«Марш миллионов» под руководством канадского богослова Тахир-уль-Кадри тихо угас: некоторые оценки российских СМИ

После благополучного завершения кратковременной эпопеи под названием «Марш миллионов», прошедшего в бескровном, ненасильственном варианте, можно с уверенностью сказать, что пиар канадского богослова Тахир-уль Кадри практически не получился, хотя справедливости ради следует отметить, что это мероприятие привлекло внимание политиков, экспертов, журналистов и в целом СМИ во многих странах мира, включая Россию. По истечении некоторого времени после этого марша можно подвести определенные итоги, но не бросаться сразу в омут (как только наметился пиаровский поход десятков тысяч пакистанцев из Лахора в Исламабад), не навешивать ярлыки, не бросаться лозунгами (как это было во многих российских и зарубежных СМИ), что наступила некая «арабская весна» в Южной Азии, что происходит чуть ли не революция в Пакистане, что талибы или «Аль-Каида» идут к власти в Пакистане; более того, некоторые «эксперты» договорились до того, что в Пакистане намечается даже военный переворот.

Конечно, ничего подобного в Пакистане не было, нет, и почти наверняка не будет.

Что же произошло реально в этой стране? Естественно, мы ни в коей мере не претендуем на некую истину в последней инстанции, а просто попытаемся, ссылаясь на факты, кратко рассмотреть сложившуюся в январе 2013 г. ситуацию.

Д-р богословия, некий Тахир-уль-Кадри после 6 лет отсутствия в Пакистане прибыл туда 23-го декабря прошлого года. До этого он жил в Канаде, получил канадское гражданство, (кстати сказать, канадские власти весьма неодобрительно отнеслись к активной политической деятельности этого религиозного деятеля в Пакистане, поскольку прибыв в свое время в Канаду — в 2006 г. — он заверил власти, что будет заниматься исключительно богословием). Заметим, что ему пришлось эмигрировать в Канаду в результате существенных разногласий с тогдашним президентом Пакистана Первезом Мушаррафом, которого, кстати, он активно поддерживал во время военного переворота в октябре 1999 г. и далее, вплоть до 2006 г. в его (президента Пакистана) начинаниях в политике и реформировании экономики.

Уже через 3 недели после своего приезда в Пакистан Тахир-уль-Кадри организовал т. н. «Марш миллионов». По некоторым оценкам, весьма и весьма приблизительным, в этом марше участвовали примерно 40 тыс. человек, которых свозили к месту сбора на грузовиках, автобусах. Можно ли за 3 недели легко организовать такое мероприятие?! Конечно нет. Должны были быть какие-то либо широкомасштабные предварительные действия, либо какие-то очень серьезные стимулы, чтобы заставить женщин с детьми (в подавляющей своей части далекими от политики) участвовать в этом мероприятии. Практически нет сомнений в том, что здесь свою определяющую роль сыграло обещание заплатить за участие в шествии, что и было сделано.

Сам доктор богословия Тахир-уль-Кадри исповедует суфизм[i], среди последователей этого течения в исламе немало бизнесменов, банкиров, предпринимателей, да и просто богатых людей, которые и финансировали этого доктора богословия в его политической акции. А в Пакистане (равно, как и во многих других менее цивилизованных странах) достаточно заплатить небольшую сумму неимущим слоям населения, чтобы они приняли участие в любой политической акции (только пообещай подзаработать, и они будут сидеть даже в холоде, каковыми были ночи в Исламабаде – ночная температура опускалась почти до нуля, в то время как сам лидер демонстрантов, Тахир-уль-Кадир сидел в бронированном фургоне, в тепле).

Поэтому утверждения некоторых российских экспертов и журналистов о прямом участии военных в этой акции или приходе «арабской весны» в Южную Азию не имеют под собой реальной базы. В этой связи считаем необходимым привести несколько конкретных примеров некорректного подхода к оценке внутриполитической ситуации в Пакистане, в том числе и роли упомянутого «Марша миллионов» в социально-политической жизни страны.

Д-р Шамиль Султанов (президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир») в своей статье «Пакистан: игры и интриги», опубликованной 22 января 2013 г. на сайте http://wordyou.ru, без всяких на то оснований поддержал идею о якобы финансировании указанной акции со стороны бывшего президента Пакистана Первеза Мушаррафа, находящегося в изгнании в Лондоне. После своего отъезда из Пакистана бывший пакистанский генерал-президент стал весьма непопулярен как в обывательской среде, так и вызывает негативное к себе отношение со стороны руководства страны, включая судебные органы – Верховный судья пообещал арестовать его прямо в аэропорту в случае прилета экс-президента в Пакистан. Уже по этой причине он не рискнул бы заниматься финансированием столь масштабной демонстрации.

