Размышления о гибели в Сирии иранского генерала Х.Шатери

В Сирии начался отстрел высокопоставленных иранских военных и сотрудников спецслужб. Самым «громким» из них стало убийство на скоростной дороге Дамаск-Бейрут генерала Корпуса  стражей исламской революции (КСИР)  Хасана Шатери. Он был убит  5 февраля с.г. Обстоятельства его гибели до сих пор окутаны тайной, хотя, судя по всему, он был ликвидирован в результате воздушного удара с беспилотника. В этом случае абсолютно оправданы утверждения  Тегерана о том, что за этим покушением стоит Израиль. В принципе, это могли сделать и повстанцы, но для этого необходимо было иметь «стопроцентную наводку» и организовывать заблаговременную засаду в месте, которое находится под контролем правительственных войск, так что «израильская» версия в данном случае выглядит более убедительно.

В принципе, это логично вытекает из сферы деятельности IШатери, поскольку в нее входила «военная координация» на юге Ливана. Если говорить еще проще, то он являлся связующим звеном между командованием КСИР и руководством  «Хизбаллы». Официально Шатери с 2002 года возглавлял «Комиссию по реконструкции Южного Ливана», то есть отвечал за весь комплекс мероприятий по оснащению и обустройству отрядов «Хизбаллы». Формально Х.Шатери был резидентом КСИР в Ливане. Любопытно, но его имя никогда не звучало в материалах дела, связанных с убийством  бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири, несмотря на то, что во всем обвиняли именно его «подопечных» из «Хизбаллы».

Среди  основных достижений генерала на этом поприще необходимо выделить два. Строительство на иранские деньги и при участии иранских инженеров системы подземных укреплений и тоннелей, которые очень хорошо себя зарекомендовали во время вторжения израильской армии в Ливан в 2006 году. Он также курировал проектирование и строительство автономной проводной телефонной сети в Южном Ливане, что теперь позволяет «Хизбалле» пользоваться полностью независимыми от ливанской коммуникационной системы  каналами связи. Эта сеть успешно функционирует уже больше года,  в настоящее время ведутся работы по прокладке подземных коммуникаций в район сирийско-ливанской границы, в районы Баальбек-Хермель (где были отмечены недавно столкновения между отрядами шиитов и боевиками «Джабхат ан-нусра»), в долину Оронт,  и восточные районы долины Бекаа.

Некоторые эксперты связывают его имя и с попытками КСИР поставить на вооружение «Хизбаллы» беспилотники иранского производства. Эти попытки пока окончились неудачей, а апробирование беспилотника в ливанских условиях закончилось его крушением в прошлом году.

Покойный генерал также курировал весь сектор вопросов, связанных со взаимодействием «Хизбаллы» и режима Б.Асада. Под его руководством отряды «Хизбаллы» осуществляли прикрытие участков ливано-сирийской границы с ливанской территории для максимального препятствования переброски антибашаровских боевиков и оружия в Сирию, и эвакуации раненых в Ливан. С этой целью при участии Х.Шатери из Ирана в Ливан были доставлены системы видеонаблюдения, которые устанавливались на различных участках границы и позволяли оперативно реагировать на случаи инфильтрации. Такая практика очень раздражала сирийских боевиков, и последние столкновения и ультиматумы в адрес «Хизбаллы» были вызваны в первую очередь и этими моментами.

Х.Шатери тесно координировал свою деятельность с резидентом входящим в КСИР Сил специального назначения «Кодс» в Дамаске Мохаммедом Реза Захеди. Это объяснялась и тем фактом, что в его функции входило и руководство действиями отрядов «Хизбаллы» непосредственно в Сирии. Напомним, что эти отряды использовались до недавнего времени в основном в выполнении «деликатных поручений» и в широкомасштабных боях с повстанцами не участвовали. Но с учетом дефицита живой силы у Дамаска эта ситуация может и измениться. Несмотря на нежелание  руководства «Хизбаллы» полномасштабно «влезать» в сирийскую гражданскую войну, такая вероятность в настоящее время очень велика.

Этот вопрос, в том числе, обсуждал Х.Шатери во время своего последнего визита в Дамаск с Мохаммедом Реза Захеди 5 февраля с.г. После этого он выехал в сопровождении двух автомобилей с охраной из числа боевиков «Хизбаллы» в Ливан и погиб в районе столичного пригорода Забани. Перед визитом в Дамаск Х.Шатери выезжал из Бейрута на три дня в Тегеран, где получал инструкции в штабе КСИР. Ряд экспертов предполагает, что в них были озвучены новые форматы участия боевиков «Хизбаллы» в сирийском конфликте. Причем не только непосредственно в самом Ливане, где шиитское ополчение взяло под свой контроль несколько ключевых с точки зрения логистики  пунктов и палестинских лагерей, но и переброска формирований «Хизбаллы» непосредственно в Сирию.

Изменит ли гибель Х.Шатери эту тенденцию? Вряд ли, поскольку она является  генеральной линией иранского руководства, а не конкретного, пусть и очень опытного в ливанских делах генерала.

52.39MB | MySQL:103 | 0,676sec