Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (24-30 декабря 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте. 26 декабря президент Египта М. Мурси подписал новую конституцию страны, одобренную в ходе недавнего референдума. По словам главы египетского государства, принятие конституции «положило конец трансформации власти» в стране.

На прошедшей неделе в столице Бахрейна Манаме состоялся очередной (33-й) ежегодный саммит стран-членов ССАГПЗ. Правда эту встречу саммитом можно назвать с натяжкой: из шести глав аравийских монархий в работе форума участвовали лишь король Бахрейна и эмир Кувейта. Участники встречи подтвердили намерение «двигаться вперед» по пути преобразования Совета сотрудничества в Союз арабских государств Персидского залива, а также договорились о создании единого военного командования ССАГПЗ, которое «будет планировать и управлять» сухопутными войсками, ВВС и ВМС аравийских монархий. Участники форума выступили с резкими обвинениями в адрес Ирана, потребовав от него прекратить любое вмешательство в их внутренние дела и прекратить «все действия, которые добавляют напряженности и угрожают безопасности и стабильности региона». Совет сотрудничества призвал Иран в полной мере сотрудничать с МАГАТЭ и обеспечить безопасность на АЭС в Бушере, чтобы «избежать катастрофы». Традиционно была осуждена оккупация Ираном трех спорных островов в Персидском заливе, на которые претендуют ОАЭ. МИД ИРИ назвал «беспочвенными и неприемлемыми» обвинения в адрес Ирана, прозвучавшие на аравийском саммите. Участники форума также обсудили ситуацию в Сирии, Йемене, Ираке и на палестинских территориях.

По официальным данным, проект новой конституции Египта поддержали 63,8% избирателей (10,694 млн человек), проголосовали против — 36,2 % (6,61 млн человек). Явка на референдуме составила 32,9%. По результатам рассмотрения жалоб об имевших место нарушениях были отменены результаты голосования в ряде округов. 26 декабря президент Египта М. Мурси подписал конституцию. Тем самым она стала действующим основным законом страны.

26 декабря, выступая с обращением к нации в связи с принятием конституции, М. Мурси провозгласил в Египте «новую республику», что означает разрыв с системой правления, существовавшей в стране после свержения в 1952 г. монархии. Президент признал «ошибки», имевшие место в ходе подготовки к утверждению нового основного закона страны. Кроме того, Мурси призвал все политические силы Египта к диалогу для разрешения существующих проблем и пообещал принять меры для «вывода экономики из кризиса». Главная оппозиционная сила — Фронт национального спасения (ФНС) — отказался участвовать в диалоге, инициированном Мурси, назвав его «театром фарса», а новую конституцию ФНС считает «не отвечающей интересам египетского народа» и «недействительной», так как явка на референдуме была значительно ниже 50 процентов. В своем обращении М. Мурси сообщил, что законодательная власть в Египте до выборов в нижнюю палату парламента переходит к Консультативному совету (верхней палате). Президент поручил премьер-министру Х. Кандилю произвести перестановки в правительстве, «которые отвечали бы текущему политическому периоду в стране».

Представитель египетской прокуратуры сообщил 27 декабря о начале следствия по делу о государственной измене, главными обвиняемыми по которому проходят лидеры оппозиционных партий, входящих в ФНС.

Правительство Египта ввело запрет на ввоз и вывоз иностранной валюты на сумму свыше 10 тыс. долларов. Эта мера направлена на стабилизацию национальной валюты, египетского фунта, и является попыткой остановить массовый отток капиталов за рубеж. Глава правительства Х. Кандиль признал 30 декабря, что египетская экономика находится в тяжелом состоянии, однако «нельзя говорить, что она разваливается».

28 декабря в Москву с визитом посетил глава МИД Египта М. Амр, который провел переговоры с главой российского внешнеполитического ведомства С. Лавровым. В ходе переговоров обсуждался широкий круг региональных и международных вопросов, а также перспективы взаимодействия РФ и Египта. Особое внимание было обращено ситуации в Сирии, проблемам ближневосточного урегулирования, восстановлению палестинского единства, созданию в регионе зоны, свободной от ОМУ. В МИД РФ сообщили, что Египет был и остается ведущим партнером России в регионе, а наши страны продолжат взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, культурной и гуманитарных областях, активизируют военно-технические связи.

