О современных российско-иранских экономических связях

В последних числах февраля 2013 г. в Тегеране состоится Вторая постоянная выставка передовых российских технологий в Иране. Мероприятие призвано придать новый импульс развитию торгово-экономических и инвестиционных отношений между двумя странами. Выставка будет проходить в тесном взаимодействии с российскими и иранскими министерствами и другими профильными структурами.

Главное преимущество грядущего мероприятия по сравнению с другими ежегодными сертифицированными отраслевыми выставками заключается в ее практической направленности, активной маркетинговой и рекламной деятельности, а также в уникальной специфике масштабного и пустеющего из-за жестких экономических санкций Запада рынка в Иране.

Российской стороной сформирована представительная делегация предпринимателей, представляющих более 30 компаний, которая готова к проведению переговоров с потенциальными иранскими партнерами по самому широкому спектру направлений деятельности. В частности, в области энергетики, машиностроения, горнодобывающей промышленности и др.

В ходе проведения мероприятия предусмотрено проведение большого объема постоянной и активной маркетинговой работы на иранском рынке, проведение деловых встреч и презентаций, организация регулярных отраслевых круглых столов, конференций и форумов.

Стоит особо заметить, что проведение этой выставке весьма своевременно, ведь, по недавнему заявлению посла России в Иране Л.С.Джагаряна, ИРИ заинтересована в сотрудничестве с Россией по развитию своей нефтегазовой инфраструктуры.

Например, рассматриваются варианты российского участия в разработке расположенных в северо-западной иранской провинции Илам нескольких нефтяных месторождений.

Кроме того, Иран заинтересован в сотрудничестве с Россией по развитию своей нефтегазовой инфраструктуры: мощностей по производству сжиженного природного газа, нефтеперерабатывающего завода в северной провинции Голестан, нефтепровода из каспийского порта Нека в порт Джаск в Оманском заливе.

Также сторонами обсуждаются проекты, связанные с расширением трубопроводной сети в ряде иранских провинций, и прорабатывается возможность использования потенциала российских компаний для транспортировки иранских углеводородов на мировой рынок.

Помимо этого, Тегеран заинтересован в долгосрочных вложениях российских компаний в разработку месторождений на шельфе Персидского залива.

Столь острый интерес иранской стороны к укреплению и выведению на качественно новый уровень нынешних экономических связей с Россией обусловлен фактом двустороннего стратегического партнерства.

Стратегическое значение для России экономических связей с Ираном определяется тем, что это он является ее крупным торговым партнером на Среднем Востоке, обширным рынком сбыта российских машин, оборудования, транспортных средств, металлопродукции и пиломатериалов,  а также соседним государством, через которое идут важные транзитные маршруты.

Россия и Иран имеют общие интересы в Каспийском регионе, прежде всего в сфере добычи и транспортировки углеводородов, развития международных транспортных коридоров для перевозок и транзита отечественных и иностранных грузов в направлении север-юг, сохранения и рационального использования его биоресурсов.

Справедливости ради стоит заметить, что взаимодействие с Ираном в нефтегазовой области, в том числе в формировании коридоров для транспортировки углеводородного сырья, экономически выгодно России, поскольку это укрепляет ее внешнеполитические позиции в Центральной и Южной Азии, а также на Ближнем и Среднем Востоке.

В связи  со складывающейся вокруг Ирана международной ситуацией в настоящее время иранская сторона придает особое значение в двусторонних российско-иранских отношениях развитию на межправительственном уровне диалога по экономическим вопросам.

Так, 25-26 февраля с.г. Иран посетит заместитель министра промышленности и торговли России Г.В.Каламанов, визит которого призван упрочить имеющиеся двусторонние торговые связи.

Примечательно, что роль Ирана во внешнеторговом обороте России не соответствует потенциалу развития российско-иранской торговли, что свидетельствует о необходимости активных шагов по развитию торгово-экономических отношений между двумя государствами.

Прежде чем начать статистический анализ основных показателей российско-иранской торговли следует сделать важные пояснения методологического плана.

Во-первых, данные о внешней торговли Ирана отсутствует в открытом доступе, поскольку Министерство торговли и таможенная администрация Ирана отказались от публикации статистики в открытых источниках с 2007 г. Причиной стала негативной внешнеполитической ситуацией и действующим режимом международных санкций.

