Ситуация в Судане и Южном Судане: декабрь 2012 г.

В декабре продолжилась бесконечная и, похоже, бессмысленная череда переговоров между Хартумом и Джубой относительно реализации сентябрьского /2012 г./ соглашения между ними о демилитаризации пограничной зоны.

2 декабря в Хартуме состоялась встреча между главой южносуданской делегации Паганом Амумом и одним из главных советников президента Судана Нафи Али Нафи. Представитель Джубы встретился также с министром обороны Судана Абдеррахимом Мохаммедом Хусейном. В Хартуме Амум в частности, заверил, что наличие повстанцев по обе стороны новой границы между двумя Суданами не отвечает интересам Джубы.

Хартум регулярно обвиняет Джубу в том, что та поддерживает повстанцев из Суданского народно-освободительного движения – Север /СНОД-С/, действующих в суданских штатах Южный Кордофан и Голубой Нил, а также повстанческие движения, действующие в Дарфуре. Джуба также регулярно отвергает эти обвинения и в свою очередь обвиняет Хартум в поддержке повстанцев, действующих на севере Южного Судана.

Эти повстанцы «могут разрушить доверие между Суданом и Южным Суданом и тем самым создать препятствия на пути строительства отношений между двумя странами», заявил Амум на пресс-конференции по итогам переговоров в Хартуме.

5 декабря истек срок, отведенный Африканским союзом Хартуму и Джубе для того, чтобы найти решение по статусу спорного пограничного района Абьей. Этот район, равный по площади Ливану, содержит большие запасы нефти. Понятно, что это решение не было найдено из-за противоречий между сторонами. В настоящее время Абьей находится под контролем «голубых касок» из Эфиопии.

10 декабря Вашингтон объявил о предстоящей отставке своего специального представителя в Судане и Южном Судане Принстона Лаймана. Это объявление последовало сразу после того, как спецпредставитель предупредил о грядущих проблемах в отношениях между двумя Суданами. Вашингтон обставил эту отставку как рутинную, по истечении первого мандата Обамы.

14 декабря министр обороны Судана Абдеррахим Мохаммед Хусейн объявил о направлении подкреплений в штат Южный Кордофан, где повстанцы из СНОД-С ранее объявили об уничтожении свыше 20 солдат правительственных войск. При посещении административного центра штата города Кадугли он заявил, что «хотя ситуация стабильна в основных городах и на транспортных артериях, государство должно расширять территории безопасных зон».

По данным СНОД-С, основные потери правительственные войска понесли при попытке штурма города Дальдако, что в 20 км к северо-востоку от Кадугли.

Между тем в Судане, где уже давно у власти находятся те, кого считают исламистами, появились те, кого официальные власти назвали «исламистскими экстремистами». 2 декабря два человека погибли, свыше 20 были арестованы в ходе рейда суданских сил безопасности против тренировочного лагеря «исламистских экстремистов». Как сообщил губернатор штата Синнар, что на юго-востоке Судана, этот лагерь находился в Национальном парке Диндер, расположенном на территории трех штатов близ границы с Эфиопией.

Первоначально не было ясности, кого суданские власти назвали «исламистскими экстремистами». Хорошо известно, что в 90-е годы прошлого столетия при власти исламистов Омара аль-Башира и Хасана ат-Тураби Судан был прибежищем многих видных исламистов. В частности, Усама бен Ладен проживал в Судане в период с 1991 по 1996 гг.

Уже 4 декабря глава суданских спецслужб Мохаммед Атта объявил, что арестованные «исламистские экстремисты» готовили атаки на иностранных дипломатов и высокопоставленных чиновников. Он уточнил, что всего в общей сложности были арестованы 31 человек. При них были обнаружены оружие, боеприпасы и взрывчатка.

5 декабря суданское официальное информационное агентство СУНА впервые признало наличие на вооружении суданской армии неких беспилотных летательных аппаратов /БПЛА/, сообщив о падении одного из них близ Омдурмана – города-спутника Хартума. По данным свидетелей, БПЛА, имевший длину до пяти метров, упал в необитаемой зоне. Его обломки были эвакуированы с места падения суданскими военными.

В апреле швейцарская организация Small Arms Survey /SAS/ опубликовала фотографии БПЛА, который, по ее данным является аппаратом «Абабиль-3» иранского производства. БПЛА этого типа был сбит повстанцами в Южном Кордофане. По данным SAS, суданские военные используют БПЛА для ведения разведки в районах действий повстанцев.

6 декабря ООН предупредила о распространении в Дарфуре желтой лихорадки, жертвами которой за предыдущие три месяца стали как минимум 165 человек. С учетом ведущихся в Дарфуре боевых действий нет сомнений в том, что реальное число погибших от желтой лихорадки может быть намного больше. 20 ноября прошлого года в Дарфуре стартовала кампания по вакцинации населения. С того времени 1,3 млн человек из 6 млн, проживающих в Дарфуре, были привиты от желтой лихорадки.