Напряженная обстановка сохраняется в Сирии, где продолжаются боевые действия между правительственными войсками и формированиями вооруженной оппозиции. На минувшей неделе наиболее ожесточенные бои велись в окрестностях Дамаска, в городах и провинциях Алеппо и Хомс. Бои шли также в провинциях Идлиб, Хама, Деръа, Ракка и Дейр-эз-Зор. Американцы начали разворачивать ЗРК «Пэтриот» юге Турции. На сторону противников режима Б. Асада перешел начальник военной полиции САР генерал А. аш-Шаляль. Продолжает муссироваться вопрос о сирийском химическом оружии. В МИД РФ заявили, что у Москвы нет данных о применении химического оружия Дамаском, и в России с недоверием относится к сообщениям об использовании властями САР против вооруженной оппозиции неизвестного газа, что якобы произошло под Хомсом. По информации СМИ, премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху обсудил в Аммане с королем Иордании Абдаллой II вопросы, связанные с сирийским химическим оружием и совместных действиях двух стран в случае угрозы его применения.

На фоне непрекращающегося вооруженного насилия в Сирии усиливается международная активность вокруг сирийского кризиса. На саммите в Бахрейне руководители аравийских монархий вновь назвали Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил (НКОРС) «законным представителем сирийского народа» и призвали мировое сообщество немедленно принять меры по прекращению кровопролития в Сирии и ускорению политических преобразований в этой стране. Глава МИД Египта М. Амр уверен, что «нынешнему руководству (САР) будет сложно найти себя в будущем устройстве этого государства». Амр подчеркнул, что Каир выступает против какого-либо внешнего вмешательства во внутренние дела Сирии и призывает к немедленному прекращению огня всеми противоборствующими сторонами.

Спецпредставитель ООН и ЛАГ по сирийскому урегулированию Л. Брахими 24 декабря обсудил в Дамаске с президентом САР Б. Асадом и представителями внутренней легальной оппозиции пути разрешения кризиса в стране. В то же время непримиримая сирийская оппозиция в очередной раз отвергла диалог с нынешним режимом и любые проекты урегулирования, которые предусматривают сохранение Б. Асада у власти до президентских выборов 2014 г. Брахими считает, что ситуация в Сирии ухудшается, и только диалог между сторонами конфликта поможет разрешить кризис. В противном случае Сирию ожидает участь Сомали.

27 декабря Москву посетил зам. главы МИД САР Ф. Микдад. Обсуждались вопросы урегулирования сирийского кризиса. С российской стороны была подчеркнута «безальтернативность мирного урегулирования внутреннего конфликта в Сирии», необходимость «безотлагательного прекращения любого насилия, кровопролития и страданий сирийского народа, спасения человеческих жизней». Глава МИД РФ С. Лавров заявил 29 декабря после переговоров с Л. Брахими в Москве, что Асад не собирается уходить с поста президента, а Москва не сможет заставить или уговорить его уйти в отставку и покинуть страну. При этом Россия будет сотрудничать со всеми представителями оппозиции в Сирии. Лавров раскритиковал позицию НКОРС, которая отказываются от диалога с Асадом, назвав такую позицию «тупиковой» и ведущей к деградации ситуации в САР. С. Лавров подтвердил, что Россия не поддержит резолюцию Совбеза ООН, предполагающую внешнее военное вмешательство в Сирии. Лидер НКОРС А. М. аль-Хатыб отказался приехать в Москву для переговоров по сирийскому урегулированию. Хатыб заявил, что готов провести переговоры с представителями России в одной из арабских стран, при условии наличия «четкой повестки дня» для диалога. По словам Хатыба, Россия должна также осудить «жестокость режима» и заявить том, что она порывает с Асадом. Со своей стороны, С. Лавров выразил готовность встретиться с Хатыбом «где-нибудь в другой стране».