Во-вторых, при учете данных внешней торговли таможенная администрация Ирана ведет статистику по стране-контрактодержателю, а не по стране происхождения или стране назначения, таким образом, данные таможенной администрации Ирана не могут в целом отражать реальное положение дел.

В-третьих, в Иране принято летоисчисление по солнечной хиджре. Год в Иране начинается 21 марта. Месяцы иранского календаря не совпадают с месяцами общепринятого европейского календаря, что затрудняет сопоставление данных по статистике.

В связи с изложенными проблемами для получения более или менее объективной статистики касательно макроэкономики Ирана целесообразным и единственно верным шагом является сведение данных, публикуемых различными международными и российскими структурами.

По данным Минэкономразвития России, в 2010 г. Иран занял 29-е место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 26-е по экспорту и 61-е по импорту. Доля Ирана во внешнеторговом обороте России составила 0,6%.

Далее представлена статистическая информация о некоторых торговых партнерах Ирана за три квартала 2010 г. (см. таблицу 1)

Таблица 1

Внешнеторговые партнеры Ирана за 9 месяцев 2010 г.,

млрд долларов

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Торговый баланс

Объем

+/- %

к 9 мес. 2009

Объем

+/- %

к 9 мес. 2009

Объем

+/- %

к 9 мес. 2009

за 9 мес. 2010

ЕС

22,31

4,4

9,57

10

12,74

0,5

-3,17

Китай

19,44

21,7

11,7

23

7,74

20

3,96

Япония

9,57

16

7,8

15

1,77

21

6,03

Индия

8,55

6,5

6,77

12

1,78

18

4,99

ОАЭ

9,68

24

0,57

10

9,09

25

-8,52

Ю.Корея

8,7

10,5

5

16

3,7

7

1,3

Турция

5,14

19

2,94

19

2,2

24

0,74

Россия

2,44

12,5

0,17

15

2,27

12,4

2,1

ЮАР

2,62

16

2,5

20

0,12

5

2,38

Источник: Минэкономразвития России, ФТС России

Как видно из таблицы 1, объем внешней торговли Ирана с Россией значительно уступает соответствующему показателю с ведущими странами Азии и ЕС, что вполне объяснимо. Дело в том, что партнерство ИРИ с азиатскими игроками является традиционным, поскольку обусловлено как географическим (вопрос логистики), так и экономическим факторами (готовность платить большую стоимость за товары и услуги из-за стремительного развития собственных экономик). Что касается Европейского союза, то здесь необходимо учитывать фактор совокупности (статистика приводится не по отдельным странам ЕС, а общая).

Ниже представлена динамика основных макроэкономических показателей в двусторонней российско-иранской торговле за десятилетний период (см. таблицу 2).

Таблица 2

Товарооборот между Россией и Ираном в 2005-2011 гг.,

млн долларов

Год

2006

2007

2008

2009

2010

янв.2010

янв.2011

Товарооборот

2 144,5

3 314,7

3 690,3

3 059,9

3 651,1

246,3

326,4

Темпы роста, %

104,8

154,6

111,3

82,9

119,5

 

132

Экспорт

1 904,7

2 965,3

3 288,6

2 846,3

3 379,7

225,9

298,3

Темпы роста в %

99,1

155,7

110,9

86,5

119

 

132

Импорт

239,8

349,4

401,7

213,6

271,5

20,4

28,1

Темпы роста, %

192,1

145,7

115

53,1

127

 

138

Сальдо

1 664,9

2 615,9

2 886,9

2 632,7

3 108,2

205,5

270,2

Источник: Минэкономразвития России, ФТС России

Как видно из таблицы 2, в целом товарооборот до 2008 г. и после имеет положительную тенденцию роста. В 2008 г. был показан самый высокий объем двусторонней торговли. Спад показателя в последующие годы был обусловлен рядом факторов.

Во-первых, влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономики обеих стран.

Во-вторых, санкциями западных стран в отношении иранского хозяйства, что серьезно увеличила и без того весьма высокую степень рисков для иностранного контрагента.

В-третьих, временной проверкой обоими государствами внешнеполитического курса в отношении друг друга.

