Теракт в Бостоне: издержки производства или все спецслужбы делают это

История с терактом в Бостоне начинает приобретать новые, очень интересные подробности. Они ни в коей мере не отменяют всех тех выводов, которые мы делали в первой статье на эту тему, но придают всему этому преступлению характер скандала в национальном масштабе.

Ряд очень авторитетных экспертов утверждает, что братья Царнаевы, которые сейчас являются основными обвиняемыми по делу теракта на Бостонском марафоне, долгое время успешно работали на американские спецслужбы.  Кто-то из экспертов говорит, что это было ФБР, кто-то, что ЦРУ США. Личная точка зрения автора —  что это была совместная операция двух ведомств, поскольку ее целью была инфильтрация агентов (а вернее, старшего из братьев, Тамерлана) в исламистское подполье не только в самих США, но и на  Северном Кавказе. Представляется, что в поле зрения американских спецслужб Тамерлан попал около пяти лет назад, когда только приехал в Бостон. Он довольно легко пошел на вербовку агентами ФБР и поначалу просто освещал происходящие  процессы в чеченских и арабских землячествах Бостона. Активизация его работы началась гораздо позднее, и запрос от российских спецслужб два года назад своим американским коллегам был вызван именно этим обстоятельством. А если еще конкретнее – регулярными контактами с членами бандподполья в Дагестане и Чечне.

Вот на этом этапе или чуть ранее и подключилось ЦРУ. И не просто формально, а с задумкой широкомасштабной  операции, в которой были задействованы и саудовские коллеги. Они обеспечивали присутствие в этой схеме саудовских благотворительных фондов,  которые были призваны финансировать создание ваххабитских ячеек не только собственно в США, но и на Северном Кавказе. Вот с этой схемой Кавказ-США-Саудовская Аравия и собирались «поиграть» американцы с целью выявления потенциальных террористов у себя дома, но самое главное – для налаживания постоянного канала получения  информации о происходящем в наших северокавказских республиках. С этим, кстати, вопреки широко распространенному мнению, у ЦРУ США всегда было неважно.

При этом необходимо отметить, что и со стороны саудовцев (в том числе и в самих США), и со стороны северокавказских джихадистов выступали реальные люди, которые были далеки от идеалов западной демократии. Клюнуть на Тамерлана (а именно он играл основную скрипку, младший Джохар, несомненно, знал о его деятельности, но активного участия не принимал) реальные боевики могли только в одном случае. А именно – на перспективу финансирования  их деятельности из КСА. Другого «манка» в данной комбинации просто не существует. И для этого собственно и нужна была помощь саудовцев. Операция, по оценке американцев, развивалась успешно. Формальный ответ на запрос ФСБ в отношении Тамерлана был типичной «дымовой завесой». Более того, в ЦРУ и ФБР (будем настаивать на том,  что эта была совместная операция) обрадовались этому запросу, поскольку он косвенно подтверждал  то, что их агент успешно внедрился в бандподполье на Северном Кавказе. Отсюда и «командировка» Тамерлана в Махачкалу в прошлом году, а также «незамеченная» спецслужбами пропагандистская активность на исламистских сайтах. Кстати, контакт с боевиками в Махачкале он поддерживал именно по каналам электронной почты. Также выскажем предположение, что через Царнаевых некие суммы были перечислены на Северный Кавказ, и скорее всего, это было сделано во время его прошлогодней поездки. В противном случае интерес к его персоне со стороны дагестанских боевиков стал бы исчезать. Для того, чтобы понять, встречался ли Тамерлан Царнаев со связниками где-либо еще, необходимо отследить его поездки за последние два года.  И прежде всего, в Турцию и КСА.

На то, что братья работали на американские спецслужбы, косвенно указывает и еще ряд признаков. Первый – это учеба младшего брата в престижном университете в Бостоне, куда он был зачислен с формальным нарушением существующих правил, и предоставление ему гранта в 2500 долларов США ежемесячно. Представляется, что эта была цена за участие Тамерлана в комбинации. Последнему в случае успеха было обещано американское гражданство. Здесь сложно обвинить оперативников ЦРУ и ФБР в просчете, поскольку такая схема «гонораров», по их оценке, очень прочно «привязывала» и стимулировала Тамерлана.

