Ситуация в Сомали: январь 2013 г.

В январе действующие в Сомали боевики из близкого к «Аль-Каиде» движения «Аш-Шабаб» продолжали избегать масштабных боестолкновений с противостоящими им правительственными войсками, африканским миротворческим контингентом Амисом и эфиопским контингентом. При этом они активно использовали тактику партизанской войны. 6 января по меньшей мере 9 человек погибли в засаде против автоколонны сомалийских и эфиопских войск, которую боевики устроили на юге Сомали.

Каждая из сторон по итогам боя утверждала о своей победе и приводила данные только о потерях противника. Так, официальный сомалийский источник утверждал о 23 убитых среди исламистов, в то время как боевики заявили, что убили 11 солдат. По данным местных жителей, в бою с обеих сторон погибли по меньшей мере 9 человек. По их оценкам, это было самое крупное боестолкновение между проправительственными силами и исламистами за последние месяцы.

Всего в составе колонны было несколько сотен военнослужащих. Они направлялись в район Гедо, где города Бардер и Бурдубо по состоянию на начало января оставались под контролем исламистов. Засада была устроена между городами Лак и Гарбаарей примерно в 100 км от границы с Кенией и Эфиопией.

29 января по меньшей мере 6 человек погибли в результате теракта, совершенного боевиком-смертником близ резиденции премьер-министра Сомали Абди Фараха Ширдона Саида. В момент теракта премьер находился в своем кабинете, но он не пострадал. Среди погибших были несколько военнослужащих.

В ночь с 11 на 12 января французский спецназ попытался освободить сотрудника французской внешней разведки Дениса Аллекса, удерживавшегося боевиками движения «Аш-Шабаб» с июля 2009г. Операция провалилась.

Напомним, что 4 октября 2012г. в Интернете появилось видеообращение сотрудника французской внешней разведки Direction generale de la securite exterieure /DGSE/ Дениса Аллекса к президенту Франсуа Олланду, в котором этот офицер взывал о помощи. Как отметили специалисты, запись видеообращения была сделана в июле 2012 г., то есть три года спустя после похищения Аллекса. Предыдущие французские власти не смогли добиться его освобождения.

Первое заявление о неудавшемся рейде французских коммандос сделал полевой командир движения «Аш-Шабаб» в районе населенного пункта Буломарер Шейх Мохаммед Абдалла. В заявлении для АФП он утверждал, что «муджахидины нанесли поражение так называемым коммандос французского правительства, которые попытались спасти заложника, тела нескольких из них остались на месте боя». По данным местных жителей, всего в перестрелке погибли четыре человека – трое местных и один «белокожий». Французские коммандос прибыли к месту операции на четырех вертолетах. После боя они предприняли две безуспешные попытки забрать тело своего погибшего коллеги.

Как утверждали полевые командиры исламистов, неудаче французов способствовало то, что исламисты быстро получили подкрепления из находившегося неподалеку тренировочного лагеря движения «Аш-Шабаб». По их же данных, в ходе боя потери понесли обе стороны.

Позднее 12 января минобороны Франции официально признало провал операции, в ходе которой погиб заложник, двое французских солдат, а также 17 «террористов». По данным минобороны, Аллекс «был убит его тюремщиками». Операцию проводили «коммандос из DGSE, которых встретило сильное сопротивление».

В коммюнике минобороны Франции напоминалось, что Аллекс до похищения выполнял в Сомали «официальную миссию помощи». «В связи с непреклонностью террористов, которые в течение трех с половиной лет отказывались от каких-либо переговоров, и которые содержали Аллекса в нечеловеческих условиях, была спланирована и осуществлена операция по его освобождению», — отмечалось в коммюнике.

По версии министра обороны Франции Жана-Ива Ле Дриана, один из французских коммандос погиб на месте боя, второй значился «пропавшим без вести».

Со своей стороны исламисты первоначально утверждали, что Аллекс получил ранения в ходе операции по его освобождению, и что им удалось захватить раненого француза. Они же пригрозили Франции ответными мерами за эту операцию.

В дальнейшем показания местных свидетелей позволили уточнить картину операции. С французской стороны в ней участвовали до 50 коммандос и пять вертолетов. Французы высадились с вертолетов в 3 км от Буломарера, где, по их данным, удерживался Аллекс. Об их высадке исламистов тут же известили информаторы из числа местных жителей, что позволило более чем сотне боевиков хорошо подготовиться к атаке. Последовавшее затем боестолкновение продолжалось примерно 45 минут, после чего французы были вынуждены отступить. До и в ходе боестолкновения погибли 8 человек из числа местных жителей, причем 4 /супружеская пара, их сын и еще один мужчина, все — пастухи/ – при выдвижении коммандос к Буломареру – похоже, боевые уставы спецназовцев всех стран мира дают им право и требуют от них ликвидировать всех свидетелей в ходе рейдов по чужим территориям.