Как уже было отмечено, на российско-иранское торгово-экономическое сотрудничество начали оказывать влияние новые объективные факторы, такие как санкции ООН, а также односторонние санкции США и ЕС. Эти санкции несут в себе как угрозы, так и новые возможности для сотрудничества между Россией и Ираном.

К угрозам можно отнести блокирование банковских переводов иранских банков в долларах США, евро и даже в дирхамах ОАЭ, что затрудняет расчеты по контрактам, в которых используются эти виды валют.

В этой связи Россия и Иран планируют создать совместный банк, который будет вести операции в национальных валютах, что окажет весьма существенную поддержку в плане финансового обеспечения проектов экономического сотрудничества двух стран. Осуществление этой задачи поднимет значение российского рубля как региональной валюты, а также в более долгосрочной перспективе будет способствовать превращению рубля в мировую резервную валюту, а России – в мировой финансовый центр.

В 2010 г. произошло увеличение товарооборота в российско-иранской торговле по сравнению с 2009 г. на 19,5%, объем экспорта увеличился на  19%, а импорт — на 27%.

Большая часть товарооборота с Ираном приходится на российский экспорт (92,5%). Доля Ирана в объеме внешней торговли России по сравнению с 2009 г. снизилась на 0,1%, составив 0,6%.

В январе 2011 г. по сравнению с этим же месяцем 2010 г. рост товарооборота составил 32% (до 326,4 млн долларов), экспорта – также на 32% (до 298,3 млн долларов), импорта – на 38% (до 28,1 млн долларов).

Что касается товарной структуры товарооборота между Россией и Ираном, то она практически не изменилась с 2000 г.

Так, в товарной структуре российского экспорта в Иран в 2010 г., как и в предыдущие годы, преобладали металлы и изделия из них – 64%, драгоценные камни и металлы и изделия из них (17,5%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 6,6%, злаки – 5,16% (5,01%), минеральные продукты и топливно-энергетические товары – 2,95%.

Основными товарами российского импорта из Ирана по-прежнему оставались продовольственные и сельскохозяйственные товары – 84,7%, а также машины и оборудование – 6,6%.

Согласно статистическим данным ФТС России, товарооборот между Россией и Ираном в 2011 г. составил 3,75 млрд долларов, что на 2,8% больше по сравнению 2010 г. (3,65 млрд долларов). Экспорт из России в Иран в 2011 г. увеличился на 0,6% по сравнению с 2010 г. и составил 3,4 млрд долларов. Импорт иранских товаров в Россию также увеличился на 29,5% и составил 351,7 млн долларов.

Стоит подчеркнуть, что интенсификация двусторонней торговли стала результатом частичного «оздоровления» иранской экономике от многочисленных санкций. В частности, рост внутреннего валового продукта (ВВП) в последние годы стабилен и составляет около 6% в год. ВВП Ирана в 2011 г. составил 490,1 млрд долларов. С учетом названной динамики прогнозируется, что по итогам 2013 г. средний ВВП на душу населения в Иране достигнет 7 тыс. долларов.

Важно отметить, что приоритетом иранской экономики является уход от нефтеэкспортной зависимости: если в 1990 г. экспорт страны в 12 раз превышал импорт, то в 2011 г. экспорт превышает импорт лишь на одну треть. 10% ВВП Ирана составляет продукция сельского хозяйства, 45% – промышленности и оставшиеся 45% – услуги.

Улучшение экономической обстановки в Иране подтверждает и увеличившийся в последние годы объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в эту страну (см. таблицу 3).

Таблица 3

Объемы и динамика прямых иностранных инвестиций в Иран

в 2005-2009 гг*.,

млн долларов

2005

2006

2007

2008

2009

Приток ПИИ в Иран

3136

1647

1670

1615

3016

Накопленные ПИИ в Иране

16036

17682

19352

20967

23984

 

*информация о географической и отраслевой структуре прямых иностранных инвестиций является закрытой

Источник: Минэкономразвития России, ФТС России, международные организации

Как видно из таблицы 3, накопленные ПИИ в Иране увеличились почти в полтора раза за неполные 5 лет, с 2005 по 2009 гг., что свидетельствует об экономической заинтересованности зарубежных инвесторов в реализации различных проектов с Ираном. В 2009 г. приток ПИИ в Иран существенно возрос (несмотря на кризисное время), что, по всей видимости, еще раз подтверждает «живучесть» опутанного санкциями иранского хозяйства.

