Отгремели призывы и лозунги всеобщей избирательной кампании, подведены ее итоги и результаты. Выбраны и приступили к работе новые законодательные органы — Национальная ассамблея и законодательные собрания провинций; сформированы и работают новые провинциальные правительства под руководством главных министров. Избран и активно действует 27- й премьер-министр Исламской Республики Пакистан – Миан Мухаммад Наваз Шариф. Бывшая правящая Пакистанская народная партия (сопредседатель – президент Асиф Али Зардари) стала главной оппозиционной силой, а бывшая оппозиционная партия Пакистанская мусульманская лига (Наваз Шарифа) (лидер — премьер-министр Наваз Шариф) стала правящей. Замыкает тройку политических лидеров новичок в большой политике страны Имран Хан. Его партия – Движение за справедливость Пакистана (ДСП) впервые представлена в нижней палате парламента – Национальной ассамблее (НА) и всех провинциальных собраниях страны кроме Белуджистана.
То что два главных поста в государстве (президента и премьера) занимают руководители враждующих партий довольно часто встречается в реальной политической жизни. Но президент и премьер Пакистана не просто непримиримые политические оппоненты, а жесткие личные противники, наносившие друг другу и родственникам тяжелые удары и преследования в прошлом, находясь в противоположных политических лагерях. Естественно у нынешнего победителя нет никакого желания делить власть и работать вместе с поверженным ненавистным противником. И хотя осталось немного до президентских выборов, в результате которых Зардари непременно придется уйти в отставку, Наваз Шариф стремится избавиться от ненавистного лица как можно скорее. Уже в июне 2013 г. Исламабад дал распоряжение своим представителям в Берне обратиться к судебным властям Швейцарии с просьбой возобновить коррупционное дело против А.А.Зардари. Следует отметить, что швейцарские власти еще в марте 2013 г. объявили о его закрытии в связи с истечением срока искового заявления.
Одной из особенностей политического ландшафта современного Пакистана является то, что на второстепенные позиции в результате всеобщих выборов отодвинуты праворелигиозные партии, такие как Джамаат-и ислами (ДИ), Джамаат- улелема и ислам – Фазл (ДУИ-Ф) и т.д.
Политическая карта Пакистана в целом отражает провинциально-этническую принадлежность, т.е. каждая крупная политическая организация, вошедшая в новый состав НА, доминирует у себя в провинции. Например, ПМЛ (Н) – в Панджабе, ПНП – в Синде, ДСП – в провинции Хайбер-Пахтунхва. Исключением составляет Белуджистан. В состав его коалиционного правительства вошли в основном представители местных этносов – белуджей и пуштунов. Однако ведущие административные посты – спикер и главный министр провинции, принадлежат не локальным партиям, а правящей в национальном масштабе ПМЛ (Н).
Победа партии ПМЛ (Н) в целом стала возможной в результате голосования населения Панджаба. Именно оно обеспечило возможность Мухаммаду Наваз Шарифу в третий раз в его политической жизни занять премьерское место. Этот факт признают многие в Пакистане. Но в стране много и противников как лично его, так и методов его правления. Стремясь снять накал противостояния с оппонентами, новый глава кабинета министров, обращаясь к «политическим союзникам и противникам» призвал к «национальному лидерству» и формированию «общей повестки дня», чтобы пробираться через «джунгли проблем», с которыми столкнулся Пакистан.
Ключевые посты в федеральном правительстве принадлежат ПМЛ (Н). Особенностью состава нового кабинета министров – отсутствие (по крайней мере на настоящее время) министра иностранных дел. Внешнеполитическое ведомство официально возглавляет премьер-министр; его организационно-практическую работу ведет советник по иностранным делам и национальной безопасности Сартадж Азиз. Естественно это говорит о стремлении премьер-министра Мухаммада Наваз Шарифа персонально контролировать внешнеполитическое направление своего правительства и о важности этой направленности.
Тема укрепления власти премьера все более проявляется после выборов. Традиционно со сменой власти в Пакистане проводится «чистка» госаппарата. «Все государственные должностные лица, назначенные правительством ПНП в нарушение правил и постановлений высших судебных инстанций в течение последних пяти лет, будут уволены», — говорится в распоряжении Канцелярии премьер-министра от 20 июня 2013 г., изданного для всех федеральных министерств, ведомств с просьбой подготовить соответствующие списки. Подобная практика применялась в годы правления премьер-министра Наваз Шарифа в1990 — 1993 гг. и в 1997 – 1999 гг.
Первой жертвой чиновничьей перетряски стало Государственное бюро отчетности (куда стекаются и все сведения о доходах граждан) . Эта важная госструктура, таким образом, выведена из состава Министерства юстиции и переведена в распоряжение канцелярии премьер-министра страны.