14 января министр обороны Франции заявил, что есть все основания предполагать о гибели захваченного исламистами спецназовца, равно как и смерти Аллекса. По его словам, «все заставляет предполагать, что исламисты готовят какую-то провокацию с демонстрацией их тел». Ранее в тот же день представитель движения «Аш-Шабаб» сообщил, что захваченный исламистами раненый спецназовец скончался. Умер он своей смертью из-за полученных ран или под пытками – остается только гадать.

Также 14 января исламисты из движения «Аш-Шабаб» разместили в Твиттере три фотографии погибшего француза, которого они представили как майора, командовавшего группой.

16 января движение «Аш-Шабаб» объявило о решении казнить Аллекса. «В связи с растущим давлением Франции на мусульман по всему миру, ее политикой подавления ислама на ее территории и военными операциями в Афганистане и Мали, движение «Аш-Шабаб» единогласно решило казинть агента французской разведки Аллекса», — сообщалось в коммюнике движения, размещенном в Интернете. 17 января исламисты объявили о казни Аллекса. Они же пообещали в соответствующий момент распространить соответствующие аудио- и видеоматериалы, подтверждающие его казнь.

В январе в зоне Аденского залива активно действовали корабли ВМС разных стран, направленные туда для обеспечения безопасности судоходства от рейдов сомалийских пиратов. 5 января одно из торговых судов сообщило, что атаковано двумя быстроходными катерами. Немедленно в район нападения вылетел вертолет с американского фрегата «Халибартон» из состава действующей в Аденском заливе эскадры НАТО, туда же подошел французский фрегат «Сюркуф». Две досмотровые команды с него арестовали в общей сложности 12 лиц, подозреваемых в пиратстве, а также задержали т.н. судно-матку, с которого действовали быстроходные катера.

10 января один из наиболее известных главарей пиратских группировок Мохаммед Абди Хасан /боевой псевдоним – Афайян/, ранее заработавший миллионы долларов в виде выкупов, выплаченных ему за освобождение захваченных в заложники моряков и их судов, объявил, что прекращает свое ремесло. При этом он не объяснил причины, побудившие его сделать это. На официальной церемонии в присутствии местных властей населенного пункта Ададо в центральной части Сомали он заявил, что после восьми лет занятий пиратством он принял решение отказаться от этого промысла. Начиная с сегодняшнего дня я больше не буду заниматься преступной деятельностью. Я также сподвиг нескольких из моих коллег остановиться, и они это сделали», — заявил Афайян.

Афайяну сопутствовала удача в его пиратских деяниях. Именно ему приписывают два самых удачных захвата судов – в ноябре 2008г. его пираты захватили саудовский супертанкер «Сириус Стар», перевозивший 2 млн баррелей нефти. Два месяца спустя было захвачено украинское судно «Фаина» с грузом танков, систем ПВО и гранатометов, предназначавшихся для Южного Судана. Оба судна были освобождены соответственно в январе и феврале 2009г.после выкупа в несколько миллионов долларов за каждое.

По данным Международного морского бюро, в 2012 году было зарегистрировано наименьшее число пиратских атак за последние четыре года. Это произошло благодаря активности международных эскадр в Аденском заливе, а также действиям судовладельцев, усиливших экипажи  своих судов специальными командами вооруженной охраны.

17 января США официально признали правительство Сомали – первое за более чем 20 последних лет. Как объявила госсекретарь США Хиллари Клинтон на церемонии встречи с президентом Сомали Хасаном Шейхом Мохамудом, «впервые с 1991 года Соединенные Штаты признают правительство Сомали». Подобное признание, в частности, позволяет правительству Сомали получать помощь от американского правительственного агентства USAID, а также от международных финансовых институтов типа Всемирного банка и МВФ. В тот же день президента Сомали принял Барак Обама.

22 января Европейский Союз продлил на два года мандат его миссии EUTM по подготовке солдат для сомалийской армии. Запущенная в 2010г., к настоящему времени эта миссия подготовила 3 тысячи солдат для правительственной армии. Их подготовка осуществлялась на одной из военных баз в Уганде. Предполагается, что тренировочный лагерь миссии постепенно переместится на территорию Сомали.

Как представляется, с учетом растущей международной поддержки новое правительство Сомали имеет достаточно много шансов завершить работу по восстановлению государственности в этой стране. Многое теперь будет зависеть от того, насколько входящие в его состав министры будут бескорыстными.

62.87MB | MySQL:102 | 0,603sec