Говоря отдельно о российско-иранском инвестиционном сотрудничестве, необходимо привести некоторые статистические данные последних лет (см. таблицы 4, 5).

Таблица 4

 

Динамика иранских инвестиций в российскую экономику

за 2009 г. и 9 мес. 2010 гг.,

тыс. долларов

2009

2010 (янв.-сент.)

Поступило

Накоплено

Поступило

Накоплено

Всего

15 347,29

1 683 532,5

1 342,3

3 109,6

ПИИ

19,03

177 013,4

9,5

608,5

Источник: Минэкономразвития России, ФТС России, международные организации

Таблица 5

Динамика российских инвестиций в иранскую экономику

за 2009 г. и 9 мес. 2010 гг.,

тыс. долларов

 

2009

2010 (янв.-сент.)

Поступило

Накоплено

Поступило

Накоплено

Всего

15 488,06

60 328,90

23,7

27 413,4

ПИИ

60 264,00

27 328

 

Источник: Минэкономразвития России, ФТС России международные организации

Как видно из таблиц 4 и 5, объем  накопленных  взаимных инвестиций по состоянию за  9 мес. 2010 г. оценивается в сумме 30,5 млн долларов, в том числе иранские инвестиции в России составляют 27,4 млн долларов, а российские  в  Иран –  3,1 млн долларов.

Прямые иранские  инвестиции  в  России,  накопленные  к середине 2010 г., составляли 608 тыс. долларов. Российские организации и компании осуществляют в Иране преимущественно прямые инвестиции, которые за этот же период оценивались в сумме 27,3 млн долларов.

Как для иранских, так и российских инвесторов наиболее привлекательными  сферами экономик обеих стран является оптовая и розничная торговля, сервис автотранспорта и бытовой техники, куда направляются свыше 90% инвестиций.

Возвращаясь к двустороннему политическому диалогу, необходимо напомнить, что во время встречи президентов России и Ирана, состоявшейся в Тегеране в 2007 г., стороны подтвердили нацеленность на дальнейшее увеличение объемов российско-иранского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

В частности, в целях реализации имеющегося потенциала для углубления взаимодействия в сфере экономики была достигнута договоренность о заключении ряда межправительственных документов о торгово-экономическом сотрудничестве двух стран.

Во исполнение этих договоренностей на высшем уровне в ходе состоявшегося в Москве очередного заседания Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству был подписан Меморандум о намерениях развития долгосрочного торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран.

Кроме того, было подписано  Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в сфере туризма.

Расширяется договорно-правовая база российско-иранского сотрудничества и на межведомственном уровне, в частности, подписан Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия между российским Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии  и иранским Институтом стандартов и промышленных исследований.

Тем не менее, определенные пробелы в области развития договорно-правовой базы российско-иранского сотрудничества все же имеются. Каковы же они?

Во-первых, необходимо довести до конца начатый процесс заключения Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Иранская сторона заявил о готовности подписать это соглашение.

Во-вторых, следует осуществить подписание Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о воздушном сообщении от 19 августа 1999 г. Иранская сторона предложила внести изменения в статью этого Соглашения «об урегулировании споров». Российская сторона согласилась с этим предложением. Распоряжением от 23 января 2008 г. Правительство России поручило Минтрансу России подписать Протокол с иранской стороной.

На полях мероприятий по линии Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) сторонами постоянно инициируются переговоры, во время которых активно обсуждаются вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества в электроэнергетике, нефтегазовой и банковской сферах.

По мнению МИД России заслуживает внимание иранская идея создания интегрированного энергетического рынка в азиатском регионе.

В целях координации экономических связей ведомств, компаний и организаций двух стран действует Постоянная Российско-Иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК).

На своих постоянных заседаниях МПК обсуждают ход выполнения ранее принятых решений и рекомендаций, а также согласовывают конкретные меры по дальнейшему расширению двусторонних связей в наиболее перспективных отраслях.

Наиболее активным на настоящий момент является сотрудничество в сфере энергетики.

14 июля 2010 г. в ходе визита министра нефти Ирана М.Мирказеми в Москву была подписана «дорожная карта» ирано-российского сотрудничества в области энергетики.

