Существует ли в Израиле партия поселенцев?

Данные Центральной избирательной комиссии Израиля свидетельствую о том, что доля жителей еврейских поселений Иудеи и Самарии (Западного берега р.Иордан) на местах, считающихся реальными, в партийных списках, которые примут в конце января участие в выборах в израильский Кнессет 19-го созыва, непропорционально велика. Вместе с тем, как и следовало ожидать, поселенцы распределены по израильским партийным спискам неравномерно. Их совсем нет в левых, арабских и ультраортодоксальных религиозных партиях. Соответственно в партиях правого лагеря их удельный вес особенно велик.

В ставшем, по сути, партией власти списке «Ликуд-НДИ», объединившем правоцентристские партии Ликуд и «Наш дом Израиль», поселенцы занимают 6 из 40 мест, который с определенным допуском можно считать реальными. Это Авигдор Либерман (Нокдим), Зеев Элькин (Кфар-Эльдад), Юлий Эдельштейн (Неве-Даниэль), Давид Ротем (Эфрата), Моше Фейглин (Карней-Шомрон) и Алекс Миллер (Ариэль). Последний занимает 33е место в партийном списке. Таким образом, доля поселенцев на реальных местах списка «Ликуд- НДИ», по сути, еще выше, приближаясь к 20%. Обращает на себя внимание тот факт, что четверо из шестерых поселенцев, вошедших в этот список, являются уроженцами СССР (все, кроме Ротема и Фейглина).

Более половины из считающихся реальными мест (8 из 15) поселенцы занимают в религиозно-сионистском списке «Еврейский дом». Эта партия стала значительно более радикальной и «поселенческой», чем в завершающейся каденции, в частности в результате объединения с выходцами из радикального списка «Национальное единство». К числу поселенцев в списке «Еврейского дома» в кнессет 19-го созыва принадлежат Ури Ариэль (Кфар-Адумим), Нисан Сломянский (Элькана), Орит Струк (Хеврон), Мордехай (Моти) Йогев (Долев), Шули Муалем-Рефаэли (Неве-Даниэль), Гилель Горовиц (Хеврон) и Джереми Гимпель (Неве-Даниэль). Последний занимает в списке 14е место. К поселенцам следует, безусловно, отнести и Звулуна Калфу, в прошлом жителя поселения Амона в секторе Газа, пользующегося широкой поддержкой среди изгнанников из разрушенных еврейских поселений этого района, которые в Израиле принято собирательно называть Гуш-Катифом.

Образ поселенца в вязаной кипе, символизирующей принадлежность к религиозно-сионистскому лагерю, который объединяла когда-то Национально-религиозная партия (МАФДАЛ), давно стал своего рода стереотипом, хотя далеко не все поселенцы этому стереотипу соответствуют. Обращает на себя внимание тот факт, что репатриантов из СССР (в отличие от репатриантов из США) среди поселенцев списка «Еврейского дома» нет совсем. Среди поселенцев в вязаных кипах встречаются и русскоязычные, но они нашли себе место не в этом сугубо религиозно-сионистском списке, а в списке «Ликуд-НДИ» (Зеев Элькин и Юлий Эдельштейн).

Чисто поселенческим по своему составу является радикально-правый список «Оцма ле-Исраэль». Данные опросов общественного мнения пророчат ему 2 места. Первые два места в этом списке занимают депутаты кнессета Арье Эльдад (Кфар-Адумим) и Михаэль Бен-Ари (Карней-Шомрон). Если предположить, что этому радикальному списку будет сопутствовать большой электоральный успех и допустить, что он получит не 2, а 5 мандатов, то картина будет следующей: 3-е место – Барух Марзель (Хеврон), 4-е место Арье Кинг (житель квартала Маале-Зейтим на Масличной горе в Восточном Иерусалиме и один из лидеров и организаторов еврейского поселенчества в преимущественно арабских кварталах Иерусалима), 5-е место – Итамар Бен-Гвир (Кирьят-Арба).

