывается в дополнительный конверт, на котором будут указаны необходимые данные о голосующем, а точнее, адрес его прописки, куда и будет в дальнейшем отправлен бюллетень. Материалы голосования поступят в Центральную избирательную комиссию, которая проверит, не голосовал ли этот избиратель также на своем обычном избирательном участке.

Солдаты голосуют по месту службы. Солдатские бюллетени, вложенные, так же как и у больных в больницах в двойные конверты, отправляются в избирательные участки по местам их прописки.

На выборах в кнессет 18-го созыва в 2009 г. голосование «в двойных конвертах» проводилось на специальных избирательных пунктах, в том числе: около 700 участков на военных базах ЦАХАЛа и МАГАВ; 1319 передвижных избирательных пунктов для инвалидов, пожилых людей и тех, кому трудно добраться до стационарных урн голосования; 194 избирательных пункта в больницах; 92 избирательных пункта в дипломатических представительствах Израиля за рубежом; 56 избирательных пунктов в тюрьмах и следственных изоляторах.

Однако после прошлых выборов выяснилось, что «инвалидными» избирательными участками пользуются и вполне здоровые молодые люди — студенты, которым не хочется тратить время и деньги на поездку домой ради участия в выборах, но которые при этом все-таки желают исполнить свой гражданский долг. Поскольку на специализированных участках голосуют двойными конвертами и результаты этого голосования подсчитываются дольше и тщательнее (дабы избежать двойного голосования), студенческое мошенничество вскрылось, и ЦИК Израиля решил положить конец этому явлению.

Но вместо того, чтобы подумать о предоставлении студентам возможности голосовать по месту учебы, накануне новых выборов ЦИК инициировал поправку в закон, предусматривающую уголовное наказание для тех, кто в день выборов выдаст себя за инвалида. Если поправка будет принята, каждый избиратель, явившийся на «инвалидный» участок, если его инвалидность не видна простым глазом, обязан будет представить справку и письменное заявление об ограниченности своей способности к передвижению. А тем, кто выдаст себя за инвалида, будет грозить до полугода тюрьмы.

 

День выборов и процедура голосования

День выборов — выходной день, но транспорт в этот день работает как обычно.

Все избирательные участки в день выборов открыты с 7 часов утра до 10 часов вечера. Двери избирательных участков закрываются ровно в 10 часов вечера. В населенных пунктах, где число избирателей не превышает 350 человек, голосование проходит с 8 часов утра до 8 часов вечера. Ожидающие очереди проголосовать получают возможность проголосовать, но те, кто придет на избирательный участок после часа закрытия, проголосовать не смогут.

Прибывший для голосования должен удостоверить свою личность перед избирательной комиссией. Для этой цели действительно только официальное удостоверение личности, к которым относятся следующие документы: удостоверение личности (теудат зеут) с фотографией; действующий загранпаспорт (даркон) с фотографией; водительские права (ришайон неига) с фотографией.

Процедура голосования делится на несколько этапов. Избиратель удостоверяет свою личность перед избирательной комиссией с помощью удостоверения личности (теудат зеут). Найдя его имя в списках избирателей, ему вручают конверт для голосования — глухой конверт с темным внутренним покрытием, на которых стоят печать ЦИК, а также подписи двух членов участковой избирательной комиссии.

Избирательный бюллетень партийного списка — это белый лист газетной бумаги размером 10х7 см, на котором написаны буквенный символ партии и название партии на иврите. Согласно закону о государственных языках, арабские партийные списки могут добавлять на этом же бюллетене название своей партии на арабском языке.

Избиратель входит в кабину для голосования. Перед ним лежат избирательные бюллетени всех утвержденных кандидатских списков белого цвета. Он выбирает бюллетень того кандидатского списка, за который решил отдать свой голос (только один бюллетень), и вкладывает его в белый конверт. Избиратель должен закрыть конверт (запечатав или не запечатав  его) таким образом, чтобы избирательный бюллетень не был виден снаружи. Избиратель имеет право воспользоваться для голосования чистым белым бюллетенем, на котором сам напишет символ списка, за который голосует. Он может либо попросить такие бюллетени у председателя избирательной комиссии, либо воспользоваться чистыми бланками, которые находятся в кабине для голосования наряду с заполненными бюллетенями.

В конверт разрешается класть только один бюллетень. Конверт, в котором будут обнаружены два или более бюллетеней разных списков или три и более бюллетеней одного и того же списка, будет признан недействительным.

 

Подсчет голосов

По окончании голосования участковые избирательные комиссии приступают к подсчету голосов. После вскрытия урны и пересчета конвертов члены комиссии приступают к их вскрытию. При вскрытии конверта член комиссии достает бюллетень и демонстрирует его присутствующим и, если бюллетень признан действительным, его накалывают на специальный штырь с названием партии. После подсчета все бюллетени пакуются в конверты, запечатываются и вместе с протоколами отправляться в районные комиссии.

Участковые комиссии сообщают результаты голосования в районные комиссии. Каждая районная комиссия передает результаты в Центральную избирательную комиссию вместе с протоколами участковых комиссий. В Центральную избирательную комиссию для проверки и подсчета голосов поступают также конверты для голосования из воинских частей, с судов, находящихся в плавании, из тюрем, мест предварительного заключения, дипломатических представительств, а также из больниц, как объяснялось выше.

 

Заключение

В настоящий момент, согласно опросам общественного мнения, не более 12–14 партий смогут преодолеть электоральный барьер. Единогласным лидером все опросы признают объединенный список Ликуд–НДИ, рассчитывающий на 36–42 мандата. И хотя многие списки еще даже не начали свою избирательную кампанию, все говорит о том, что следующим главой правительства вновь станет Б. Нетаниягу, которого, кстати, на этом посту хотят видеть как минимум две трети избирателей. Однако до выборов еще почти полтора месяца, и всякое может случиться — и плохое, и хорошее, что уже не раз бывало в Израиле.

 

Источники

Постановление ЦИК о выборах в кнессет 19-го созыва.http://www.knesset.gov.il/elections19/heb/about/ElectoralSystemCec_ru.pdf

Сайт кнессета.  http://main.knesset.gov.il/Pages/default.aspx

Парламентские выборы в Израиле (2009). Сайт Википедия. http://ru.wikipedia.org

Материалы израильских русскоязычных сайтов.

62.95MB | MySQL:102 | 1,084sec