Эта «дорожная карта», которая после ее тщательного анализа экспертами двух стран подписали М.Мирказеми и С.И.Шматко, составлена с целью определения направлений развития двустороннего ирано-российского сотрудничества и сфер для совместных инвестиций на ближайшие 30 лет.

В документе предусматривается обмен техническими ноу-хау, технологиями и опытом в частности в таких сферах как добыча нефти и газа, переработка углеводородов, морская разведка и проведение исследований на нефтяных и газовых скважинах.

Сегодня стороны предпринимают конкретные шаги для возобновления масштабного энергетического сотрудничества. Например, в рамках Международной выставки «Нефтегаз-2012», прошедшей в Москве, многочисленная иранская делегация продемонстрировала достижения страны в углеводородной сфере, а также обсудила с Москвой реализацию долгосрочных проектов в области нефти, газа и нефтехимии.

Не исключено, что в будущем из-за нехватки собственных нефтеперерабатывающих мощностей Тегеран возобновит с Россией работу в этом направлении. Так, в прошлом году на полях Первого Российско-Иранского бизнес-форума ТПП России заявило, что перспективными направлениями двустороннего экономического взаимодействия могут стать нефтепереработка и нефтехимия.

Российские компании весьма сдержанно комментируют эти оценки касательно будущего экспорта нефтепродуктов, но в то же время не отрицают подобного развития событий в будущем.

Например, представители «Лукойл Оверсиз» уверены, что при значительной минимизации политических и экономических рисков деятельность компании на иранской территории может начаться вновь на условиях buy-back («покупаю обратно»), позволяющих миновать запрет на предоставление права пользования недрами на основе концессии и соглашения о разделе продукции.

Стоит напомнить, что условия buy-back означают то, что иностранный инвестор вкладывает денежные средства, например, в проект повышения нефтеотдачи месторождения или в разведку запасов углеводородов, получая взамен компенсацию, покрывающую вложенные средства с учетом процента и прибыли. Причем инвестор получает компенсацию не в денежном выражении, а в виде сырья, добытого в ходе осуществления проекта. Срок действия контракта buy-back обычно составляет 7, а компенсационный период – 5 лет.

Важно отметить, что ежегодная стоимость экспорта бензина в Иран достигает около 4 млрд долларов, и такая зависимость от импорта топлива будет сохраняться еще как минимум 2-3 года.

Однако не стоит также забывать, что если поставки бензина или другого топлива из России в Иран все же начнут осуществляться, то максимальную выгоду обеим сторонам извлечь не удастся. Дело в том, что транзит будет проходить через Каспийское море и по железной дороге через Туркменистан и Азербайджан, а расходы на логистику повысят стоимость сырья.

Учитывая сказанное выше, можно предположить, что вновь начавшееся нефтегазовое сотрудничество двух государств может заключаться не только в экспорте продуктов нефтепереработки, но и привлечение российских специалистов к строительству мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ) и освоению новых месторождений в Иране.

Речь идет о развитии определенных фаз нефтяных месторождений «Азадеган», «Дудру», «Шорум», «Кух-е Риг», газового месторождения «Южный Парс».

Однако здесь необходимо обоюдное «да» и четкие гарантии со стороны персов. Российская сторона прекрасно помнит, что в два года назад Иран исключил компанию «Газпром нефть» из проекта освоения иранского нефтяного месторождения «Азар» в пользу внутреннего подрядчика, сославшись на то, что российская компания задержала выполнение своих обязательств даже после того, как ей были сделаны повторные предупреждения.

Кроме того, ранее «Газпром нефти» уже «обожглась» в Иране, не получив проект «Северный Азадеган», который в итоге достался китайской стороне.

Несмотря на былые разногласия, российский бизнес способен составить конкуренцию зарубежным компаниям в борьбе за иранские недра. Так, компания «Зарубежнефть» заинтересована в иранских проектах и ведет переговоры с Тегераном.

Основой для перспективного двустороннего сотрудничества служит меморандум о взаимопонимании, подписанный сторонами в 2011 г. Документ предполагает кооперацию по различным видам деятельности: проведение геологоразведочных работ, обустройство и повышение нефтеотдачи на месторождениях.

Сегодня Тегеран рассчитывает на усиление связей с Москвой, надеясь на эффективный диалог по линии Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) с возможностью последующего расширения перспективных направлений совместной деятельности в сфере газа.

