В апреле с.г. на площадке Торгово-промышленной палаты России (ТПП) состоялось подписание меморандума о взаимопонимании между российской компанией «Возрождение» и Афганским деловым центром.
В мероприятии приняли участие вице-президент ТПП Г.Г.Петров, заместитель министра энергетики России, председатель российской части российско-афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Ю.П.Сентюрин, посол Афганистана в России А.Карзай, президент Афганского делового центра в Москве М.Надир Шах, специальный представитель ТПП по Афганистану А.И.Шкирандо, а также представители бизнес-сообщества.
Подписанный меморандум направлен на реализацию различных проектов на территории Афганистана. Российская фирма, владеющая солидным опытом работы на внешних рынках, планирует в партнерстве с афганской стороной заняться дорожным строительством (возведением тоннелей, мостов, дорожных развязок), а также проектами в области гидроэнергетики, обустройства песчаных и гравийных карьеров, месторождений полезных ископаемых.
В ближайших планах «Возрождения» – стать победителем аукциона на строительство кабульской кольцевой автодороги. Российская компания уже открыла фирму в афганской столице, на очереди – создание совместного предприятия, которое будет принимать участие в тендерах. Это вполне логично, ведь компании с местным участием легче выиграть в тендерах, учитывая клановость афганского общества.
Учитывая факт подписания двустороннего меморандума, а также поддержку со стороны ТПП, можно с уверенностью сказать, что шанс российского бизнеса войти на рынок этого исламского государства весьма реальный.
Кроме того, несмотря на серьезные политические и социально-экономические вызовы, с которыми в последнее время постоянно сталкивается Афганистан, Москва взяла четкий курс на то, чтобы способствовать социально-экономическому «ренессансу» Кабула.
Надо сказать, что это находит живой отклик со стороны афганцев. По словам посла Афганистана в России А.Карзая, фундаментальные ценности в отношениях двух стран не были поколеблены даже в самые трудные времена, что весьма ценно. Так, практически вся экономическая инфраструктура Афганистана (свыше 140 объектов — дороги, заводы, ирригационные каналы, гидроэлектростанции) была построена при помощи СССР (Россия – правопреемница – Э.К.).
О качестве советской работы за рубежом свидетельствует конкретный пример, приведенный президентом Афганского делового центра М.Надир Шахом. По его заявлению, афганцы, имея возможность выбора, предпочитают покупать квартиры не в новомодных домах по тысяче долларов за кв. метр, построенных, скажем, строителями из ОАЭ, а в старых, возведенных еще специалистами СССР, доплачивая пару сотен долларов за каждый «квадрат». Эти дома качественнее, жить в них в Кабуле считается более престижно, подчеркнул Надир Шах.
По его словам, афганцы приветствуют приход российских предпринимателей на свой рынок, но эффективнее делать это через устоявшиеся структуры (например, Деловой совет или с помощью Афганского делового центра), так как иностранцу сложно понять специфику и распутать хитросплетения афганской манеры ведения дел.
На современном этапе торговые и инвестиционные отношения двух стран едва ли соответствуют уровню их политического диалога. Тем не менее, в последние годы, благодаря совместным активным контактам на высшем уровне, отчетливо наметились тенденции постепенного восстановления и расширения экономических связей.
В частности, в 2011 г. президенты двух стран встречались трижды: в январе в ходе визита Х.Карзая в Россию, в июне на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане и в сентябре в ходе встречи глав государств «четверки» (Россия-Афганистан-Пакистан-Таджикистан) в Душанбе.
Состоявшийся в начале 2011 г. визит Х.Карзая стал первой официальной поездкой в Россию главы Афганистана за всю историю двусторонних отношений. В ходе визита состоялись переговоры с первыми лицами нашего государства — президентом Д.А.Медведевым и председателем правительства В.В.Путиным. Между правительствами было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, направленное на модернизацию общей среды российско-афганских отношений.
Документ предусматривает учреждение двусторонней межправительственной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству. Эффективность этого формата взаимодействия подтверждается практикой с другими торговыми партнерами. Особый акцент в работе подобных комиссий ставится, в первую очередь, на содействие двусторонним проектам.
Процесс формирования договорно-правовой базы был продолжен летом 2011 г., когда в Москве было заключено соглашение о создании Российско-Афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и состоялась первая встреча ее сопредседателей — министра энергетики России С.И.Шматко и министра финансов Афганистана О.Захилваля.