Далеко идущие планы Наваз Шарифа наметились и в политике национальной безопасности страны. Пакистанские СМИ много пишут о том, что премьер-министр в ближайшее время примет политические решения по всему спектру наиболее острым вопросов, стоящих перед страной. Его озабоченность вызывает «отсутствие должной координации между силами безопасности и разведывательными службами». Он уже отдал распоряжение, что все гражданские и военные учреждения должны тесно координировать свои действия и обмениваться разведывательной информацией. Иными словами, Наваз Шариф готовится к пересмотру устоявшегося за последние пять лет баланса между гражданской администрацией и военным истеблишментом. Основные решения, вероятно, будут приняты осенью после выхода в отставку начальника штаба сухопутных войск генерала Ашфака Первез Кияни в ноябре 2013 г.
Обстоятельства сложились таким образом, что уже 12 июня 2013 г., т.е. спустя месяц после проведения всеобщих парламентских выборов и всего лишь несколько дней после инаугурации Мухаммада Наваз Шарифа на должность главы правительства, министр финансов, сенатор Исхак Дар представил новому составу НА бюджет на следующий 2013/14 финансовый год. Со стороны это может показаться верхом профессионализма — в максимально сжатые сроки подготовлен и представлен бюджет страны. Но известно, что еще в феврале 2013 г. прежнее коалиционное правительство во главе с ПНП рассматривало его положения и статьи. Но презентовал бюджет уже новый состав кабинета министров во главе с ПМЛ (Н). Традиционно в Пакистане новый федеральный министр финансов заявил о том, что получил в наследство разрушенную экономику, и было принято решение изменить курс с тем, чтобы сделать страну «самодостаточной во всех областях».
Бюджет Пакистана составляет 3.5 трлн рупий. Макроэкономические показатели бюджета — рост ВВП на 4,4%, сельскохозяйственного сектора — 3,8%, промышленного производства -4,8 %, объемы сферы услуг увеличатся на 4.6% и т.д. Коалиционное правительство выдвинуло несколько приоритетных задач: преодоление энергетического кризиса и борьба с внутренним терроризмом. Последнее объясняет значительное увеличение военной статьи бюджета на 10%, (627 млрд рупий или 6,3 млрд долларов), несмотря на дефицит бюджета. В то время как на восполнение нехватки энергетических мощностей, которая является одной из основных причин снижения темпов роста ВВП, выделено значительно меньше финансовых средств — 225 млрд рупий. Причем значительная сумма выделяется в течение ближайших 60 дней. Это, по мнению властей, может минимизировать перебои в электроснабжении в стране в ближайшее время.
Правительство разработало комплексную программу реформ экономического развития. Помимо решения энергетического кризиса, приоритетными направлениями выдвинуты: борьба с бедностью, обуздание роста безработицы, реализация ряда социальных программ в области здравоохранения и образования и т.д. Все это требует, по его мнению, реформирования национальных учреждений, принятие среднесрочных макроэкономических программ развития, направленных на оздоровление экономики. Эти мероприятия включают: контроль за инфляционными колебаниями, «революционные» перемены в инфраструктуре страны и обеспечение занятости молодежи. «Ключевым пунктом бюджета в этом году — сокращение бюджетного дефицита до 4,5 процентов ВВП в течение ближайших трех лет, что, как оно утверждает, убережет национальную экономику от негативных последствий». Все это, как обычно, носит туманно-популистский характер и относится к сфере обычных обещаний.
Исламабад продолжит реализацию мега-проектов, таких как модернизация порта Гвадар на Аравийском море (юг Белуджистана), дальнейшее развитие автомобильных дорог, реконструкцию и модернизацию железнодорожной сети и ее инфраструктуры, окружной железной дороги в Карачи и т.д. Начата работа над новым планом жилищного строительства на государственных землях для малообеспеченных жителей и т.д.
Завоевание симпатий электората в период избирательной кампании – непростое дело в Пакистане; но намного сложнее удержать их и дальше. Наваз Шариф предпринял ряд популистских шагов, как например, сокращение расходов на содержание офиса премьер-министра. В Панджабе объявлено о сокращении расходов на 30 процентов на содержание офиса главного министра провинции. Напомним, что и в прежние пять лет, и в настоящее время пост главного министра после переизбрания опять занимает брат премьера – Шахбаз Шариф.
Наваз Шариф наконец добился реванша, к которому стремился последние четырнадцать лет, наполненных такими событиями как отстранение от власти армией, тюремное заключение, политическое изгнание, унизительное возвращение в страну в октябре 2007 г., а также политическим успехом в марте 2008 г. (члены партии вошли в состав НА), и, наконец, победа на выборах 2013 и завоевание поста премьер-министра. Годы борьбы прибавили ему политического опыта, гибкости, но усилили властные устремления. Планы и первые действия нового руководства Пакистана дают возможность говорить о желании сохранить традиционные направления государственной политики страны, и свидетельствуют о стремлении Наваз Шарифа к единовластию. Последнее может привести к большим неприятностях, как это случилось в конце 90-х годов прошлого столетия. Здесь много будет зависеть от позиции армии, которая, по сути, является в Пакистане единственным препятствием на пути амбициозных устремлений любого правителя, склонного к авторитаризму.