Что случилось далее, сказать сложно. Это мог быть психологический надлом и скука, о которых мы говорили в предыдущей статье. Братья заигрались, они увидели реальных борцов за свободу и ислам, и им стало стыдно за свое двурушничество. Они могли быть обличены своими единомышленниками  в самих США. Имеются в виду те самые представители саудовских фондов и организаций. Такие случаи в истории спецслужб нередки. Достаточно вспомнить того же агента царской охранки Дегаева, который под давлением своих товарищей из «Народной воли» убил своего куратора из охранки Судейкина. Или историю убийства Столыпина двойным агентом Богровым. Или совсем недавнюю историю с проколом французских спецслужб, когда их агент алжирец М.Мера совершил теракты в Тулузе, а затем устроил   французскому спецназу настоящий бой. Такая же история вполне могла произойти с братьями Царнаевыми, особенно с учетом их последнего активного поиска своей чеченской самоидентичности и изучения ислама ваххабитского толка.

Вторая версия происходящего укладывается в схему «подставы» братьев со стороны их единомышленников-джихадистов в самих Соединенных Штатах. История с марафоном вообще очень странная. Братья на фотографиях с видеокамеры не похожи на террористов, которые должны с минуты на минуту совершить теракт. Они жизнерадостны и улыбаются. Даже при учете полной «погруженности» в исламские доктрины это нетипично.

Попробуем выдвинуть следующий сценарий развития событий. Братья должны были передать на марафоне некому третьему лицу взрывчатку для неких других целей. Скорее всего, чтобы провести «контрольную» операцию с дальнейшим разоблачением и широким общественным резонансом.  В этой связи вспоминается саудовский турист, который серьезно пострадал при взрыве, а затем был сразу же арестован агентами ФБР. Сейчас формально обвинения с него сняты, он находится в больнице, но об этом – ниже. Не исключено, что был и третий человек, который привел в действие бомбы. Сами Царнаевы не пострадали потому, что передача «посылок» происходила бесконтактно, братья просто оставили ее в условленном месте. Об этом, кстати, свидетельствует и характер ранений жертв теракта: все на уровне пояса, что говорит о том, что взрывные устройства стояли на земле. В любом случае, даже после этого братья не занервничали, младший даже пошел на какую-то вечеринку спустя два дня. И это логично, поскольку они действовали в рамках отработанных данных им инструкций.

За  время от совершения теракта до перестрелки с полицией  Тамерлан несколько раз встречался со своими кураторами из ФБР. Это совершенно очевидно, поскольку при таких резонансных терактах встречи с агентурой переводятся на учащенный режим. Тем более, что их кураторы прекрасно знали, что они были на марафоне в рамках неизвестной нам до конца оперативной комбинации.

Слом и стресс у Царнаевых наступил тогда, когда ФБР  стало транслировать через СМИ их фотографии, сделанные видеокамерой на марафоне. При этом они объявлялись «неизвестными», а всех жителей просили помочь в их идентификации. Здесь им стало понятно, что их делают «козлами отпущения». Последовал угон автомашины, затем перестрелка с полицией, и т.п. Это была уже паника. Главное здесь то, что братья были прекрасно известны ФБР, и объявление по СМИ носило характер «дымовой завесы». Заметим, что эта история с «неизвестными» стала разыгрываться после того, как в Бостон прибыла «тяжелая артиллерия» в лице федеральных агентов и руководства ФБР. То, что именно из Вашингтона руководили операцией по инфильтрации братьев в исламистское подполье на Северном Кавказе под создание на американской территории «легендированной ячейки исламистов», сомнений нет никаких.

Кстати, на то, что именно так дело и обстояло, указывает и следующее. Американский президент Б.Обама поспешил объявить организаторов теракта «комбатантами» с переводом возможного судебного расследования под юрисдикцию Вашингтона. При захвате младшего брата были проигнорированы  все процедуры с зачитыванием прав и допуском адвоката. Сам он находится под круглосуточной охраной в госпитале, допрос его проводился, несмотря на тяжелое состояние, опять же без адвокатов. Старшего же брата, похоже, просто ликвидировали «под шумок», когда он решил сдаться. И это понятно, поскольку именно он был центральной фигурой в этом дуэте. При этом версия полиции о том, что братьев удалось запеленговать по телефону, не выдерживает никакой критики, поскольку это означает, что куратор из ФБР знал номер этого телефона. При других вариантах это невозможно, так как, по словам представителя той же полиции, братья после теракта все свои старые номера и телефоны «скинули».