Мы уже не говорим о том, что в указанной статье в Интернете содержится немало неточностей, свидетельствующих о недостаточном знании автора реальной ситуации как в Южной Азии в целом, так и в Пакистане, в частности. В настоящее время население Пакистана составляет отнюдь не 165 млн человек (как пишет г-н Ш.Султанов), а по официальным (экстраполяционным) данным по состоянию на 1 июля в 2012 г. его численность достигла 181 млн человек.[ii] Однако реально население Пакистана составило к 2012 г. примерно 195 млн человек.[iii]

Ошибочно указывать, что «…пакистанский лидер Первез Мушарраф вынужден был согласиться “по итогам честных, демократических выборов” на приход к власти прямых ставленников США, в том числе и нынешнего президента Али Асифа Зардари и премьера Раджи Ашрафа…» – здесь ошибка заключается в том, что, когда генерал Первез Мушарраф был якобы вынужден согласиться на приход премьера Раджи Ашрафа, то тогда, в 2008 г. премьер-министром стал Юсуф Раза Гилани, который занимал этот пост до июня 2012 г. и был смещен тогда по решению Верховного суда Пакистана за неуважение к суду. Вот тогда, в июне 2012 г. премьер-министром страны и стал Раджа Первез Ашраф, но вовсе не в 2008 г.

Бывший президент Пакистана Первез Мушарраф отнюдь не был вынужден «согласиться, — как утверждает д-р Шамиль Султанов, — “по итогам честных, демократических выборов” на приход к власти прямых ставленников США, в том числе и нынешнего президента Али Асифа Зардари и премьера Раджи Ашрафа». На самом деле президент Первез Мушарраф был вынужден (!) уйти в отставку в августе 2008 г. в соответствии с принятой парламентом Пакистана в 2003 г. 17-й поправки к Конституции, в соответствии с которой президентом страны законно стал Асиф Али Зардари

Наконец, нельзя не сказать о типичной ошибке многих россиян, мало знакомых с Индией, когда указанный выше автор, говоря о влиянии Индии на внутриполитическую ситуацию в Пакистане, констатирует: «Особенно активно индусы работают на двух направлениях   ». Употребление термина «индусы» в данном случае неправомерно, поскольку индусы – лишь часть граждан Индии, т.е. индийцев, исповедующих индуизм. Но в Индии есть еще и сикхи, исповедующие сикхизм, есть и джайнисты, последователи джайнизма, есть буддисты, исповедующие буддизм, наконец, есть христиане и т.д.

Неверно и то, что военные в Пакистане стремятся «достаточно мягко, демократично и без всяких военных переворотов выдавить из власти ставленников США». Наоборот, военные заинтересованы, чтобы у власти в Пакистане находились люди, тесно связанные с Вашингтоном (американцев не любит лишь определенная часть пакистанских обывателей и некоторые политические деятели, среди которых немало ортодоксальных исламистов). Военные получают из США современное вооружение, да и немалые деньги на борьбу с талибами, часть из которых (деньги) оседает в карманах тех же военных.

Аналогично неверно утверждение автора, что «вероятность войны между этими странами (Индией и Пакистаном – С.К.), в том числе и с использованием ядерного оружия, остается высокой». Вероятность войны между двумя странами (как это было, например, в 1947-48 гг., в 1965 г., 1971 г.) сейчас практически исключена, а вероятность использования ядерного оружия уже исключена даже теоретически. После 2002 г., когда такое действительно было гипотетически возможно, отношения между Пакистаном и Индией настолько улучшились, что в последние год-два речь уже идет о готовности сторон обсуждать даже Кашмирскую проблему. И даже весьма неприятная перестрелка 7-10 января 2013 г. на Линии контроля в Кашмире с якобы отрубанием головы у индийского солдата мало повлияла на процесс нормализации пакистано-индийских отношений, которые к концу января 2013 г. почти полностью вошли в норму.

