К вопросу об имуществе, оставленном евреями в Египте

На фоне бурных и кровавых событий, происходящих сейчас в арабском мире, практически незамеченным оказался тот факт, что 27 декабря минувшего года доктор Исам аль-Арьян, заместитель председателя египетской Партии свободы и справедливости, представляющей радикальное исламистское движение «Братья-мусульмане», призвал египетских евреев, репатриировавшихся в Израиль много лет назад, вернуться на постоянное жительство в Египет. В интервью египетскому телеканалу «Дрим Ти.Ви» доктор И.аль-Арьян заявил: «Я призываю египетских евреев вернуться на свою родину. Они должны отказаться продолжать жить под властью оккупирующего и расистского режима, пятнающего их военным преступлениями против человечности».

Как известно, история египетского еврейства насчитывает тысячи лет. Евреи жили в Египте задолго до того, как эта страна была в середине VII в. н.э. завоевана арабами. Однако упомянутое заявление одного из лидеров исламских радикалов было вызвано отнюдь не ностальгией по евреям. Поясняя свою мысль, доктор И.аль-Арьян обрушился с критикой на светский националистический режим Насера, правившего Египтом с 1952 по 1970 год: «Зачем Гамалю Абдель Насеру было выгонять их из Египта? Ведь они потом принимали участие в оккупации арабских земель».

Оставив в стороне древнюю историю, сконцентрируемся на событиях середины ХХ века. В 1947 году в Египте проживало порядка 80 тысяч евреев (включая караимов). Сравнительно немногие египетские евреи репатриировались в Палестину в предшествовавшие десятилетия по религиозным или сионистским мотивам. Ситуация начала резко меняться 28 ноября 1947 года, когда во время обсуждения в ООН предложения о разделе британской подмандатной территории Палестина на два государства – еврейское и арабское представитель Египта Юсуф Гихал-паша открыто заявил, касаясь вопроса о положении еврейских меньшинств в арабских странах: «Если будет создано еврейское государство, никто не сможет избежать бед. Погромы начнутся в Палестине, они распространятся на все арабские страны и приведут, возможно, к межрасовой войне… Если ООН примет решение о разделе Палестины, она будет нести ответственность за тяжелейшие беды и резню большого числа евреев».

В ночь с 14 на 15 мая 1948 году, когда была провозглашена независимость Государства Израиль, египетские войска вместе с войсками ряда других арабских государств вторглись на его территорию. Одновременно с этим египетская полиция арестовала множество евреев (мужчин и женщин) в возрасте от 16 до 67 лет и бросила их в различные тюрьмы и лагеря. Их продержали в заключении полтора года, не сообщив их семьям, где они находятся. После этого они были освобождены без предъявления им каких-либо обвинений. 30 мая 1948 года египетское правительство обнародовало закон, согласно которому конфискации подлежало имущество любого египтянина, ставящего своими действиями под угрозу государственную безопасность. Как правило, этот закон использовался против евреев, которых всех поголовно обвиняли в поддержке сионизма. Сотни коммерческих компаний и торговых домов, принадлежавших евреям, были конфискованы с использованием этого закона. Помимо этого, массовые собрания евреев были запрещены, а еврейским организациями было вменено в обязанность сообщать властям имена и адреса своих членов.

После поражения египетской армии в ходе войны Израиля за независимость частым явлением в Египте стали нападения на евреев. 19 июня 1949 года десятки евреев погибли в результате взрыва, устроенного мусульманами в Караимском квартале Каира. За месяц июль 1948 года в Египте в результате нападений были убиты и ранены порядка 250 евреев. Новая волна еврейских погромов прокатилась по Египту в сентябре-октябре того же года. В результате евреи начали массами покидать Египет.

После свержения короля Фарука и прихода к власти в Египте Г. А.Насера политика египетских властей по отношению к евреям еще более ужесточилась. Были объявлены вне закона все еврейские благотворительные и молодежные организации, были закрыты еврейские школы и больницы. В ноябре 1956 Насер издал распоряжение о конфискации имущества арестованных граждан или граждан, определяемых как «находящиеся под надзором», а также о конфискации собственности любой компании, находящейся под контролем человека, включенного в эту категорию. Эти законы позволили осуществлять массовые увольнения евреев с работы и массовые конфискации еврейского имущества.

