Экономический диалог России и Афганистана: состояние и перспективы развития

В апреле с.г. на площадке Торгово-промышленной палаты России (ТПП) состоялось подписание меморандума о взаимопонимании между российской компанией «Возрождение» и Афганским деловым центром.

В мероприятии приняли участие вице-президент ТПП Г.Г.Петров, заместитель министра энергетики России, председатель российской части российско-афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Ю.П.Сентюрин, посол Афганистана в России А.Карзай, президент Афганского делового центра в Москве М.Надир Шах, специальный представитель ТПП по Афганистану А.И.Шкирандо, а также представители бизнес-сообщества.

Подписанный меморандум направлен на реализацию различных проектов на территории Афганистана. Российская фирма, владеющая солидным опытом работы на внешних рынках, планирует в партнерстве с афганской стороной заняться дорожным строительством (возведением тоннелей, мостов, дорожных развязок), а также проектами в области гидроэнергетики, обустройства песчаных и гравийных карьеров, месторождений полезных ископаемых.

В ближайших планах «Возрождения» – стать победителем аукциона на строительство кабульской кольцевой автодороги. Российская компания уже открыла фирму в афганской столице, на очереди – создание совместного предприятия, которое будет принимать участие в тендерах. Это вполне логично, ведь компании с местным участием легче выиграть в тендерах, учитывая клановость афганского общества.

Учитывая факт подписания двустороннего меморандума, а также поддержку со стороны ТПП, можно с уверенностью сказать, что шанс российского бизнеса войти на рынок этого исламского государства весьма реальный.

Кроме того, несмотря на серьезные политические и социально-экономические вызовы, с которыми в последнее время постоянно сталкивается Афганистан, Москва взяла четкий курс на то, чтобы способствовать социально-экономическому «ренессансу» Кабула.

Надо сказать, что это находит живой отклик со стороны афганцев. По словам посла Афганистана в России А.Карзая, фундаментальные ценности в отношениях двух стран не были поколеблены даже в самые трудные времена, что весьма ценно. Так, практически вся экономическая инфраструктура Афганистана (свыше 140 объектов — дороги, заводы, ирригационные каналы, гидроэлектростанции) была построена при помощи СССР (Россия – правопреемница – Э.К.).

О качестве советской работы за рубежом свидетельствует конкретный пример, приведенный президентом Афганского делового центра М.Надир Шахом. По его заявлению, афганцы, имея возможность выбора, предпочитают покупать квартиры не в новомодных домах по тысяче долларов за кв. метр, построенных, скажем, строителями из ОАЭ, а в старых, возведенных еще специалистами СССР, доплачивая пару сотен долларов за каждый «квадрат». Эти дома качественнее, жить в них в Кабуле считается более престижно, подчеркнул Надир Шах.

По его словам, афганцы приветствуют приход российских предпринимателей на свой рынок, но эффективнее делать это через устоявшиеся структуры (например, Деловой совет или с помощью Афганского делового центра), так как иностранцу сложно понять специфику и распутать хитросплетения афганской манеры ведения дел.

На современном этапе торговые и инвестиционные отношения двух стран едва ли соответствуют уровню их политического диалога. Тем не менее, в последние годы, благодаря совместным активным контактам на высшем уровне, отчетливо наметились тенденции постепенного восстановления и расширения экономических связей.

В частности, в 2011 г. президенты двух стран встречались трижды: в январе в ходе визита Х.Карзая в Россию, в июне на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане и в сентябре в ходе встречи глав государств «четверки» (Россия-Афганистан-Пакистан-Таджикистан) в Душанбе.

Состоявшийся в начале 2011 г. визит Х.Карзая стал первой официальной поездкой в Россию главы Афганистана за всю историю двусторонних отношений. В ходе визита состоялись переговоры с первыми лицами нашего государства — президентом Д.А.Медведевым и председателем правительства В.В.Путиным. Между правительствами было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, направленное на модернизацию общей среды российско-афганских отношений.

Документ предусматривает учреждение двусторонней межправительственной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству. Эффективность этого формата взаимодействия подтверждается практикой с другими торговыми партнерами. Особый акцент в работе подобных комиссий ставится, в первую очередь, на содействие двусторонним проектам.

Процесс формирования договорно-правовой базы был продолжен летом 2011 г., когда в Москве было заключено соглашение о создании Российско-Афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и состоялась первая встреча ее сопредседателей — министра энергетики России С.И.Шматко и министра финансов Афганистана О.Захилваля.