В задачи Комиссии входит определение основных направлений двустороннего торгово-экономического взаимодействия, содействие организациям и деловым кругам каждого из государств, выявление и устранение барьеров во взаимной торговле, определение приоритетных направлений партнерства в таких областях, как энергетика, транспорт, восстановление и сооружение объектов инфраструктуры на территории Афганистана.
В ходе упомянутой выше встречи сопредседателей Комиссии был выявлен обоюдный интерес к активизации двусторонних связей прежде всего в энергетической сфере. В качестве приоритетных в предварительном порядке были определены два проекта: строительство линии электропередачи из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан (CASA-1000), а также сооружение ГЭС «Соруби-2».
На первом заседании Комиссии (март 2012 г.) состоялся обмен мнениями о перспективах ключевых направлений экономического развития. В ходе переговоров стороны, в частности, выразили удовлетворение подписанием меморандума о взаимопонимании между Министерством энергетики России и Министерством торговли и промышленности Афганистана о сотрудничестве в области топливно-энергетического комплекса от 18 августа 2011 г. и договорились предпринимать дальнейшие целенаправленные шаги по углублению партнерских отношений по различным направлениям энергетического взаимодействия.
С афганской стороной рассмотрен ряд конкретных проектов, касающихся восстановления построенных советскими специалистами предприятий, проектов по повышению энергообеспеченности Афганистана, развитию транзитного потенциала страны, ее сельскохозяйственной и промышленной инфраструктуры; согласованы предложения по развитию проектов в образования и здравоохранении.
В рамках Комиссии состоялось первое заседание рабочей группы по сотрудничеству в области энергетики. Стороны договорились приложить усилия к тому, чтобы данная рабочая группа стала действенным механизмом для обсуждения текущего состояния и перспектив двусторонних отношений в сфере топливно-энергетического комплекса. Например, была выражена поддержка присоединению российской стороны к названному ранее проекту CASA-1000 по согласованию с другими его участниками.
Состоявшиеся в рамках заседания Комиссии обсуждения, итоги официальных встреч, а также зафиксированные в протоколе договоренности свидетельствуют о серьезном потенциале двустороннего торгово-экономического сотрудничества и обоюдной заинтересованности воплощать его в реальных проектах.
Второе заседание Комиссии запланировано провести летом 2013 г. в Кабуле.
Стоит напомнить, что по итогам 2010 г. Афганистан занял 68-е место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 61-е по экспорту и 102-е по импорту. Доля Афганистана во внешнеторговом обороте России составила 0,1%.
По данным российской таможенной статистики, внешнеторговый оборот России с Афганистаном в 2010 г. составил 571,3 млн долл. и увеличился по сравнению с 2009 г. в 1,6 раза, в том числе экспорт составил 549,3 млн долл. США, импорт – 22 млн долларов (прирост на 43,8%).
Положительное сальдо России в торговле с Афганистаном в 2010 г. составило 527,3 млн долларов (см. таблицу).
Таблица
Внешняя торговля России с Афганистаном в 2005-2011 гг.,
млн долларов
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Январь 2011 |
Январь 2012 |
Оборот |
108,3 |
94,1 |
134,1 |
187,5 |
352,1 |
571,3 |
984,9 |
21,8 |
30,2 |
рост в % |
135,2 |
86,9 |
142,5 |
139,9 |
187,8 |
162,3 |
172,4 |
74,2 |
138,4 |
Экспорт |
104,4 |
82,6 |
125,1 |
172,3 |
336,8 |
549,3 |
953,8 |
18,3 |
29,1 |
рост в % |
137,5 |
79,1 |
151,5 |
137,8 |
195,4 |
163,1 |
173,6 |
64,5 |
158,7 |
Импорт |
3,9 |
11,5 |
9,0 |
15,1 |
15,3 |
22,0 |
31,1 |
3,5 |
1,1 |
рост в % |
93,8 |
297,0 |
77,8 |
169,1 |
101,1 |
143,8 |
141,2 |
364,0 |
31,1 |
Сальдо |
100,5 |
71,0 |
116,1 |
157,2 |
321,5 |
527,3 |
922,7 |
14,9 |
28,0 |
Источник: ФТС России
Как видно из приведенной таблицы, внешнеторговый оборот России с Афганистаном в 2011 г. составил 984,9 млн долл., увеличившись по сравнению с 2010 г. в 1,7 раза, в том числе экспорт составил 953,8 млн долл. (рост в 1,7 раза), импорт – 31,1 млн долл. (прирост на 41,2%).
