О перспективах развития ситуации в Афганистане

Оптимизм, который высказывают ряд аналитиков, по вопросу «смягчения» своей позиции талибами в связи с  будущим государственным устройством Афганистана, необходимо воспринимать крайне осторожно. Напомним, что на неофициальных переговорах в Париже между делегациями  талибов и членов афганского парламента, по оценке последних, был достигнут некий прогресс, особенно по вопросам создания будущего правительства «народного единства» и сохранения прав женщин.

О реальности «прогресса» поговорим отдельно, а сейчас отметим другой важный момент. Это попытка США отойти от формата двусторонних консультаций с талибами, и предоставить возможность вести переговоры самим афганцам в рамках запуска т.н. «национального диалога». До этого, напомним, Вашингтон при посредничестве Катара и скрытом противодействии Саудовской Аравии несколько раз пытался выйти на режим диалога с талибами без участия представителей кабульского режима. Эти попытки всякий раз заходили в тупик и срывались усилиями во многом того же проезидента Афганистана Х.Карзая, который допускал об их проведении утечки в прессу. Ревность афганского президента в данном случае понятна, поскольку при успешной реализации такого сценария  ему фактически подписывался «смертельный политический приговор».  Собственно касаясь персонально Х.Карзая, мало что изменилось, поскольку его нахождение у власти для талибов неприемлема, а Вашингтон уже давно разочаровался в его способности держать под контролем страну и бороться с все более возрастающей  коррупцией. Попытки же Х.Карзая «заигрывать» с талибами путем публичных «антиамериканских» заявлений ничего в этой схеме не изменили. При этом он лишился очень серьезных авторитетных посредников для установления национального мира в лице Б.Раббани, который был ликвидирован талибами по согласованию с пакистанцами именно по причине весомости своих усилий на этом направлении.

С уходом госсекретаря Х.Клинтон афганский президент теряет, наверное, последнего весомого союзника в американской администрации, который безуспешно курировал и лелеял этот проект, вопреки здравому смыслу и политической целесообразности. Как представляется, после следующих  президентских выборов  Х.Карзай все-таки будет вынужден уйти, хотя он до сих пор предпринимает титанические усилия для того, чтобы  остаться на этом посту. Именно после его ухода, а также вывода большей части  иностранного контингента из Афганистана и начнется реальный диалог об инкорпорировании талибов (по крайней мере, большей их части) во власть. Если говорить еще более откровенно, то речь будет скорее идти об оставлении во власти части нынешней элиты с целью создания «картинки» об успехе национального диалога и ненужности дальнейшего пребывания американцев в стране. Напомним, что Пентагон сейчас реализовывает концепцию  своего точечного присутствия в стране после 2014 года с контролем над основными крупными городами: Кабул, Герат и др. Ну и естественно, сохранение баз беспилотников (особенно на севере страны) для поддержания преимущества в воздухе. Говорить, что эти силы способны проводить серьезные наступательные операции не приходится, они выполняют лишь функцию сдерживания. Как и семнадцатитысячный контингент сотрудников частных охранных фирм, которые будут охранять западноевропейские посольства и объекты в Афганистане. При этом всерьез рассуждать о каких-то перспективных экономических проектах с участием западных инвестиций в такой ситуации всерьез не надо. Как не приходится верить и утверждениям ряда экспертов о том, что талибы на юге страны попали в «безвыходное положение», что и вынуждает идти их на диалог с правительством в Кабуле. При этом никакого внятного военного решения проблемы при нынешней американской «беззубости» и провала программы подготовки национальной армии и органов безопасности  не существует.  Отсюда разговоры  о «трудном военном положении» талибов нелогичны, поскольку никаких военных усилий для этого не предпринимается уже на протяжении как минимум двух лет.

Таким образом, Вашингтон через нынешний раунд консультаций четко показывает сторонам, что не намерен решать проблему военным путем и до бесконечности поддерживать штыками нынешний кабульский режим. Тема решения проблемы теперь в руках самих афганцев при минимизации публичной роли американцев, что в принципе и являлось основным условием для организации такого рода диалога со стороны мощного регионального игрока в лице Пакистана. Кабульский режим не способен самостоятельно сдерживать активность талибов, что было фактически официально признано сворачиванием программы подготовки национальных кадров со стороны НАТО. Сама кампания по убийству западных солдат и инструкторов руками обучаемых ими афганских силовиков была проведена по классическим восточным лекалам убеждения противника в том, что его усилия бесплодны. Тем самым у НАТО и Вашингтона был выбит последний козырь воздействия на общественное мнение, которым они очень долгое время как «фиговым листком» прикрывали провал своей миссии в Афганистане. После этого публичного признания Вашингтону не оставалось ничего другого как пойти на торг по условиям передачи власти в Афганистане талибам уже фактически «по их правилам». При этом основным условием американцев будет получение гарантий в отношении того, что с территории страны более не будут исходить террористические угрозы американским целям. И главными держателями данного слова вновь будут саудиты и пакистанцы. На этом фоне все остальные условности, вроде прав женщин, безусловно, уйдут «в туман» и останутся уделом исключительно правозащитных организаций.

62.85MB | MySQL:102 | 0,536sec