В задачи Комиссии входит определение основных направлений двустороннего торгово-экономического взаимодействия, содействие организациям и деловым кругам каждого из государств, выявление и устранение барьеров во взаимной торговле, определение приоритетных направлений партнерства в таких областях, как энергетика, транспорт, восстановление и сооружение объектов инфраструктуры на территории Афганистана.

В ходе упомянутой выше встречи сопредседателей Комиссии был выявлен обоюдный интерес к активизации двусторонних связей прежде всего в энергетической сфере. В качестве приоритетных в предварительном порядке были определены два проекта: строительство линии электропередачи из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан (CASA-1000), а также сооружение ГЭС «Соруби-2».

На  первом заседании Комиссии (март 2012 г.) состоялся обмен мнениями о перспективах ключевых направлений экономического развития. В ходе переговоров стороны, в частности, выразили удовлетворение подписанием меморандума о взаимопонимании между Министерством энергетики России и Министерством торговли и промышленности Афганистана о сотрудничестве в области топливно-энергетического комплекса от 18 августа 2011 г. и договорились предпринимать дальнейшие целенаправленные шаги по углублению партнерских отношений по различным направлениям энергетического взаимодействия.

С афганской стороной рассмотрен ряд конкретных проектов, касающихся восстановления построенных советскими специалистами предприятий, проектов по повышению энергообеспеченности Афганистана, развитию транзитного потенциала страны, ее сельскохозяйственной и промышленной инфраструктуры; согласованы предложения по развитию проектов в образования и здравоохранении.

В рамках Комиссии состоялось первое заседание рабочей группы по сотрудничеству в области энергетики. Стороны договорились приложить усилия к тому, чтобы данная рабочая группа стала действенным механизмом для обсуждения текущего состояния и перспектив двусторонних отношений в сфере топливно-энергетического комплекса. Например, была выражена поддержка присоединению российской стороны к названному ранее проекту CASA-1000 по согласованию с другими его участниками.

Состоявшиеся в рамках заседания Комиссии обсуждения, итоги официальных встреч, а также зафиксированные в протоколе договоренности свидетельствуют о серьезном потенциале двустороннего торгово-экономического сотрудничества и обоюдной заинтересованности воплощать его в реальных проектах.

Второе заседание Комиссии запланировано провести летом 2013 г. в Кабуле.

Стоит напомнить, что по итогам 2010 г. Афганистан занял 68-е место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 61-е по экспорту и 102-е по импорту. Доля Афганистана во внешнеторговом обороте России составила 0,1%.

По данным российской таможенной статистики, внешнеторговый оборот России с Афганистаном в 2010 г. составил 571,3 млн долл. и увеличился по сравнению с 2009 г. в 1,6 раза, в том числе экспорт составил 549,3 млн долл. США, импорт – 22 млн долларов (прирост на 43,8%).

Положительное сальдо России в торговле с Афганистаном в 2010 г. составило 527,3 млн долларов (см. таблицу).

Таблица 

Внешняя торговля России с Афганистаном в 2005-2011 гг.,

млн долларов 

Год 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Январь 2011

Январь 2012

Оборот

108,3

94,1

134,1

187,5

352,1

571,3

984,9

21,8

30,2

рост в %

135,2

86,9

142,5

139,9

187,8

162,3

172,4

74,2

138,4

Экспорт

104,4

82,6

125,1

172,3

336,8

549,3

953,8

18,3

29,1

рост в %

137,5

79,1

151,5

137,8

195,4

163,1

173,6

64,5

158,7

Импорт

3,9

11,5

9,0

15,1

15,3

22,0

31,1

3,5

1,1

рост в %

93,8

297,0

77,8

169,1

101,1

143,8

141,2

364,0

31,1

Сальдо

100,5

71,0

116,1

157,2

321,5

527,3

922,7

14,9

28,0

Источник: ФТС России

Как видно из приведенной таблицы, внешнеторговый оборот России с Афганистаном в 2011 г. составил 984,9 млн долл., увеличившись по сравнению с 2010 г. в 1,7 раза, в том числе экспорт составил 953,8 млн долл. (рост в 1,7 раза), импорт – 31,1 млн долл. (прирост на 41,2%).

Положительное сальдо России в торговле с Афганистаном в 2011 г. составило 922,7 млн долларов.

