Эфиопия-АРЕ: страсти вокруг строительства ГЭС на Голубом Ниле

Продолжаются страсти вокруг планов Аддис-Абебы по строительству  плотины и ГЭС на Голубом Ниле. Мы уже сообщали, что у Каира имеется в распоряжении крайне мало действительно эффективных сил и способов для того, чтобы реально повлиять на ситуацию в необходимом для себя ключе. Многие эксперты при этом всерьез рассматривают вариант стимулирования со стороны египетских спецслужб различных сепаратистских и повстанческих группировок внутри самой Эфиопии с целью дестабилизировать внутриполитическую ситуацию.

Масла в огонь на днях подлил руководитель одной из таких группировок «Гинбот-7» Берхану Нега, который публично заявил о том, что получил от египетских спецслужб 500 тыс. долларов США  на вооруженную борьбу против центрального правительства в Аддис-Абебе. При этом он отметил, что две другие основные партизанские группировки Народно-патриотический эфиопский фронт (EPPF) и группа «Амхар» отказались присоединиться к нему и развернуть совместные боевые действия. Напомним, что две последние группы поддерживаются Эритреей и располагают тыловыми базами на территории этой страны.

Это очень интересный момент, который свидетельствует о том, что подконтрольные Асмэре повстанческие группировки взяли «тайм-аут». Это может быть связано и с тем, что в настоящее время наметилось определенное сближение между Аддис-Абебой и Асмэрой. На прошлой неделе бывший министр иностранных дел Эфиопии С.Месфин организовал две успешные встречи во Франкфурте (ФРГ) между эритрейскими и эфиопскими ветеранами Народно-освободительного фронта тиграе», который в свое время боролся с режимом  Менгисту Хайле Мариама. Собственно, на этих встречах, которые собрали несколько сот человек, основным лозунгом и был тезис о единстве тиграе в Эфиопии и Эритрее, которое в свое время обеспечило повстанцам победу. Отметим, что участие С.Месфина было в данном случае предопределено его нынешним нейтральным политическим статусом. Пока  это естественно очень робкие попытки сближения на строго подчеркнутом неофициальном уровне, но анти-эфиопская партизанская активность, тем не менее, пока Асмэрой заморожена. По нашей оценке, о действительно реальном сближении двух стран можно будет говорить только после физического ухода президента Эритреи Афеворки, поскольку все эти кризисные ситуации порождены исключительно личными неприязненными отношениями между покойным эфиопским лидером М.Зенауи и Афеворки.

Вернемся к заявлению Б.Негу. Отметим, что он реально получил в ближайшее время финансирование, поскольку смог рекрутировать в ряды свой группы несколько сот новых бойцов, преимущественно из стран Африки. Но действительно ли за этим стоит Каир?

Ситуация в АРЕ в настоящее время далека от идеальной. Страна стоит на грани гражданской войны и ввода чрезвычайного положения. Армия готовится вмешаться в ситуацию под формально нейтральным флагом. Правительство «братьев» висит на волоске, в самом движении началось брожение, и в такой ситуации ожидать от него каких-либо решительных действий по проведению масштабных подрывных операций в относительно далеком зарубежье не приходится. Естественно, что сейчас все помыслы президента АРЕ  М.Мурси и  силовиков сосредоточены исключительно на внутренних проблемах. Отсюда напрашивается естественный вывод о том, что заявления Б.Негу носят характер «дымовой завесы» и переключения внимания мировой общественности «на негодный объект». Самое главное здесь – это то, что Каир действительно сильно раздражен действиями Эфиопии по строительству ГЭС на Голубом Ниле и в этой связи легко поверить и в информацию Б.Негу. Правда не совсем понятно, как сепаратистская активность его не очень большой группы  может кардинально повлиять на строительство плотины, и что самое главное – во сколько эта поддержка может обойтись египетскому правительству в финансовом плане. Напомним, что экономика страны переживает не самые лучшие времена.

Если не Каир, то кто? Группировка «Гинбот-7» на самом деле является отколовшимся крылом от Фронта освобождения оромо (ФОО), который действительно является настоящей «головной болью» для эфиопского руководства. Асмэра, которая несколько раз пыталась объединить все оппозиционные Аддис-Абебе группировки, была крайне раздражена позицией Негу, и отказала ему в поддержке. Страны Африки не будут осложнять свои отношения с Эфиопией, поддерживая какие-либо сепаратистские или повстанческие группировки, поскольку им это политически и экономически невыгодно. У Сомали на это просто нет сил и финансовых возможностей. Катар также исключается в силу своих рабочих отношений с Эфиопией и попыток играть посредническую роль в сближении Аддис-Абебы и Асмэры. Некоторые эксперты в этой связи упоминают о возможной роли саудовцев в этом вопросе, поскольку отношения между Аддис-Абебой и Эр-Риядом серьезно испортились после нескольких депортаций саудовских проповедников из Эфиопии, стимулирования эфиопским руководством активности на территории страны яро антиваххабитской секты Ахбаш и общего усиления контроля за деятельностью просаудовских фондов со стороны эфиопских спецслужб. Это уже привело к серьезному кризису и выводу приличного портфеля саудовских инвестиций из Эфиопии. В этой связи не исключается и момент прессинга на Аддис-Абебу со стороны Эр-Рияда через стимулирование повстанческих групп.

Но есть еще один момент. Строительство ГЭС на Голубом Ниле – это, пожалуй, единственное, что объединяет все религиозные конфессии и политические силы Эфиопии. Это идея национального масштаба и повод для гордости всех эфиопов. Получать деньги от Каира для того, чтобы воевать против реализации этой идеи – значит обречь себя на падение авторитета как политической силы среди подавляющей части населения страны.  Чем, собственно, Негу и рискует  сейчас.

52.18MB | MySQL:103 | 0,486sec