10 000 американских «дипломатов» в Афганистане

В связи с предстоящим выводом большей части американских войск из Афганистана в 2014 году (процесс уже начался) у властей США возникает два вопроса. Первый — нужно ли выводить войска полностью. Если нет — сколько необходимо оставить. А если их необходимо оставить, то на каких условиях. Еще в прошлом году Белый Дом предложил Кабулу обсудить вопрос о предоставлении находящимся в Афганистане американским военнослужащим иммунитета от преследования — такого же, каким обладают дипломаты.

В начале января президент Афганистана Хамид Карзай сказал, что соответствующее решение может быть принято к концу этого года. Как опытный политик, он сразу отверг принятие столь важного обязательства, которое на его родине было бы сверхнепопулярным и лишь подтвердило бы высказывание талибов, что Карзай является марионеткой американцев. И как опытный политик он отверг предложение таким образом, что дал понять Вашингтону — при грамотном ведении дела иммунитет все-таки может быть предоставлен.

Афганский президент заявил, что в скором времени в Кабуле по данному вопросу начнутся консультации с участниками Лойя Джирги[1], которые могут продлиться семь или даже девять месяцев. Иными словами — он дал понять, что дело по уговариванию заседающих в Джирге старейшин небыстрое, требующее значительны усилий и финансовых вложений. Разумеется, финансовых вложений заинтересованной стороны.

«Решение о предоставлении иммунитета американским военнослужащим — это очень важный вопрос. Какого рода иммунитеты и на каких условиях требуются?» — задавал вопросы Карзай[2]. Иными словами — за каждый возможный пункт возможной защиты от уголовного преследования, обыска, задержания и т.п. Белому Дому придется торговаться с афганским президентом, «полный комплект» привилегий и иммунитетов так просто отдан не будет. Хамид Карзай и его люди будут договариваться с влиятельными людьми в Лойя Джирге, при этом американским властям будет необходимо оказывать щедрую спонсорскую и иную помощь на каждом этапе переговоров. Иначе — никакого иммунитета.

Карзай оказался в непростой ситуации — с одной стороны, ему необходимо доказать собственному населению, что он не такая уж марионетка. С другой — он понимает, что без поддержки США не продержится и полугода, и поэтому должен поддерживать с ними хорошие отношения. Поэтому он вынужден лавировать для достижения двух противоположных целей, что у него получается довольно неплохо — имея в виду сложившиеся обстоятельства.

Для достижения первой из обозначенной выше цели афганские власти договорились с Вашингтоном, что процесс передачи ответственности за местные тюрьмы от американских властей в пользу официального Кабула начнется уже в конце января текущего года. Одновременно было сдвинуто вперед время, когда статус войск США понизится до вспомогательного и они более не смогут проводить боевые операции на территории Афганистана самостоятельно — во всяком случае, официально. По плану это должно произойти весной 2013 года.

В то же время, афганский президент всячески дает понять американскому, что не желает полного и окончательного вывода войск из страны в будущем году, что неудивительно. Американцы данные намеки хорошо понимают, тем более, что полный вывод войск не входит и в их планы. Однако Белый Дом пояснил, что его согласие возможно лишь при условии предоставления американским военнослужащим привилегий и иммунитетов, схожих с дипломатическими.

По-хорошему, можно позавидовать тому, как американские власти заботятся о жизни и интересах своих солдат, что к их положению относятся с большим участием и заботой. В то же время, не понятно, почему этот вопрос для Белого Дома важен и почему он стал важен именно сейчас: кампания «Несокрушимая свобода» продолжается свыше десяти лет, и у Вашингтона было множество куда более удобных случаев склонить официальный Кабул к предоставлениям американским военнослужащим иммунитета. Однако ранее этот вопрос не ставился, и необходимо разобраться, почему.

Теоретически арестовать американского солдата за совершенные им в Афганистане преступления местные власти могли и ранее. Однако пока таких случаев не отмечено. Действительно, если войска контролируют какую-либо территорию в военном и политическом отношении, нет никакой необходимости защищать жизни этих солдат таким экзотическим способом, как иммунитет от преследования правоохранительными органами страны, которая этой армией оккупирована. Победителям защита не требуется. В то же время что-то заставляет Вашингтон думать, что в скором времени прецеденты могут быть созданы. Вероятно, это действительно станет возможно, и явно не вследствие повышения правового сознания афганцев.

Причина состоит в том, что неофициально Вашингтон уже признал свое военное поражение в Афганистане. Сейчас главная цель — как можно более незаметно и безболезненно покинуть эту страну. Однако нельзя просто так бросить на произвол судьбы режим, который Соединенные Штаты сами привели к власти — это не по правилам. Для поддержания этого режима в стране все же останется 10, 20, а может, и 30 тысяч военнослужащих США. В то же время фактически их статус будет совершенно иной. Они уже не будут той армией, которая захватила и контролирует страну. Война проиграна, и это понимают талибы, «Аль-Каида», афганские власти, и скоро это поймут все.

Быть проигравшим не так безопасно, как быть победителем. Тому контингенту американских войск, который останется в Афганистане после 2014 года, будет еще тяжелее, чем сейчас. Поэтому солдат и офицеров действительно смогут арестовывать, допрашивать, сажать в тюрьмы за совершаемые ими преступления — не талибы, а местные правоохранительные органы, которые совершенно перестанут опасаться Америки.

В этой связи дипломатический иммунитет станет действительно важным и полезным средством. Можно лишь удивляться прозорливости администрации Белого Дома, которая это хорошо понимает и не желает подставлять своих граждан под удар.

 


[1]           Собрание племенных старейшин, знати, политиков и просто авторитетных фигур.

[2]           См.: Radio Free Europe/Radio Liberty // http://www.rferl.org.

52.94MB | MySQL:103 | 0,554sec