В связи с этими преследованиями (еще более обострившимися в связи с военным конфликтом между Израилем и Египтом в 1956-57 гг.)  Египет покинуло подавляющее большинство проживавших там евреев (порядка 35 тысяч человек). Все их имущество было конфисковано. Перед выездом евреев заставляли подписывать документы о том, что у них нет претензий к Египту и что они никогда не вернутся в Египет. В 1957 году в стране оставалось только 3 тысячи евреев. Преследования еврейского населения Египта продолжались и в последующие десятилетия древняя еврейская община Египта фактически полностью исчезла. Сейчас в этой стране проживают лишь отдельные евреи.

Теперь, по мнению доктора И.аль-Арьяна, пришло время исправить совершенную в свое время правительством Гамаля Абдель Насера ошибку и вернуть египетских евреев из Израиля в Египет, «чтобы они освободили место для палестинцев, поскольку право палестинцев на возвращение постоянно, и никто не может его отменить». Упомянутое заявление целиком находится в русле исламистской идеологии, отвергающей право еврейского народа на собственное национальное государство и признающей за евреями (как и за христианами) лишь право жить на положении неполноправного населения-«зимми» под властью мусульман. Однако исламское право признает за «зимми» право (во всяком  случае, на уровне теории) на частную и общинную собственность. Соответственно в своем увлечении идеей ослабления Израиля путем стимулирования возвращения египетских евреев из еврейского государства в Египет доктор И.аль-Арьян попытался создать своего рода экономический стимул для подобного миграционного процесса. Поэтому он, заявив, что «у Египта нет никакого права препятствовать возвращению какого бы то ни было египтянина», добавил к этому, что «евреи смогут получить назад свое имущество».

Вне всякой зависимости от намерений доктора И.аль-Арьяна признание им, заместителем председателя исламской Партии свободы и справедливости, того факта, что в Египте есть имущество, принадлежащее евреям, придало парадоксальным образом дополнительный вес официально сформулированным несколько месяцев назад израильским МИДом требованиям признать права (прежде всего имущественные) еврейских беженцев из арабских стран, в частности из Египта.

Репатрианты из Египты и их потомки, проживающие в Израиле, не отнеслись к упомянутому заявлению доктора И.аль-Арьяна всерьез. Однако в самом Египте это заявление вызывало бурю протестов. Египетский адвокат Мухамад Салем потребовал от генерального прокурора страны принять против заместителя председателя Партии свободы и справедливости юридические меры по обвинению ни больше, ни меньше, чем в «нанесении ущерба независимости государства и ее территориальной целостности путем распространения заявлений, способных нанести ущерб национальной безопасности». В продолжение своих обвинений в адрес доктора Исама аль-Арьяна адвокат Мухамад Салем заявил, что его слова, имеют своей целью «открыть ворота Египта перед сионистским врагом и прокладывают путь к его вмешательству во внутренние дела Египта под предлогом того, что египетские арабские евреи имеют право на возвращение в Египет и что у них есть имущество, оставленное ими после их изгнания из Египта, которое им следует вернуть вопреки исторической правде».

Египетский юрист доктор Мухамад Юнес, в прошлом возглавлявший юридический факультет Хелуанского университета, выразил иное опасение. По его мнению, предложение доктора И.аль-Арьяна вернуть египетским евреям их имущество может в конечном итоге вынудить государство выплатить евреям гигантские суммы в качестве компенсации, «несмотря на то, что они не были лишены своего имущества, а продали его египетским гражданам. И все это в ситуации, когда государство находится перед угрозой экономического краха».  Официальное руководство египетских «Братьев-мусульман» предпочло проигнорировать заявление доктора Исама аль-Ариана.

52.24MB | MySQL:103 | 0,628sec