Положительное сальдо России в торговле с Афганистаном в 2011 г. составило 922,7 млн долларов.
Таким образом, объем товарооборота по сравнению с 2004 г. вырос в 12,2 раза, в основном за счет расширения экспорта российской продукции. Доля Афганистана во внешнеторговом обороте России в 2011 г. составила 0,12%.
В январе 2012 г. объем российско-афганского товарооборота вырос по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 38,4% и составил 30,2 млн долларов. При этом российский экспорт увеличился в 1,6 раза и составил 29,1 млн долл., а импорт снизился в 3,2 раза (до уровня 1,1 млн долларов). Положительное сальдо России в торговле с Афганистаном в январе 2012 г. составило 28,0 млн долларов.
По итогам 2011 г. в структуре российского экспорта в Афганистан основная доля поставок приходилась на следующие товарные группы: минеральные продукты — 67,3% и машины, оборудование и транспортные средства — 18,2% всего объема экспортных поставок.
Удельный вес в российском экспорте древесины и целлюлозно-бумажных изделий составляет 8,3%, металлов и изделий из них – 3,1%, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 1,6%.
Основные экспортные товары (свыше 76% всех поставок): нефтепродукты (в основном, дизельное топливо и бензин), пиломатериалы, прутки из нелегированной стали горячекатаные.
Структуру российского импорта формируют следующие товарные группы: продовольственные товары и сельхозсырье — 84,1%, машины, оборудование и транспортные средства — 14,1%. Удельный вес текстиля, изделий из него, обуви – 1,4%.
Основные импортные товары (доля в импорте – свыше 87%): виноград сушеный (изюм), картофель, двигатели турбореактивные, волокно хлопковое нечесаное.
Следует отметить, что в общем экспорте Афганистана в разрезе основных товарных групп доминируют поставки продовольственных товаров и сельхозсырья – 57,6%, на промышленную продукцию приходится 34,6% всего объема экспорта, минеральное сырье и топливно-энергетические товары не экспортируются (здесь и далее приводятся статистические данные Секретариата ВТО).
В Пакистан поставляется 39,0% афганского экспорта, в Индию — 16,8%, Турцию (9,0%), Иран (8,2%), Россию (7,6%). На остальные страны мира приходится 19,4% экспортных поставок. В стоимостном выражении экспорт Афганистана в 2010 г. составил 430 млн долларов.
В структуре импорта Афганистана преобладает промышленная продукция – 32,2%, на продовольствие и сельхозсырье приходится 17,4%, на минеральное сырье и топливно-энергетические товары – 1,2%.
Крупнейшими поставщиками товаров в Афганистан являются Узбекистан – 21,1%, Китай – 13,7%, Пакистан — 11,6%, страны Евросоюза — 9,9%, Япония — 9,6%. На остальные страны мира приходится 34,1% от всего объема импорта этой страны. В стоимостном выражении импорт Афганистана в 2010 г. составил 4,4 млрд долларов.
В 2000-2010 гг. Афганистан сводил торговлю товарами с иностранными государствами с отрицательным балансом, имеющим с 2005 г. тенденцию к росту. За рассматриваемый период среднегодовое отрицательное внешнеторговое сальдо Афганистана составило 2,2 млрд долл. или 79,3% товарооборота этой страны. В 2010 г. дефицит внешнеторгового баланса Афганистана в торговле товарами достиг -3,8 млрд долл., что эквивалентно 82,6% государственного товарооборота.
Коэффициент покрытия импорта Афганистана экспортом в 2000-2010 гг. находился в диапазоне от 0,04 (в 2001 и 2002 гг.) до 0,18 (в 2007 и 2008 гг.). В 2010 г. коэффициент покрытия импорта экспортом составил 0,1.
Важную роль в интенсификации экономического диалога между Россией и Афганистаном помимо межправительственной комиссии играет и ТПП России.
Примечательно, что ТПП – это единственная организация в нашей стране, которая имеет своего специального представителя по Афганистану. Под эгидой организации работает Деловой совет по сотрудничеству с Афганистаном, объединивший российских бизнесменов, решивших сотрудничать с Кабулом. Совет стал в свое время первым реальным механизмом развития торгово-экономического сотрудничества обеих стран.
Например, в 2010 г. вице-президент ТПП возглавил крупную делегацию российских предпринимателей, отправившуюся в Афганистан, и эта поездка стала весьма значимой для налаживания дальнейших контактов с афганской стороной. Позже при поддержке ТПП в Москве появился Афганский деловой центр, имеющий одновременно статус Представительства ТПП Афганистана в России.
