Операция в Мали: что предложил Запад Алжиру за помощь

После многомесячных напряженных переговоров Алжир согласился открыть свое воздушное пространство для пролета авиации западных стран и в первую очередь Франции. В данном случае речь на переговорах шла о разрешении не только на пролет американских БПЛА с марокканских баз, но и авиации других союзных США государств, включая Францию, чьи силы в итоге стали ударными в осуществлении операции в Мали.

Следует особо заметить, что сроки операции переносились именно из-за несговорчивости алжирского руководства. Несмотря на то что после октябрьских переговоров госсекретаря Хилари Клинтон с президентом АНДР Абдельазизом Бутефликой представители американской стороны заявили о достижении прогресса на этом направлении, руководство Алжира намеренно затягивало проведение операции, добиваясь для себя дополнительных выгодных соглашений и гарантий. Однако в конечном итоге ему пришлось исходить из того, что участие АНДР в планируемой операции было важным, но не критичным. И это до алжирского руководства успешно донесли в ходе своих визитов госсекретарь США Хилари Клинтон и президент Франции Франсуа Олланд (декабрь 2012 г.) То есть в случае отказа Алжира открыть свое воздушное пространство союзники все равно осуществили бы операцию, используя территорию Нигера и Буркина-Фасо.

Но тогда созданный усилиями Бутефлики «контртеррористический союз» с Западом можно было считать похороненным со всеми вытекающими из этого последствиями для алжирского руководства. В этом случае не приходилось рассчитывать даже на минимальное соблюдение интересов АНДР в Мали. Более того: подобное развитие ситуации могло дать Вашингтону и Парижу повод поддержать антиправительственные выступления в самом Алжире.

Поэтому, давая согласие на использование своего воздушного пространства, руководство Алжира больше получало, чем теряло. Одним из немногих негативных факторов было использование этого момента исламистами для развития антиправительственной пропаганды против «режима, послушно выполняющего волю крестоносцев в Мали». Издержки от этого согласия наглядно проявили себя в ходе захвата 17 января радикальными исламистами объекта газовой индустрии в Ин-Аменасе, когда погибли десятки человек, включая иностранцев, а алжирскому имиджу в глазах Запада был нанесен существенный урон.

Между тем руководство АНДР понимало риски и поэтому сознательно пыталось «продать» свою помощь подороже. Среди важных моментов обсуждения было предоставление со стороны Запада гарантий тем отрядам в Мали, руководство которых было связано с алжирскими спецслужбами.

Алжирские лидеры также пытались получить определенные гарантии не только относительно своего будущего влияния в этой стране, но и расширения ВТС с Западом и в первую очередь с США по интересующему его направлению, которое не в состоянии была наполнить Россия.

Речь шла не только о средствах мониторинга ситуации на обширных пространствах Сахеля, которыми несколькими годами ранее интересовалось руководство Алжира. С конца 2010 г. оно проявляло интерес к тяжелым ударным БПЛА. Осуществление подобной сделки заметно расширило бы возможности Алжира для усиления борьбы с проявляющей все большую активность радикальной оппозицией. Наличие таких БПЛА у алжирской армии позволило бы оперативно атаковать проникающие на территорию страны группы джихадистов.

Несмотря на то что в 2011 г. переговоры об этом кончились ничем, алжирские лидеры выжидали удобной ситуации, чтобы вновь поднять этот вопрос. Сложность для них состояла в том, что к настоящему времени, кроме Израиля и США, прочие производители вооружений были не в состоянии выполнить их заказ. Учитывая сравнительно напряженные отношения с Израилем, у руководства АНДР оставался один путь получения таких БПЛА — добиваться согласия Вашингтона. И выступление туарегов, а также джихадистских групп в Мали создало выгодную для Алжира ситуацию, чтобы снова поднять этот вопрос.

Следует заметить, что для Алжира реализация этой сделки была важна и по политическим причинам. Она стала бы своего рода индульгенцией на ближайшие годы относительно ухудшения отношений с Западом. Как известно, поставки таких образцов беспилотной авиации США осуществляют лишь особо доверенным союзникам вроде той же Турции.

Большое влияние на поведение алжирской стороны оказал и декабрьский визит в Алжир французского президента Ф. Олланда, который предоставил своему алжирскому коллеге дополнительные гарантии относительно «ненападения» и не поддержки «арабской весны» в этой стране. В частности, речь шла о том, что Франция и другие западные страны закрывают глаза на очередное нарушение руководством АНДР демократических принципов и собственной конституции применительно к президентским выборам 2014 г. и возможному выдвижению в четвертый раз на пост главы государства Бутефлики.

Французская сторона ясно дала понять, что она готова поддержать подобную инициативу в том случае, если это «поможет стабильности в регионе». Кроме того, Париж от своего имени и от имени Евросоюза обещал содействие в «замораживании» и последующем прекращении ряда дел о военных преступлениях во время событий в АНДР 1990-х гг., в той или иной мере затрагивающих ключевых представителей алжирского режима, включая шефа спецслужбы DRS Мохаммеда Медьена, а также руководства военного ведомства. Это дело бывшего министра обороны Халеда Неззара и дело об убийстве французских монахов в Тиберине в 1996 г. Все вместе это стало весомым аргументом со стороны Запада для ожидания встречных шагов со стороны Алжира.

Однако значение подобного сотрудничества нельзя переоценивать. Несмотря на свое согласие временно открыть воздушное пространство для военной авиации западных стран, Алжир выполнил далеко не все пожелания США и Франции. В частности, одной из причин появления в прессе информации о возможном использовании российской военно-транспортной авиации для переброски французских войск стало то, что алжирское руководство уклонилось от предоставления в полной мере своей военно-транспортной авиации, состоящей из самолетов С-130 и Ил-76. А это служит дополнительным подтверждением того, что последние соглашения с Западом не развеяли усилившихся в последние два года опасений алжирского руководства относительно планов Вашингтона и Парижа в регионе.

52.23MB | MySQL:103 | 0,501sec