Сложная обстановка сохраняется в Ираке. В районах с преимущественным арабским суннитским населением не прекращаются массовые антиправительственные выступления, участники которых обвиняют главу Иракского правительства Н. аль-Малики в дискриминации суннитов и тесном сотрудничестве с Ираном. Н. аль–Малики в свою очередь, призвал суннитских политиков «не нагнетать обстановку и не содействовать заговору по разжиганию междоусобицы». Тем временем сообщается, что военные руководители Ирака и Региона Курдистан смогли достичь компромисса по вопросам снижения напряженности и обеспечения безопасности в спорных районах на севре Ирака. Соответствующее соглашение должно быть подписано в Эрбиле.

Иран продолжает демонстрировать свою военную мощь. Так, с 25 по 29 декабря в Персидском заливе в территориальных водах ИРИ прошли военно-морские учения КСИР «Фаджр-91», а 28 декабря в Оманском заливе, Ормузском проливе, в северной части Индийского океана, в Аденском заливе и Баб-эль-Мандебском проливе начались еще более масштабные шестидневные военно-морские учения «Велайят-91», в ходе которых «будут испытаны новейшие образцы оружия, а также опробована новая тактика». Кроме того, проводятся ракетные стрельбы, отрабатываются «учебные задачи по обороне, патрулированию и разведке», мероприятия по РЭБ и проверке системы связи. В то же время Иран опроверг информацию СМИ о том, что его ВМС собираются перекрывать Ормузский пролив во время учений.

28 декабря глава Палестинской национальной администрации М. Аббас пригрозил распустить органы палестинского самоуправления и вернуть Израилю ответственность за управление Западным берегом реки Иордан, если после выборов в январе 2013 г. и формирования нового израильского кабинета сохранится стагнация мирного процесса. Аббас заявил о готовности начать переговоры с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху, в чьем переизбрании он не сомневается. Для возобновления диалога Аббас требует от Израиля заморозить на время переговоров строительство в еврейских поселениях, освободить 120 палестинцев, посаженных в тюрьмы до соглашений 1993 г., и возобновить перечисление налогов, которые израильтяне собирают от имени и для нужд ПНА. Тем временем 25 декабря МВД Израиля одобрило строительство 1200 единиц жилья в иерусалимском квартале Гило за линией перемирия, существовавшей до войны 1967 г.

29 декабря впервые с 2007 г. строительные материалы, предоставленные Катаром, были с разрешения Израиля ввезены в сектор Газа из Египта.

Лидер пакистанских талибов Х. Месхуд заявил 28 декабря о готовности боевиков начать переговоры с правительством, но при этом отказался от разоружения своих отрядов. Радикальные исламисты также требуют от властей введения мусульманского права в качестве основного закона страны, разрыва отношений с США и начать военные действия против Индии. Представитель правительства Пакистана назвал требования талибов «абсурдными». Тем временем на минувшей неделе в различных районах Пакистана были совершены кровавые теракты, а талибы убили пакистанских военнослужащих (21 человек), захваченных ими в плен.

Армия Йемена после ожесточенных боев с отрядами местных племен сумела захватить ряд районов в восточной провинции Маариб, из которых совершались нападения на главный нефтепровод страны. Сообщается, что вооруженная активность местных племен инспирировалась сторонниками бывшего президента Йемена А. А. Салеха.

На востоке Саудовской Аравии в Эль-Катифе на минувшей неделе вновь прошли массовые демонстрации протеста местных шиитов. В ходе столкновений с полицией один человек был убит, шестеро ранены.

Приложение

 

 

О некоторых аспектах саудовско-американских отношений

 

 

Саудовско-американские отношения базируются на обширном комплексе взаимных интересов, что объясняет их прочность, несмотря на имеющиеся между двумя государствами проблемы и трудности. Как в Эр-Рияде, так и в Вашингтоне считают, что поддержание многопланового партнерства отвечает долгосрочным политическим, экономическим и военным интересам двух стран. Отношения между КСА и США оказывают существенное воздействие на развитие ситуации в ближневосточном регионе, положение дел на мировом рынке нефти и позицию Америки в отношении исламского мира.

