Иран- «шестерка: достигнут ли результат на переговорах в Алма-Ате?

26 -27 февраля в крупнейшем городе Казахстана Алма-Ате  состоялся очередной раунд переговоров Ирана с «шестеркой» международных посредников в формате 5+1.  США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия еще во  время  предыдущей встречи,  имевшей место 8 месяцев назад, в июне 2012 г.,  в Москве озвучили свои требования  к Ирану —  полномасштабное сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ),  закрыть объект в Фордо  по обогащению урана, переместить за рубеж накопленные в стране запасы обогащенного урана.  Главные переговорщики  двух сторон хорошо знают друг друга. Секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ Саид Джалили и Верховный комиссар ЕС по вопросам безопасности и внешней политики Кэтрин Эштон встречаются четвертый раз за год. Последняя их встреча завершилась без ощутимых результатов, как, впрочем, и все предшествовавшие.

Проведение нынешней встречи в Алма-Ате, как заявил на церемонии открытия его президент Казахствнв Нурсултан Назарбаев, не означает влияния его страны на переговорный процесс, а подразумевает лишь выполнение роли  доброго и гостеприимного хозяина.  Однако аналитики уверены в том, что проведение  раунда переговоров в Казахстане важно по той причине, что эта страна еще на рубеже 1990-х гг.  обладала ядерным оружием, ибо являлась одним из наследников  ядерного потенциала бывшего СССР, который  выражался в сотне ракет стратегического базирования с 1400 ядерными боеголовками, 40 стратегических бомбардировщиках с 240 крылатыми ракетами и др. Президент Казахстана Н.Назарбаев согласился в начале 1990-х гг. на отказ своей страны от ядерного оружия  и объявление безъядерного статуса  при условии гарантий безопасности своей страны со стороны великих держав. Таким образом, были сняты опасения,  что базировавшееся в стране арсеналы могли в недалекой перспективе превратиться в «исламское ядерное оружие». Шаг Казахстана  был положительно воспринят  на Западе, ибо явился  первым мировым прецедентом подобного рода.  На этом фоне США уже не раз призывали Иран отказаться от ядерных амбиций и последовать примеру Казахстана.  Во время одной из встреч с Н.Назарбаевым было констатировано: « Действия Казахстана —  прекрасный пример того, над чем могли бы подумать иранцы». Таким образом, проведение нынешнего раунда ядерных переговоров в Алма-Ате  несло в себе значительный положительный заряд.   Учтем при этом и попытки   Казахстана предложить  Ирану сотрудничать в области мирного использования атомной энергии на основание того,  что Казахстан   активно вовлечен  в развитие мирной атомной энергетики и заинтересован  в обмене научно-исследовательской, технической и технологической информацией с Ираном, который занимает первое место в Азии по интенсивности разработок в этой сфере.

Таким образом,  сама атмосфера Алма-Аты предполагала нацеленность на конструктивный диалог, в рамки которого плохо укладывалось первое заявление главы иранских переговорщиков Саида Джалили: « Мир ждет  конструктивных, логичных  и взвешенных  ответов «шестерки» на предложения Ирана».  В противовес этому, как заявили главы делегаций стран «шестерки»,  они прибыли на нынешний раунд для того, чтобы услышать ответ Ирана на давно озвученные предложения, причем, как заявил пресс-секретарь Кэтрин Эштон  Майкл Манн, от Ирана ждут  реального и осязаемого прогресса.   Только в этом случае  можно ожидать частичного  уменьшения   санкций. Такая точка зрения отражала мнение  всех делегаций международных посредников, что подтвердила Россия в первый же день нового раунда.

Еще за несколько дней до начала переговоров в Казахстане иранские руководители пытались оправдать заранее предполагавшуюся нерезультативность  этого раунда.  Многие  заявления иранских политиков  накануне встречи в Алма-Ате заранее взваливали ответственность за провал переговоров на лидеров стран – членов «шестерки»  международных посредников, чьи предложения не укладывались в заранее выработанную  в  Иране тактику переговорного процесса.  Иранские СМИ в большинстве своем писали об алма-атинском раунде как заранее обреченном  на поражение или топтание на месте.  Дело в том, что все три прошлогодних раунда ожидались в Иране как встречи, на которых  должно было  быть принято решении о значительном ослаблении или полной отмене санкционного прессинга.  Именно поэтому накануне встречи в Алма-Ате 252 из 290 депутатов Собрания исламского Совета (парламента) Ирана подписали петицию, в которой однозначно констатировалось: « Ядерный локомотив Ирана не остановить!». Старейшая иранская газета  «Кейхан», отражающая взгляды верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи,  обратилась  на своих страницах к группе международных посредников, вопрошая: «Если вы не считаете возможным остановить переговоры, вы можете их продолжать, но учтите три условия, которые мы при этом ставим:

1. Переговоры не должны проходить при закрытых дверях.

2. В переговорах должны участвовать не только международные посредники группы 5+1, но и представители  нескольких «нейтральных» стран в качестве наблюдателей или выдающиеся  личности стран-членов  Движения неприсоединения.