Еще большее недоумение вызывает ряд публикаций (также в Интернете) по поводу внутриполитической ситуации в Пакистане и его внешних связей. Статья под интригующим заголовком «Пакистан: “канадская весна”. У Пакистана — приступ военно-революционной болезни» без указания фамилии автора, опубликованная 28 января 2013 г. в Интернете,[iv] прямо-таки завораживает убежденностью в скором нападении Пакистана на Индию с применением ядерного оружия и направлением в этой связи из Дели инструкции рыть бомбоубежища в Кашмире. Из какого первоисточника автор или авторы добыли эту информацию – совершенно непонятно, но пусть подобные утверждения останутся на их совести. Заметим лишь, что видный отечественный индолог Владимир Скосырев в своей статье в «Независимой газете» подчеркнул, что «…эта инструкция не связана с недавними столкновениями между Индией и Пакистаном, говорят в Дели».[v]

И, конечно, едва ли можно говорить о том, что «бурная деятельность господина Кадри привела к старту в стране «арабской весны». Ссылки в данном случае на мнение профессора Стэнфордского университета Джоэла Бринкли никак нельзя назвать убедительными, поскольку никакой аналогии с кровавыми событиями в Египте, Сирии, Мали нет и в помине. Единственное справедливое обвинение, выдвинутое им против пакистанских руководителей (включая высшее руководство) и чиновников, так это в коррумпированности. В соответствии с рейтингом по степени коррумпированности 176 стран мира (The Corruption Perceptions Index), определенным международной организацией «Transparency International», Пакистан занимает 139-е место, разделяя его с Кенией, Нигерией, Азербайджаном и Непалом (индекс коррумпированности 27). Однако вплотную к Пакистану примыкает и Россия – 133 место, где располагаются также Коморские Острова, Гондурас, Иран, Гайана и Казахстан (индекс коррумпированности 28).[vi]

Заметим, что господин Тахир-уль-Кадри не пользуется каким-либо политическим авторитетом как на национальной пакистанской политической арене, так и на международном уровне. Ни одна политическая партия Пакистана не поддержала этот якобы «миллионный марш».[vii] Хотя противоборство между этими партиями в преддверии всеобщих выборов в мае текущего года почти достигло апогея, и лидеры партий вполне могли бы использовать этот пресловутый марш в своих собственных политических целях. Однако этого не произошло. Российский эксперт по внутриполитическим проблемам Пакистана Н.Замараева также подчеркнула в одной из своих публикаций, что «несмотря на то что “Марш миллионов” обернулся шумной публичной кампанией, большинство политических партий, включая оппозиционные — Пакистанскую мусульманскую лигу (Наваза Шарифа), праворелигиозную Джамаат-и улама-ислам (Ф) Маулана Фазлур Рехман, партию Движение за справедливость Имран Хана, — не только не поддержали акцию, но и заявили о ее неконституционном характере».[viii]

И уж совсем нелепым представляются домыслы автора/авторов статьи, что на свой вопрос – «Кто же стоит за канадским богословом?» он четко отвечает: «…вполне может быть, что военные: ведь Тахир Кадри сам сказал о «надзоре армии». К тому же «марш миллионов» высоко оценил генерал Первез Мушарраф. Ходят слухи, что военные и финансируют действия пламенного борца с коррупцией». Подчеркнем еще раз – ни одной ссылки на источник автор не приводит, только действительно пользуется слухами. Здесь мы должны заметить, что военные в лице одного из ведущих руководителей военного ведомства – начальника объединенных штабов сухопутных войск Ашфак Первез Киани — неоднократно заявляли, что армия больше не намерена вмешиваться в политическую жизнь страны.[ix]

О невозможности военного переворота в Пакистане не раз говорил и министр информации и радиовещания страны Камар Заман Кайра.[x] К тому же Верховный суд Пакистана специальным Постановлением запретил военным заниматься политикой.[xi] Наконец, если бы армия действительно захотела вмешаться в политическую жизнь страны, то она бы давно это сделала – легко можно было бы использовать в качестве предлога для этого убийство в декабре 2007 г. наиболее реального тогда претендента на пост премьер-министра г-жу Беназир Бхутто, что всколыхнуло в то время буквально всё население Пакистана. И, конечно, т.н. «Марш миллионов» с его песнями и плясками по пути из Лахора в Исламабад не идет ни в какое сравнение с той трагедией.

Но самое интересное – как завершается указанная статья! Автор вероятно настолько глубоко вник в суть проблемы, что застыл буквально на полуслове: «Таким образом, Тахир Кадри представляется н……..». И все!

Другая статья о внутриполитической ситуации в стране, но уже подписанная — Евгений Пожидаев (международный обозреватель Информационного агентства ИА REGNUM) – также свидетельствует о стремлении автора провести явную аналогию с событиями в Северной Африке: «Иными словами, на улицах Карачи и Исламабада произошло «мягкое» воспроизведение чрезвычайно знакомого по Тунису, Египту и другим арабским странам сценария».[xii] Правда, непонятно, что означает «мягкое» воспроизведение? То, что не стреляли? Или что никого не убили?