Правящая династия Аль Саудов традиционно считает прозападную, преимущественно проамериканскую ориентацию своей политики одним из факторов, способствующих сохранению у власти в КСА нынешнего режима. Саудовцы прекрасно понимают, что, не взирая на все заявления и настойчивые советы вашингтонских политиков о необходимости усиления демократических процессов на Арабском Востоке, на деле США вовсе не заинтересованы в «раскачивании» внутриполитической ситуации в КСА, так как это может привести к трудно предсказуемым последствиям для всего Ближнего Востока и не только того региона. Более того, американцы всячески подчеркивают необходимость сохранения внутриполитической стабильности в королевстве, которое они считают стратегическим партнером в деле «обеспечения региональной безопасности и глобальной экономической стабильности».

Отметим, что для саудовско-американских отношений традиционно характерны их подчеркнутая непубличность, высокий уровень персонификации политического диалога, а также ограниченность числа субъектов, вовлеченных в процесс поддержания дипломатических контактов между Эр-Риядом и Вашингтоном.

В настоящее время КСА и США активно и масштабно сотрудничают в военно-технической сфере, стремятся координировать свои политические шаги по многим проблемам Ближнего Востока, сотрудничают в вопросах безопасности, борьбы с терроризмом, в сферах экономики, образования и др.

В Эр-Рияде отдают себе отчет в том, что страна, несмотря на прилагаемые колоссальные усилия и громадные финансовые затраты, в обозримой перспективе не сможет довести свои военные, военно-экономические и научно-технические возможности до уровня, позволяющего самостоятельно обеспечить гарантированную защиту королевства от возможных посягательств извне. Не в состоянии саудовцы и создать вооруженные силы, которые обладали бы неоспоримым превосходством над армией Ирана — главного регионального соперника КСА. Отсюда и насущная долговременная потребность во внешнем гаранте военной безопасности государства, которыми реально являются и на перспективу останутся США. Американцы поставляют саудовцам крупные партии вооружения и военной техники, в т. ч. самые современные их образцы, занимаются послепродажным обслуживанием вооружения, содействуют в подготовке национальных военных кадров, строительстве военных объектов и предприятий оборонной промышленности. Рассчитывают в Эр-Рияде и на содействие Вашингтона в обеспечении безопасности королевства в условиях сохранения террористической опасности как внутреннего, так и внешнего происхождения.

Высокий уровень внешнеполитического взаимодействия, достигнутый между Эр-Риядом и Вашингтоном за долгие годы, отнюдь не означает, что саудовцы готовы безоговорочно поддержать любую инициативу Белого дома, особенно такую, которая не отвечает национальным интересам королевства, может угрожать безопасности КСА. Более того, по многим вопросам Эр-Рияд стремится следовать своим курсом, «ориентируясь на поддержание стабильного диалога с собственными соседями». Так, саудовское руководство отнесло к «фундаментальным ошибкам» американские вторжения в Афганистан и Ирак, которые привели «к прямому столкновению с исламом» и «принесли в регион хаос», что способствовало «наступлению эры арабских революций».