6 декабря Движение освобождения и справедливости /ДОС – альянс небольших дарфурских организаций/ — единственная из дарфурских группировок, подписавшая мирное соглашение с Хартумом – обвинило суданскую армию в атаке его позиций. Как объявил глава ДОС Элтигани Сейси, «накануне позиции движения близ Эль-Фашера были атакованы суданской армией». По его данным, в результате атаки погибли два бойца ДОС. Со своей стороны официальные СМИ сообщили, что суданская армия атаковала позиции Революционного фронта – альянса «непримиримых» группировок. По словам Сейси, суданские военные хорошо знали, кого именно они атаковали.

24 декабря дарфурские повстанцы из Армии освобождения Судана /фракция Абдельвахида Нура/ объявили о захвате города Голо. Формирования Нура насчитывают несколько сотен человек. Они действуют в регионе Джебель-Марра и периодически прибегают к практике захвата на некоторое время городов этого региона. Уже 29 декабря повстанцы объявили о захвате городка Гулдо.

8 декабря в Порт-Судан второй раз за пять недель вошли два корабля ВМС Ирана. Речь идет о фрегате «Джамаран» и судне обеспечения «Бушер». До этого они находились с некоей миссией в Красном море. Израиль регулярно обвиняет Судан в том, что через его территорию Иран поставляет оружие исламистскому движению ХАМАС, контролирующему сектор Газа.

8 декабря суданские власти были вынуждены временно закрыть университет в Джазире к югу от Хартума. Это случилось сразу вслед за тем, как после акции протеста против повышения платы за обучение были похищены и убиты четверо студентов – выходцев из Дарфура. Ассоциация студентов – выходцев из Дарфура обвинила в их убийстве суданские власти и их «милицию». Соглашение о мире, заключенное между Хартумом и ДОС в 2011 г., предусматривает, в частности, бесплатное обучение в университетах для выходцев из семей, которые были вынуждены покинуть Дарфур из-за конфликта в этом регионе.

9 декабря студенческие волнения перекинулись на Хартумский университет, где полиция была вынуждена применить слезоточивый газ. День спустя выступления вспыхнули с новой силой. Их участники призвали суданцев к «революции». Полиция вновь применила силу для разгона участников манифестации.

12 декабря американский спецпредставитель по делам Дарфура Дан Смит осудил чрезмерное применение силы со стороны суданских властей против участников студенческих выступлений. Он же сообщил, что зарубежная финансовая помощь, направляемая на восстановление Дарфура, может прерваться, поскольку суданские власти препятствуют въезду в страну представителей гуманитарных организаций, поставляющих эту помощь.

Неспокойно было в декабре и в Южном Судане. 9 декабря южносуданские военные открыли огонь по участникам манифестации протеста против утери городом Вау статуса столицы штата Бахр эль-Газаль – Западный. Власти приняли решение перенести столицу штата в город Багар. В результате подавления манифестации погибли 10 человек. День спустя стало известно, что южносуданские военные убили еще 14 человек из числа гражданского населения в штате Джонглей. При этом официальные власти утверждали, что речь якобы шла о повстанцах. Столкновения в Вау возобновились 19 декабря. На сей раз они были межэтническими – в них сошлись выходцы из племен динка и баланда. В результате столкновений погибли 12 человек.

13 декабря прокурор Международного уголовного суда /МУС/ Фату Бенсуда заявила в ходе выступления в Совбезе ООН о своем намерении расширить число представителей суданских властей, которые будут преследоваться за военные преступления и преступления против человечности, совершенные в Дарфуре. В свою очередь посол Судана при ООН Дафа-Алла Эльхак Али Осман отверг обвинения МКС как «необоснованные и несоответствующие реалиям в Дарфуре». Он обвинил МУС в том, что тот «превратился в инструмент, находящийся на службе определенных политических интересов».

Ранее МУС выдал международные мандаты на арест президента Судана Омара аль-Башира, а также четырех других представителей суданского руководства, в том числе министра обороны Абдеррахима Мохаммеда Хусейна.

По данным ООН, с момента начала конфликта в Дарфуре в 2003 году погибли по меньшей мере 300 тысяч человек. Хартум утверждает о 10 тысячах погибших.

21 декабря южносуданские военные сбили российский вертолет Ми-8, зафрахтованный Миссией ООН в Южном Судане /Minuss/ и выполнявший разведывательный полет над штатом Джонглей. Погибли 4 члена экипажа. Власти Джубы признали факт гибели вертолета, заявив, что сбили его по ошибке, приняв за вертолет противника. Лицемерность этого заявления очевидна – у действующих в штате Джонглей повстанцев по определению не может быть вертолетов.

В целом, внутренние проблемы Судана и Южного Судана, связанные с действиями повстанцев, равно как подспудное противостояние между двумя странами, вряд ли имеют быстрые решения. А значит, в любой момент можно ожидать эскалации напряженности на обширных территориях, еще недавно называвшихся Суданом.

52.95MB | MySQL:103 | 0,452sec