Таким образом, объем товарооборота по сравнению с 2004 г. вырос в 12,2 раза, в основном за счет расширения экспорта российской продукции. Доля Афганистана во внешнеторговом обороте России в 2011 г. составила 0,12%.

В январе 2012 г. объем российско-афганского товарооборота вырос по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 38,4% и составил 30,2 млн долларов. При этом российский экспорт увеличился в 1,6 раза и составил 29,1 млн долл., а импорт снизился в 3,2 раза (до уровня 1,1 млн долларов). Положительное сальдо  России в торговле с Афганистаном в январе 2012 г. составило 28,0 млн долларов.

По итогам 2011 г. в структуре российского экспорта в Афганистан основная доля поставок приходилась на следующие товарные группы: минеральные продукты — 67,3% и машины, оборудование и транспортные средства — 18,2% всего объема экспортных поставок.

Удельный вес в российском экспорте древесины и целлюлозно-бумажных изделий составляет 8,3%, металлов и изделий из них – 3,1%, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 1,6%.

Основные экспортные товары (свыше 76% всех поставок): нефтепродукты (в основном, дизельное топливо и бензин), пиломатериалы, прутки из нелегированной стали горячекатаные.

Структуру российского импорта формируют следующие товарные группы: продовольственные товары и сельхозсырье — 84,1%, машины, оборудование и транспортные средства — 14,1%. Удельный вес текстиля, изделий из него, обуви – 1,4%.

Основные импортные товары (доля в импорте – свыше 87%): виноград сушеный (изюм), картофель, двигатели турбореактивные, волокно хлопковое нечесаное.

Следует отметить, что в общем экспорте Афганистана в разрезе основных товарных групп доминируют поставки продовольственных товаров и сельхозсырья – 57,6%, на промышленную продукцию приходится 34,6% всего объема экспорта, минеральное сырье и топливно-энергетические товары не экспортируются (здесь и далее приводятся статистические данные Секретариата ВТО).

В Пакистан поставляется 39,0% афганского экспорта, в Индию — 16,8%, Турцию (9,0%), Иран (8,2%), Россию (7,6%). На остальные страны мира приходится 19,4% экспортных поставок. В стоимостном выражении экспорт Афганистана в 2010 г. составил 430 млн долларов.

В структуре импорта Афганистана преобладает промышленная продукция – 32,2%, на продовольствие и сельхозсырье приходится 17,4%, на минеральное сырье и топливно-энергетические товары – 1,2%.

Крупнейшими поставщиками товаров в Афганистан являются Узбекистан – 21,1%, Китай – 13,7%, Пакистан — 11,6%, страны Евросоюза — 9,9%, Япония — 9,6%. На остальные страны мира приходится 34,1% от всего объема импорта этой страны. В стоимостном выражении импорт Афганистана в 2010 г. составил 4,4 млрд долларов.

В 2000-2010 гг. Афганистан сводил торговлю товарами с иностранными государствами с отрицательным балансом, имеющим с 2005 г. тенденцию к росту. За рассматриваемый период среднегодовое отрицательное внешнеторговое сальдо Афганистана составило 2,2 млрд долл. или 79,3% товарооборота этой страны. В 2010 г. дефицит внешнеторгового баланса Афганистана в торговле товарами  достиг -3,8 млрд долл., что эквивалентно 82,6% государственного товарооборота.

Коэффициент покрытия импорта Афганистана экспортом в 2000-2010 гг. находился в диапазоне от 0,04 (в 2001 и 2002 гг.) до 0,18 (в 2007 и 2008 гг.). В 2010 г. коэффициент покрытия импорта экспортом составил 0,1.

Важную роль в интенсификации экономического диалога между Россией и Афганистаном помимо межправительственной комиссии играет и ТПП России.

Примечательно, что ТПП – это единственная организация в нашей стране, которая имеет своего специального представителя по Афганистану. Под эгидой организации работает Деловой совет по сотрудничеству с Афганистаном, объединивший российских бизнесменов, решивших сотрудничать с Кабулом. Совет стал в свое время первым реальным механизмом развития торгово-экономического сотрудничества обеих стран.

Например, в 2010 г. вице-президент ТПП возглавил крупную делегацию российских предпринимателей, отправившуюся в Афганистан, и эта поездка стала весьма значимой для налаживания дальнейших контактов с афганской стороной. Позже при поддержке ТПП в Москве появился Афганский деловой центр, имеющий одновременно статус Представительства ТПП Афганистана в России.