Обращает на себя внимание высокая доля англоязычных израильтян среди кандидатов этого списка (например, Барух Марзель – уроженец США, Арье Кинг – сын репатриантов из Великобритании). Это, несомненно, объясняется тем, что многие из лидеров списка «Оцма ле-Исраэль» (например, Михаэль Бен-Ари, Барух Марзель, Итамар Бен-Гвир) в прошлом были членами объявленной в Израиле вне закона как террористическая организация крайне правой партии КАХ, созданной раввином Меиром Кахане, репатриировавшимся в Израиль из США, где он основал и возглавлял радикальную «Лигу защиты евреев».

Однако можно с уверенностью утверждать, что список «Оцма леИсраэль» получит определенную поддержку и в среде русскоязычных израильтян. В этой связи уместно упомянуть, что 7-е (явно нереальное) место в списке занимает уроженец СССР Шломо Ленский (житель поселения Текоа), когда-то возглавлявший русскую секцию партии КАХ.

Приведенные данные относительно представительства жителей еврейских поселений Иудеи и Самарии в партийных списках, выдвинутых на выборы в израильский кнессет, позволяют однозначно утверждать, что это представительство непропорционально велико. Можно с полной уверенность говорить о том, что в Кнессете 19-го созыва поселенцы будут составлять более 10 % всех депутатов, что вдвое превышает долю жителей поселений Иудеи и Самарии среди израильских граждан. Одновременно с этим очевидно, что поселенцы не существуют в качестве единого и обособленного электорального сектора, а объединяются со своими единомышленниками, проживающими внутри «зеленой черты», в рамках тех или иных (естественно, правых) партийных списков.

Будущее поселений волнует не только их жителей. Далеко не все сторонники их сохранения и развития живут за «зеленой чертой». В связи с этим представляется рациональным обратить внимание не только (и не столько) на долю поселенцев в правых партийных списках, но и на программы, выдвигаемые различными израильскими партиями правого лагеря по вопросу о будущем контролируемых Израилем территорий Иудеи и Самарии и, соответственно, расположенных на этих территориях еврейских поселений.

Лидеры списка «Ликуд -НДИ» Биньямин Нетаньяху и Авигдор Либерман неоднократно высказывались в прошлом в пользу той или иной формы территориального компромисса с арабами. При этом они категорически отказывались от какого-либо компромисса в Иерусалиме. Однако и в вопросе о будущем поселений Иудеи и Самарии их позиция в реальности всегда была достаточно жесткой, причем не на словах, а на деле. Достаточно обратить внимание на поднявшуюся именно сейчас волну выдачи властями Израиля разрешений на строительство тысяч новых единиц жилья в еврейских поселениях Иудеи и Самарии. Это происходит в канун выборов, что является в частности реакцией на два существенных изменения во внутриполитической обстановке в Израиле:

  1. Заметное поправение израильского общества в целом, приведшее к сдвигу политиков, претендующих на принадлежность к центристам, вправо.
  2. Радикальное поправение партийного списка Ликуда в результате внутрипартийных выборов.

В этой связи следует отметить, что на реальных местах в списке «Ликуд -НДИ» находится целый ряд не проживающих в поселениях молодых политиков, открыто выступающих за ликвидацию Палестинской национальной администрации и полную аннексию Иудеи и Самарии Израилем с предоставлением на определенных условиях проживающим там арабам израильского гражданства. В первую очередь в этом контексте следует упомянуть жительницу города Реховот (в пределах «зеленой черты») депутата Ципи Хотовели, дочь репатриантов из советской Грузии. Членом Ликуда является и депутат Зеев Элькин, возглавляющий межпартийное парламентское «Лобби за Эрец-Исраэль», ставящее своей задачей всестороннюю поддержку поселений.

Партия «Еврейский дом», в которой, как уже было отмечено выше, представительство поселенцев значительно больше, чем в списке «Ликуд-НДИ», в целом выглядит достаточно умеренной на фоне требований полной аннексии Иудеи и Самарии, выдвигаемых Ципи Хотовели и ее единомышленниками. Недавно избранный молодой лидер «Еврейского дома», житель города Раанана (в пределах «зеленой черты») Нафтали Бенет (сын репатриантов из США) обнародовал свой политический план, касающийся статуса поселений.