Эффективной реализации потенциала партнерства, наметившегося в результате целенаправленной работы, способно помочь планируемое открытие в этом году в Кабуле постоянного представительства Делового совета по сотрудничеству с Афганистаном.
Кроме того, этому может способствовать скорое введение прямого рейса «Аэрофлота» в Кабул. Весьма реально участие России в реализации проекта CASA-1000 по экспорту электроэнергии из Центральной Азии в Афганистан.
Исполнительный директор Делового совета по сотрудничеству с Афганистаном Р.Ф.Шигапов сообщил, что в настоящее время идет работа по формированию пула российских банков для выстраивания корреспондентских отношений с афганскими банками. Более того, есть вероятность открытия совместного банка. Это, по его мнению, может стать ключевым фактором для закрепления российских предприятий на афганском рынке.
Согласно данным Росстата, в 2010 г. стоимость поступивших из Афганистана в Россию инвестиций составила 7,9 млн долларов. Накопленные в России афганские инвестиции на конец 2010 г. составили 1,75 млн долл., из которых около 6% пришлось на прямые иностранные инвестиции (ПИИ).
В 2011 г. стоимость поступивших из Афганистана в Россию инвестицийравнялась уже 50,4 млн долларов, а накопленные в России афганские инвестиции достигли 0,798 млн долл., из которых ПИИ — 0,023 млн долларов. Практически весь объем инвестиций осуществлялся в оптовую и розничную торговлю, сферу услуг.
Своего рода катализатором развития экономических отношений стало подписание межправительственного соглашения об урегулировании задолженности Афганистана перед Россией по ранее предоставленным кредитам и меморандума о намерениях относительно развития двусторонних торгово-экономических связей.
Согласно упомянутому соглашению, были урегулированы следующие категории афганской задолженности: по государственным и коммерческим кредитам, остаток по клиринговому счету и остатки в клиринговых долларах и в свободно конвертируемой валюте на сумму свыше 11 млрд долларов. Сегодня просроченной задолженности афганской стороны перед Россией не имеется.
Наибольший интерес представители отечественных деловых кругов продолжают проявлять к сотрудничеству в области энергетики, транспорта, горнодобывающей промышленности и строительной индустрии.
Перспективные проекты двустороннего взаимодействия обсуждались во время рабочего визитов в Кабул делегации ТПП России и Российско-Афганского делового в мае 2010 г., январе и марте 2011 г. Состоялись переговоры с министрами экономического блока правительства Афганистана и руководством ТПП этой страны.
Особо следует отметить встречу министров экономики России (Э.С. Набиуллина), Афганистана (А.Х.Аргандивал), Пакистана (М.А.Фахим) и Таджикистана (Ф.М.Хамралиев) осенью 2010 г. в Минэкономразвития России. Данное мероприятие осуществлялось во исполнениедоговоренностей, достигнутых в ходе сочинской встречи (18 августа 2010 г.) глав четырех стран.
В ходе переговоров афганская сторона проявила интерес к развитию как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества с партнерами, прежде всего в сферах гидроэнергетики и транспортной инфраструктуры, железных и автомобильных дорог. Однако предложений по реализации конкретных проектов и инициатив не прозвучало. Веские причины — недостаток инвестиций и отсутствие в стране квалифицированных кадров.
По итогам встречи министров «четверки» стороны приняли совместное заявление, в котором была признана особая значимость курса на расширение и укрепление разностороннего партнерства как важной составляющей региональной стабильности и экономического роста, а также выражена заинтересованность в дальнейшем наращивании регионального экономического сотрудничества в торговой и инвестиционной сферах, в области улучшения инвестиционного климата в странах региона и налаживания прямых связей между предпринимательскими кругами.
В целях содержательной подготовки будущих встреч министров стороны договорились создать Совместную группу экспертов, поручив ей подготовить комплексные предложения по реализации долгосрочных целей взаимодействия в регионе.
Таким образом, в заключение можно прийти к следующему выводу. Вследствие множества внутренних и внешних факторов торговые и финансовые отношения России и Афганистана на современном этапе переживают сложный период, но тем не менее в последние годы отчетливо проявились положительные тенденции дальнейшего развития этих связей. Недавнее подписание совместного меморандума в Москве, а также начало деятельности профильной межправкомиссии яркое тому доказательство.
Еще одним подтверждением серьезного намерения Москвы и Кабула расширить имеющиеся грани взаимного партнерства очень скоро может стать очередное заседание двусторонней комиссии.