Эффективной реализации потенциала партнерства, наметившегося в результате целенаправленной работы, способно помочь планируемое открытие в этом году в Кабуле постоянного представительства Делового совета по сотрудничеству с Афганистаном.

Кроме того, этому может способствовать скорое введение прямого рейса «Аэрофлота» в Кабул. Весьма реально участие России в реализации проекта CASA-1000 по экспорту электроэнергии из Центральной Азии в Афганистан.

Исполнительный директор Делового совета по сотрудничеству с Афганистаном Р.Ф.Шигапов сообщил, что в настоящее время идет работа по формированию пула российских банков для выстраивания корреспондентских отношений с афганскими банками. Более того, есть вероятность открытия совместного банка. Это, по его мнению, может стать ключевым фактором для закрепления российских предприятий на афганском рынке.

Согласно данным Росстата, в 2010 г. стоимость поступивших из Афганистана в Россию инвестиций составила 7,9 млн долларов. Накопленные  в  России  афганские  инвестиции на конец 2010 г. составили 1,75 млн долл., из которых около 6% пришлось на прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

В 2011 г. стоимость поступивших из Афганистана в Россию инвестицийравнялась уже 50,4 млн долларов, а  накопленные  в  России  афганские  инвестиции достигли 0,798  млн долл., из которых ПИИ — 0,023 млн долларов. Практически весь объем инвестиций осуществлялся в оптовую и розничную торговлю, сферу услуг.

Своего рода катализатором развития экономических отношений стало подписание межправительственного соглашения об урегулировании задолженности Афганистана перед Россией по ранее предоставленным кредитам и меморандума о намерениях относительно развития двусторонних торгово-экономических связей.

Согласно упомянутому соглашению, были урегулированы следующие категории афганской задолженности: по государственным и коммерческим кредитам, остаток по клиринговому счету и остатки в клиринговых долларах и в свободно конвертируемой валюте на сумму свыше 11 млрд долларов. Сегодня просроченной задолженности афганской стороны перед Россией не имеется.

Наибольший интерес представители отечественных деловых кругов продолжают проявлять к сотрудничеству в области энергетики, транспорта, горнодобывающей промышленности и строительной индустрии.

Перспективные проекты двустороннего взаимодействия обсуждались во время рабочего визитов в Кабул делегации ТПП России и Российско-Афганского делового в мае 2010 г., январе и марте 2011 г. Состоялись переговоры с министрами экономического блока правительства Афганистана и руководством ТПП этой страны.

Особо следует отметить встречу министров экономики России (Э.С. Набиуллина), Афганистана (А.Х.Аргандивал), Пакистана (М.А.Фахим) и Таджикистана (Ф.М.Хамралиев) осенью 2010 г. в Минэкономразвития России. Данное мероприятие осуществлялось во исполнениедоговоренностей, достигнутых в ходе сочинской встречи (18 августа 2010 г.) глав четырех стран.

В ходе переговоров афганская сторона проявила интерес к развитию как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества с партнерами, прежде всего в сферах гидроэнергетики и транспортной инфраструктуры, железных и автомобильных дорог. Однако предложений по реализации конкретных проектов и инициатив не прозвучало. Веские причины — недостаток инвестиций и отсутствие в стране квалифицированных кадров.

По итогам встречи министров «четверки» стороны приняли совместное заявление, в котором была признана особая значимость курса на расширение и укрепление разностороннего партнерства как важной составляющей региональной стабильности и экономического роста, а также выражена заинтересованность в дальнейшем наращивании регионального экономического сотрудничества в торговой и инвестиционной сферах, в области улучшения инвестиционного климата в странах региона и налаживания прямых связей между предпринимательскими кругами.

В целях содержательной подготовки будущих встреч министров стороны договорились создать Совместную группу экспертов, поручив ей подготовить комплексные предложения по реализации долгосрочных целей взаимодействия в регионе.

Таким образом, в заключение можно прийти к следующему выводу. Вследствие множества внутренних и внешних факторов торговые и финансовые отношения России и Афганистана на современном этапе переживают сложный период, но тем не менее в последние годы отчетливо проявились положительные тенденции дальнейшего развития этих связей. Недавнее подписание совместного меморандума в Москве, а также начало деятельности профильной межправкомиссии яркое тому доказательство.

Еще одним подтверждением серьезного намерения Москвы и Кабула расширить имеющиеся грани взаимного партнерства очень скоро может стать очередное заседание двусторонней комиссии.

52.39MB | MySQL:103 | 0,476sec