Сами же события, связанные с «арабской весной, привели к осложнению саудовско-американских отношений. В Эр-Рияде считают, что политика Вашингтона в условиях новой политической ситуации, складывающейся в регионе, во многом ошибочна. Монархический режим опасается, что в перспективе (насколько отдаленной, сказать трудно) революционные события могут создать угрозу власти династии Аль Саудов. Причем саудовские правители не исключают того, что США могут поступить с ними также, как это они сделали в отношении своих верных союзников бывших президентов Туниса и Египта З. бен Али и Х. Мубарака. В итоге делается вывод, что «США – это партнер, на которого нельзя положиться». Кроме того, делаются высказывания о том, что Америка «более не является мировой супердержавой» и «налицо провал монополярной системы», которую США пытались внедрять в 1990-е гг. Ряд экспертов полагают, что «саудовская критика является отголоском недовольства нежеланием Вашингтона повторить «ливийский сценарий» в Сирии, и применить более решительные действия в отношении повстанцев хауси в Йемене». В частности, Эр-Рияд настаивает на безусловном предоставлении оружия сирийской оппозиции, с чем в Вашингтоне не согласны из-за присутствия в рядах сирийских мятежников очень влиятельного радикального исламистского крыла. Американцев обвиняют в неспособности остановить распространение иранского влияния в арабском мире, принудить Тегеран прекратить реализацию ядерной программы, особенно ее военной составляющей. Серьезной критике подвергается политика США в Ираке. В Эр-Рияде обвиняют Вашингтон в двойных стандартах при проведении ближневосточной политики, в первую очередь, в арабо-израильском урегулировании и по вопросам распространения ОМУ в регионе.

После терактов в США в сентябре 2001 г. между Вашингтоном и Эр-Риядом усилились взаимные подозрительность и недоверие. В американской политической элите и обществе увеличилось число тех, кто обвиняет саудовский режим в покровительстве международному терроризму. Из Вашингтона регулярно звучит критика в саудовский адрес по вопросам соблюдения в КСА прав человека, особенно женщин, соблюдения религиозных свобод, необходимости проведения политических реформ, коррумпированности саудовского госаппарата.

При всем этом, как уже говорилось, резкого отхода Саудовской Аравии от стратегического партнерства с Соединенными Штатами ожидать не следует, ибо другого выбора у КСА просто нет. Америка является единственной реальной военной силой, способной в случае необходимости защитить саудовское королевство от Ирана. Важнейшее значение для КСА имеет и стратегическое партнерство с американцами в сфере добычи и экспорта углеводородов, в том числе защиты коммуникаций, по которым осуществляется саудовский нефтяной экспорт. Для Вашингтона же немаловажное значение имеют политическое влияние Эр-Рияда в арабском и исламском мире, огромные финансовые возможности саудовцев, сохраняющаяся в целом стабильность политического режима в КСА.

Динамично развиваются саудовско-американские торговые отношения. КСА является крупнейшим торговым партнером США на Ближнем Востоке. В 2011 г. саудовский экспорт в США составил 47,5 млрд долларов (в 2010 г. – 31.9 млрд долларов, наивысший показатель в 2008 г. – 54,8 млрд долларов). Основу саудовского экспорта в США составляют углеводороды. Импорт из США в КСА в 2011 г. составил 13,8 млрд долларов (в 2010 г. – 11,6 млрд долларов). Американцы продают саудовцам главным образом продукцию военного назначения, различные изделия машиностроения, автомобили.

Саудовское руководство прилагает большие усилия для формирования выгодного Эр-Рияду имиджа королевства в США, как у представителей американской политической и экономической элиты, так и среди широких кругов общественности, у американских граждан. Большое внимание уделяется и лоббированию саудовских интересов в различных американских государственных, политических и бизнес структурах. На все это выделяются значительные средства. С одной стороны, саудовцы стремятся доказать американцам свою верность и преданность в качестве надежного союзника на Ближнем Востоке, а с другой – регулярно напоминают об имеющихся у них рычагах влияния. Отметим, что хотя саудовцы находятся «в вечной конкуренции» с мощным и влиятельным произраильским лобби, они, тем не менее, обладают «правом голоса» в процессе принятия внешнеполитических решений в США по ближневосточным вопросам.

Таким образом, несмотря на имеющиеся между Эр-Риядом и Вашингтоном разногласия, порой весьма серьезные и принципиальные, обе страны сохраняют стратегическую общность интересов, «фундамент широкого сотрудничества», заинтересованность в поддержании диалога по региональным и мировым политическим и экономическим проблемам. В то же время саудовцы стремятся не допускать чрезмерной зависимости от США и развивают разноплановые отношения с другими мировыми державами.

62.92MB | MySQL:102 | 0,579sec