При этом Иран призывает учитывать тенденции развития мирового рынка энергоносителей в контексте нынешней обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

В то же время консолидация совместных усилий для стабилизации ситуации на глобальном рынке, безусловно, является важным фактором повышения мирового уровня энергобезопасности, но ИРИ необходимо принимать во внимание российские интересы.

Например, применение санкций к компаниям, инвестирующим в нефтегазовый сектор Ирана уже заставило российскую компанию «Лукойл», которая имеет значительные деловые интересы в США, уйти с иранского рынка. Однако для тех российских компаний, у которых интересы на Западе менее значительны, на иранском рынке открываются дополнительные возможности, так как под угрозой санкций Иран покинули крупнейшие зарубежные компании.

Кроме того, санкции практически закрыли экспорт из стран ЕС оборудования для нефтегазовой сферы. Таким образом, этот сегмент представляет возможности для российских поставщиков, но им могут составить определенную конкуренцию компании из стран Содружества независимых государств (СНГ) и Китая.

Постоянно проходят заседания двусторонней рабочей группы по энергетике. В ходе мероприятий рассматриваются возможные российско-иранские проекты сотрудничества в области добычи и транспортировки нефти и газа на территории Ирана.

В частности, существует договоренность о создании совместного предприятия между «Газпромом» и Национальной иранской компанией по экспорту газа, которое будет заниматься добычей и транспортировкой природного газа, а также о реализации взаимовыгодных торговых операций на рынке третьих стран.

В стадии разработки находится проект по строительству трансиранского газопровода «Нека – Джаск».

Помимо энергетических проектов, экономическое взаимодействие двух стран возможно и в железнодорожной сфере. В частности, «РЖД» и Организация железных дорог Ирана прорабатывает возможность реализации ряда совместных инфраструктурных проектов, а также по поставкам торговыми подразделениями «РЖД» рельсов и оборудования для нужд иранской железной дороги.

Другая компания — «НПК Уралвагонзавод» уже сотрудничает с ИРИ в области поставок продукции гражданского назначения (ж/д техники). Кроме того, осуществляются контракты на поставки различных видов оборудования (мобильные электростанции, газотурбинное оборудование).

Российская компания «Интер РАО ЕЭС» и иранская «Таванир» ведут переговоры об условиях взаимных поставок электроэнергии, в том числе в третьи страны.

Ведутся переговоры  совместного участия в реализации энергетических проектов в области сооружения новых энергоблоков ТЭС в Иране и обслуживания ранее построенных.

«РУСАЛ» и Организация развития и реконструкции рудников и горнорудной промышленности Ирана пытаются договориться о создании на территории Ирана энерго-металлургического объединения по производству алюминия, а также ведутся переговоры по поставкам в Иран глинозема для нужд алюминиевой промышленности.

Продолжаются российско-иранские консультации об организации в Иране лицензионного производства российских самолетов типа Ту-204. Рассматриваются также вопросы экспорта в Иран и технического обслуживания прочей авиационной техники российского производства.

Таким образом, в результате анализа сегодняшних торгово-экономический и инвестиционных связей России и Ирана, можно прийти к выводу, что степень и динамика этого партнерства во многом зависит от текущей обстановки в Иране и вокруг него.

Другими словами, усилившееся давление Запада на экономику ИРИ, а также неоднозначное поведение Тегерана в отношении российского бизнеса не позволяют Москве серьезно укреплять давние связи с Ираном.

Однако ситуация не только не является патовой, но, наоборот, позволяет ожидать положительных изменений в показателях взаимной торговли и инвестиций в будущем. Своеобразным катализатором этому вполне могут послужить, во-первых, высокий уровень политического диалога, который поддерживают государства, а во-вторых, переосмысление Тегераном экономического партнерства с Россией с учетом ее интересов.

Как представляется, масштабная выставка, посвященная демонстрации возможностей российского бизнеса, которая пройдет в Иране, а также визиты российских чиновников в ИРИ станут эффективными шагами на пути к выгодному сотрудничеству.

Что касается стратегического мышления и внешнеэкономической прозорливости руководства обеих стран, то они в очередной раз нуждаются в практической проверке.

52.33MB | MySQL:103 | 0,455sec