Мы здесь привели лишь несколько наиболее ярких примеров скоропалительных выводов о ситуации в Пакистане, сделанных на базе первых шагов канадского богослова, которому явно был нужен лишь пиар, и который отнюдь не собирался идти дальше к власти. Можно было бы привести немало подобных примеров чересчур быстрых и рискованных выводов некоторых российских журналистов и аналитиков, однако целесообразно этим пока что и ограничиться. Лучше всего высказалась по поводу январского «Марша миллионов» одна из центральных пакистанских газет The Daily Times, озаглавившая обширную по объему публикацию двумя короткими словами – «Мелодрама закончилась».[xiii] Другая центральная газета страны — The Nation — с немалой долей сарказма подчеркнула, что д-ру Тахир-уль-Кадри ничего не оставалось делать, как заявить, что именно он сознательно пошел на компромисс с руководством Пакистана, дабы избежать хаоса в стране.[xiv]

В заключение хотелось бы заметить, что демонстрации, подобные прошедшему в Пакистане «Маршу миллионов», уже не раз имели место в истории этой страны. Например, в июне 2008 г. прошел «Марш миллионов», который был организован в знак протеста против увольнения всех судей Верховного суда за их отказ признать легитимность временного конституционного указа о введении в ноябре 2007 г. чрезвычайного положения.[xv] Следует подчеркнуть, что организация маршей (а из деревень, больших и малых городов стекаются в столицу десятки тысяч граждан) — явление для пакистанской политической жизни обыденное, отработанное до мелочей, в особенности, если демонстрантам обещаны некоторые суммы денег. В начале 80-х годов, например, подобные шествия организовывались в рамках «Движения за восстановление демократии». Выборы местного, а тем более федерального значения — настоящее социально-политическое (и развлекательное) событие в жизни населения Пакистана; так, в октябре 2007 г. сотни тысяч людей просто приехали встречать Беназир Бхутто. Массовость вообще характерна для сколько-нибудь яркого события в стране. Поэтому вовсе не стоит придавать какое-либо серьезное значение прошедшему в январе 2013 г. в Пакистане т.н. «Маршу миллионов», а тем более полагать, что в стране назревает едва ли не революция, как бы не хотелось привязать такого рода «марши» к серьезным кровавым событиям на арабском Востоке.

 

Каменев Сергей Наумович, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором Пакистана Института востоковедения Российской Академии Наук.

 

 


[i]  Суфизм — путь очищения души от «скверных качеств» (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух). В основе суфизма лежит призыв к окружающим вернуться к простому образу жизни, делается упор на искренность, борьбу со своим нафсом (т.е. с некими отрицательными качествами), искоренение таких болезней души, как зависть, высокомерие, скупость. Это течение в исламе получило название тасаввуф (суфизм).

[ii] Pakistan Economic Survey 2011-12. Government of Pakistan. Islamabad, 2012, p. 162

[iii] Abdul Sattar Khan. Population shoots up by 47 percent since 1998. // The News. 29.03.2012.

[iv] Пакистан: «канадская весна». У Пакистана — приступ военно-революционной болезни. // http://www.postsovet.ru. 28 января 2013 г.

[v] Владимир Скосырев. В Кашмире может начаться ядерная война. Индия призывает население рыть убежища. // «Независимая газета». 24 января 2013 г.

[vi] См.: http://www.transparency.org/cpi2012/results

[vii]            Qadri: populist cleric calling for ‘revolution’ // Daily Times. 17.01.2013.

[viii]            Замараева Н.А. Политический шторм в Пакистане // www.iimes.ru. 21 января, 2013.

[ix] PM holds out olive branch to military. // Dawn. 15.01.2012.

[x] Kaira sees no possibility of martial law in Pakistan. // Pakistan Link. 9.11.2012.

[xi] В Пакистане военным запретили заниматься политикой. // http://www.mignews.com/news/society/world/191012_165045_46495.html. 19 октября 2012 г. См. также: Pak SC orders action against two former chiefs of army, ISI. // The Indian Express. 20.10.2012.

[xii]            Евгений Пожидаев (международный обозреватель Информационного агентства REGNUM). Китай теснит США в Пакистане: какими будут последствия «тахрира» по-пакистански. // http://www.regnum.ru. 29 января 2013 г.

[xiii]            The melodrama is over. // The Daily Times. 19.01.2013.

[xiv]            Qadri defends ‘dramatic end’ to long march. // The Nation. 20.01.2013.

[xv]            Замараева Н.А. Пакистан: марш протеста юристов. // www.iimes.ru. 16 июня 2008.

62.89MB | MySQL:102 | 0,483sec