Позиции «Аш-Шабаб» в Сомали

После того как вооруженные силы Кении и Сомали выдавили «Аш-Шабаб» из всех ключевых населенных пунктов Сомали, заметно ослабленные исламисты вернулись на территории исторического проживания своих кланов. Значительная их часть влилась в отряды местных племенных милиций. Прочные связи между боевиками «Аш-Шабаб» и старейшинами местных кланов с лидерами племен затрудняют борьбу с экстремистами.

«Аш-Шабаб» была серьезно ослаблена внутренними противоречиями. Основной причиной размежевания стало слияние с «Аль-Каидой». Один из «шабабовских» лидеров, Х. Авейс, прежде лидер «Хизб уль Ислам», отказался следовать идеологии салафитов. Шейх М. Роббоу, лидер «Аш-Шабаб», представитель клана раханвейн, был недоволен тем, что выходцы из его племени, составляющие большинство бойцов в подразделениях группировки, чаще всего используются на самых опасных участках в боевых действиях и несут большие потери, в том время как иностранцы находятся в тылу.

Наряду с этим ослаблению позиций «Аш-Шабаб» способствовала засуха, которая привела к перебоям со снабжением основными продуктами питания. В результате в контролируемых салафитами районах Бакул и Нижняя Шабелле начался голод. Более 3 миллионов жителей фактически оказались на грани физического вымирания. Вместе с тем «Аш-Шабаб» отказалась от иностранной помощи, расценив это как попытку подорвать авторитет исламистов и стремление распространить влияние западной культуры. Такая политика салафитов заметно подорвала их позиции в Сомали.

В освобожденных от «Аш-Шабаб» районах Сомали федеральное правительство оказалось неспособно наладить полноценное функционирование социально-экономической инфраструктуры. В правительственных структурах высокий уровень коррупции; международная помощь часто не доходит до простых граждан, что вызывает рост недовольства среди населения. Одновременно лидеры сомалийских кланов, чьи вооруженные формирования внесли решающий вклад в победу над «Аш-Шабаб», оказались недовольны тем, что руководителями областей, свободных от экстремистов, назначают представителей других, малоизвестных кланов. Международные силы «выигрывают сражение, но проигрывают войну». Вооруженные силы вытесняют «Аш-Шабаб», а переходное правительство неспособно обеспечить функционирование государственных институтов. Для решения главной проблемы нынешней политической ситуации следует вспомнить мирную конференцию 2002-2004 гг., где была выработана «формула 4,5», согласно которой министры страны должны назначаться в равной пропорции из четырех основных кланов: дарод, хавийе, дир и раханвейн, а 0,5 — из всех остальных племен. Наиболее слабый из этих кланов — раханвейн. Высокая доля представителей  раханвейн в рядах «Аш-Шабаб» позволила клану повысить свой статус, обеспечить поступление финансовых средств и достичь власти. Мелкие кланы могут объединиться, чтобы получить власть в местах их компактного проживания. «Аш-Шабаб» же позволяет мелким племенам усилить свое влияние в подконтрольных им районах.

Вернувшись к местам расселения своих кланов, боевики «Аш-Шабаб» не оставляют реваншистских планов. Так, в странах, чьи войска принимали участие в боях с «Аш-Шабаб» — Уганде и Кении, экстремисты организовали серию терактов против военных объектов и в местах массового скопления мирных жителей.

Одновременно «Аш-Шабаб» продолжает активно набирать в свои ряды иностранных боевиков из государств Восточной Африки. Причем привлечение в свои ряды граждан соседних с Сомали стран стало приоритетом этой группировки. Ставка на пропаганду в этом регионе была сделана в силу их близости к Сомали, сравнительно легкой обработки потенциальных боевиков, а также стратегических экспансионистских планов салафитов. В интересах салафитов действует «Аль-Катаиб медиа фонд». В пропагандистских материалах исламисты обращаются к безработной молодежи, у которой нет перспектив на будущее на арабском, суахили, английском языках.

«Аш-Шабаб» еще привлекает то обстоятельство, что в соседних с Сомали государствах обосновалось значительное количество выходцев из этой страны. Так, только в Кении проживают около 1 млн сомалийцев. В столице Кении Найроби даже появился район «Маленький Могадишо» с компактным проживанием в нем сомалийцев, который за более чем 20 лет нестабильности и гражданской войны в Сомали стал религиозным, культурным и коммерческим центром для сомалийских мигрантов. Одновременно этот район кенийской столицы стал «эпицентром» деятельности «Аш-Шабаб», где ее члены ведут проповедническую деятельность, собирают пожертвования для группировки от сомалийских бизнесменов, а также мечетей «Абу Бакр ас-Сиддики», «Аль-Хидайя», «Масджид аль- Ахмар», которые регулярно посещают боевики «Аш-Шабаб».

«Мусульманский центр Кении» был формально основан в 2008 г. в районе Мадженга г. Найроби. Целью его создания было ведение просветительской работы и оказание помощи мусульманской молодежи, а также борьба с дискриминацией в отношении последователей исламской религии в Кении. Параллельно центр основал свои филиалы в Момбасе и Гариссе, расположенных на северо-востоке Кении на границе с Сомали. Каждый из филиалов действовал автономно и имел собственное руководство. Лидеры «Аш-Шабаб» быстро оценили возможности Центра и стали активно вводить в него своих представителей и насаждать идеологию «чистого ислама».

«Аш-Шабаб» привлекла в свои ряды радикальных исламистских проповедников: шейхов А. Рого, С. Хуссейна, М. Кассима. Активисты Центра с 2006 г. на регулярной основе совершали поездки в Сомали, где проходили военную подготовку на базах «Аш-Шабаб», а также принимали участие в боевых действиях на стороне салафитов. Переправка боевиков осуществлялась по наработанным контрабандным каналам.

С другой стороны, борьба с «Аш-Шабаб» далека от финала. Несмотря на потерю крупных городов, исламисты продолжают контролировать значительную часть страны.

«Аш-Шабаб» будет по-прежнему совершать теракты с использованием смертников и придорожных бомб против наиболее уязвимых объектов. Даже победа в Кисмайо пока весьма призрачна: город оспаривают друг у друга соперничающие племена, которые стремятся овладеть ресурсами и доходами от деятельности порта. Каждый клан имеет свои собственные требования на основе своей интерпретации исторических событий. В эпицентре борьбы оказался контроль над портом, который используется для получения доходов от экспорта угля и импорта других товаров, а особенно от контрабанды сахара из Кении. Несмотря на широкое распространение клана дарод, доминирующего на территории между реками Джубба и Тана, кланы марехан, маджертен и огаден составляют значительную часть от общей численности населения и считают необходимым получение своей доли доходов от порта Кисмайо.

«Аш-Шабаб» сможет извлечь пользу из этого межкланового соперничества, поддерживая ущемленные племена, направляя их против правительства и кенийских сил. Кроме того, группировка воспользуется ситуацией, чтобы зарекомендовать себя как единственная власть, которая способна обеспечить мирное сосуществование соперничающих кланов.

52.23MB | MySQL:103 | 0,540sec