Почему федеральные власти США решили «сдать» Царнаевых? Потому, что в данной ситуации из-за резонансности теракта у них просто не оставалось другого выхода. Судя по всему, американское разведсообщество снова провели исламисты, но на этот раз саудовские. С таким американским спецслужбам приходилось сталкиваться и раньше. Но первый раз это привело к крупному теракту на территории США.

Напомним о двух подобных эпизодах. Первый, это когда в Хосте внедренный с помощью УОР Иордании в движение «Талибан» иорданец Х.аль-Балауи взорвал вместе с собой четырех оперативников ЦРУ США высокого ранга. И второй, когда инициативник египтянин А.Мохамед, завербованной каирской резидентурой ЦРУ США в 1980 году, оказался предателем, и позднее организовал взрывы американских посольств в Танзании и Кении. Был еще и один из основных функционеров «Аль-Каиды» аль-Либи, который был захвачен в Афганистане, согласился сотрудничать с ЦРУ США, а затем благополучно бежал. Но это немного другая история. Оговоримся, что такие эпизоды являются в практике спецслужб абсолютно обычным явлением, и делать отсюда выводы о полной их профнепригодности является неправильным. Идет игра в кошки-мышки, и кошка не всегда побеждает.

В случае с терактом в Бостоном американцам пришлось пожертвовать братьями в силу геополитических интересов, прежде всего. Были, конечно, интересы и внутриведомственные, но массовые увольнения «виноватых» в ФБР и ЦРУ произойдут позднее и будут носить характер плановой ротации кадров, дабы не поднимать лишнего шума. Под геополитическими интересами мы подразумеваем, прежде всего, сохранение союзнических отношений с Эр-Риядом, поскольку тщательное расследование теракта, без сомнения, выведет на саудовский след, и скорее всего в самих США. Но на кону Сирия и сдерживание Ирана, а это важнее прокола двух американских спецслужб.

Собственно исключительно этим обстоятельством и был вызван экстренный визит в Вашингтон министра иностранных дел КСА  Сауда аль-Фейсала сразу же после теракта 17 апреля с.г. в Бостоне Он встречался с Б.Обамой и его помощником по национальной безопасности  Т.Донилоном. Как представляется, во время этой конфиденциальной беседы и был найден выход из положения. Саудовцы (кстати, в США обучается порядка 30 тыс. студентов из королевства) были выведены из-под удара, Эр-Рияд согласился по-тихому отозвать тех своих подданных, на кого у ФБР имеется компромат. Сразу же после этого был освобожден и «саудовский турист». А сегодня глава полиции Бостона заявил, что «у Царнаевых не было сообщников». Довольно смелое заявление спустя неделю после совершения теракта.

Отметим и еще один интересный нюанс. Одновременно с визитом министра иностранных дел, во всех крупных саудовских мечетях, со страниц фактически всех газет проходила массовая пропагандистская кампания, в которой было задействовано абсолютное большинство теологических «тяжеловесов» королевства. Основной тезис – ваххабитская идеология чужда террору и самопожертвенным актам. Братья Царнаевы – это «террористы и исчадие дьявола», и  представляли они только себя, и никого более. Да и пакистанская «Аль-Каида» как-то устранилась от заявлений и комментариев по этому эпизоду, храня  подозрительное молчание.

Вот примерно и вся история событий, об истинных нюансах которой мы так никогда и не узнаем. Смерть трех человек и ампутация с десяток конечностей ничего не подозревающих зрителей и участников марафона в результате оперативной игры спецслужб в случае действительно объективного и гласного расследования будет означать серьезный кризис в руководстве США, чего допустить никак нельзя. Отсюда «спасительная» версия об «одиночках», которая уже не раз выручила американских «сильных мира сего». И не только американских.

52.16MB | MySQL:103 | 0,446sec