3. Следует создать такой порядок, чтобы Иран заранее знал, что каждый его ответ будет сопровождаться соответствующим действием противоположной стороны».

«Разве у этих переговоров нет временной границы?, — спрашивает газета. — И не пора ли завершить этот трудный  десятилетний процесс? .  Америка и ее союзники не намерены решать иранскую ядерную проблему и поэтому настаивают на ее дальнейшем  затягивании».

Очевидно, утверждения газеты «Кейхан», не соответствуют действительности. Деятельность «шестерки» по продолжению переговоров как раз свидетельствует о том, что мировое сообщество ждет от переговорного процесса результативности, а не всяческого затягивания.  Именно иранская сторона перед началом каждого нового раунда выдвигает условия, которые являются заведомо неприемлемыми как то – включение в повестку дня вопросов, напрямую не связанных с реализацией иранской атомной программы, требование  для себя односторонних преимуществ  и т.д. Именно Иран всегда обосновывает условием  проведения переговоров  включение  в их повестку дня  проблемы ближневосточного урегулирования, решение сирийского кризиса и другие действительно актуальные вопросы, никак, однако,  не связанные с главной проблемой — процессами обогащения урана.

Отметим  как курьез, что  прибыв за день до начала алма-атинского раунда в этот крупнейший город Казахстана, глава иранских переговорщиков  Саид Джалили сделал заявление, в котором предостерег  представителей стран – международных  посредников от повторения  «прошлых ошибок».  Сходное заявление накануне переговоров в Алма-Ате сделал и глава парламентской Комиссии по национальной безопасности и внешней политике Алаотдин  Боруджерди, попросивший представителей «шестерки» быть реалистами, отменить все действующие санкции, создав тем самым условия для остановки процессов обогащения урана.  Другой популярный  иранский парламентарий –  Аваз Хейдарпур – сказал, что требования «шестерки» вообще выходят за рамки договора о нераспространении ядерного вооружения и Иран как один из подписантов этого документа не обязан их выполнять.

Новый  глава Госдепартамента США Джон Керри заявил, находясь в эти в своем первом европейском турне в новом качестве, что пока еще возможно найти дипломатический    путь решения иранской атомной проблемы,  но все зависит от решения Ирана  проявить позитивный подход к переговорам. «Дипломатическое окно не может быть вечно открытым, но именно сейчас оно находится в этом положении».   Керри сказал в продолжении, что  страны «шестерки» готовы начать этот раунд  в самом позитивном ключе, чтобы предотвратить те ужасные последствия, которые может иметь провал и этого раунда.  Право выбора, по мнению Керри, находится в руках иранцев, и мы надеемся, что они им разумно воспользуются.

Уже в кулуарах первого дня переговоров звучало мнение о том, что от нынешнего раунда ждать ничего эффективного не приходится. Несмотря на то, что Запад готов предложить Тегерану новый пакет преференций, исходящие из Ирана в эти дни сигналы не свидетельствуют о желании выйти из образовавшегося тупика.  Единственным результатом нынешнего раунда, как ни парадоксально, может быть решение  о проведении нового раунда. Возможно принятие решения об ужесточении санкций, что, вероятно, подвигнет Иран на большую податливость. В то же время,  в качестве  преференций Запад предполагает  снять  запрет на продажу Ирану золота,  продуктов  нефтепереработки и разрешить проведение банковских операций небольшого объема.

Таким образом, ожидания от алма-атинского  раунда переговоров были минимальными, хотя лидеры стран Запада не раз заявляли,  что в случает неудачи и этого раунда, придется думать о более «жесткой»  линии поведения по отношению к Ирану. Этот эвфемизм означает возможность  применения и военной опции, которая выразится в точечной бомбардировке инфраструктуры иранской атомной программы.  Сомнение в результативности раунда переговоров выразил и Израиль, связавший с их провалом необходимость ужесточения давления на Иран.

Однако, подытоживая результаты двух дней трудных обсуждений и сверок точек зрения, подходов, схожести и разности позиций, обе стороны выразили мнение, что достигнут некоторый прогресс, ибо определены основные контуры продолжения переговоров, которые намечено провести 6-7 апреля в этом же городе.  Второму алма-атинскому раунду будут предшествовать встречи на экспертном уровне, которые пройдут 18 марта в Стамбуле. Главы МИД   Великобритании, России и США выразили  удовлетворение достигнутым на переговорах продвижением в сторону нормализации. Оптимистично выглядела на своей пресс-конференции и Кэтрин Эштон, сообщившая, что одним из достижений конференции явилась передача Ирану пакета предложений «шестерки», содержание которого  она разглашать не стала. В выступлении Саида Джалили на пресс-конференции по завершении переговоров в Алма-Ате прозвучало, что от его страны не потребовали закрыть объект по обогащению урана  в Фордо, что было главным  пунктом пакета «шестерки», инициированным израильским премьер-министром Биньямином   Нетаньяху, который выразил неудовольствие результатами алма-атинской встречи, заявив, что мировое сообщество должно внушить иранским лидерам, что бесконечное затягивание переговоров может в конце концов иметь своим следствием силовое решение конфликта.

52.39MB | MySQL:106 | 2,007sec