План Нафтали Бенета подразумевает аннексию так называемых районов «С» в Иудее и Самарии, находящихся под полным (военным и гражданским) контролем Израиля в соответствии с израильско-палестинскими соглашениями. Бенет подчеркивает, что в районах «С» проживает на сегодняшний день 365 тысяч евреев и лишь около 50 тысяч арабов. Он высказывает готовность предоставить этим арабам израильское гражданство, однако в то же время выражает надежду на то, что большинство из них предпочтет получить не израильское гражданство, а статус постоянных жителей Израиля, как это сделало большинство иерусалимских арабов. В районах «А» (полный палестинский контроль) и «В» (военный израильский и гражданский палестинский контроль) Нафтали Бенет готов сохранить существующее там ныне арабское самоуправление, но ни в коем случае не допустить создания там независимого палестинского государства.

Что касается партии «Оцма ле-Исраэль», то она отвергает любой территориальный компромисс с арабами. По мнению большинства активистов и сторонников этой партии, раздел Палестины (Эрец-Исраэль) между евреями и арабами уже произошел в 20-е годы прошлого века, когда Лондон исключил из состава «Еврейского национального очага», упомянутого в мандате, выданном на Палестину Великобритании Лигой Наций, восточный берег реки Иордан. Таким образом, нынешняя Иордания и является, по их мнению, палестинским арабским государством, причем арабам досталось более 70 % территории исторической Палестины (Эрец-Исраэль). О дополнительных уступках со стороны евреев не может быть и речи, вся территория между Иорданом и Средиземным морем, безусловно,  должна быть в составе Государства Израиль.

Радикалов из «Оцма ле-Исраэль» резко отличает от «Ликуд -НДИ» и «Еврейского дома» отношение к арабскому населению. В то время, как эти партии рассматривают в случае аннексии Иудеи и Самарии (целиком или частично) возможность предоставления арабскому населению аннексированных территорий израильского гражданства либо статуса постоянных жителей Израиля, сохраняющих гражданство Иордании, сторонники «Оцма ле-Исраэль» не скрывают того, что они предпочли бы аннексировать эти территории без их арабских жителей. По соображениям тактического характера (опасность запрета на участие в выборах по обвинению, что программа партии является расистской, как это произошло в свое время с партией КАХ) лидеры «Оцма ле-Истраэль» избегают детализировать свои планы в отношении арабского населения. Вместе с тем можно с высокой степенью уверенности предположить, что внутри этой партии есть две основных точки зрения по данному вопросу, которые в прошлом были открыто представлены двумя ныне не существующим израильскими партиями, сторонники которых вошли в состав «Оцма ле-Исраэль». Речь идет о партии «Моледет» и о партии КАХ. Первая из них выступала за трансфер (добровольное переселение) арабов Иудеи, Самарии и сектора Газы в арабские страны, прежде всего в Иорданию. Вторая настаивала на насильственной депортации этого населения. Более того, партия КАХ выступала в поддержку выселения из собственно Государства Израиль (в пределах «зеленой черты») его арабских граждан, которые рассматривались ею в качестве «пятой колонны».

Уместно отметить, что за исключением арабских партий и радикально-левой партии МЕРЕЦ, превратившейся, по сути, в маргинальную группу, израильские левые партии предпочитают не концентрировать свою предвыборную кампанию на вопросах, связанных с урегулированием арабо-израильского конфликта. Более того, их лидеры, стремясь продемонстрировать, что они представляют не левых радикалов, а левый центр, однозначно заявляют о том, что они поддерживают сохранение крупных концентраций (блоков) поселений под контролем Израиля, а в итоге – их аннексию Государством Израиль. С подобным заявлениями выступали лидеры партий Авода (Шели Яхимович), «Тнуа» (Ципи Ливни), «Еш атид» (Яир Лапид) и Кадима (Шауль Мофаз).

В связи со всем сказанным выше нельзя не согласиться с лидером партии «Еврейский дом» Нафтали Бенетом, заявившим, что, по его мнению, в каденцию Кнессета 19-го созыва политические дискуссии будут вестись не между сторонниками и противниками создания палестинского государства, а по поводу различных подходов к проблеме аннексии территорий Иудеи и Самарии.

52.27MB | MySQL:103 | 0,539sec