Форум стран – экспортеров газа: второй саммит и перспективы России

1 июля с.г. в Москве состоялся второй саммит Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ). На мероприятии присутствовали главы государств, правительств и министры энергетики стран – участниц этой организации, а также представители других международных структур, в частности Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), Международного энергетического агентства (МЭА) и Международного энергетического форума (МЭФ).

Открывая встречу, президент РФ В.В. Путин отметил необходимость консолидации усилий членов ФСЭГ для улучшения конкурентных позиций природного газа на международных рынках. По словам российского президента, ключевыми задачами организации должны стать выработка солидарной позиции по вопросам ценообразования, создание условий для снижения избыточной волатильности цен и повышение транспарентности газовой отрасли, что будет способствовать развитию газотранспортной инфраструктуры и повышению надежности и стабильности поставок.

Участники саммита обсудили ряд насущных вопросов, в равной степени волнующих как мировых поставщиков, так и потребителей «голубого топлива». Например, увеличение объемов поставок сжиженного природного газа (СПГ), перспективы долгосрочных и спотовых контрактов без привязки к нефтяной корзине, а также новых технологий добычи сырья.

Например, президент М.Ахмадинежад, представлявший на саммите Иран  (Х.Роухани, новый президент этой страны, еще официально не вступил в должность) предложил создать ясные механизмы ценообразования для различных видов газа, а также расширять инвестиционное партнерство.

Развивая идею финансового сотрудничества, некоторые участники саммита высказались за создание специализированного банка или фонда ФСЭГ, который бы при содействии профильных государственных предприятий занимался вопросами капиталовложений в газовую отрасль стран-участниц.

Стоит отметить своевременность проведения московской встречи в верхах. Сегодня на некоторых крупных газовых рынках произошли существенные изменения по причине активного развития сланцевой индустрии в Соединенных Штатах. Так, Европа снизила потребление природного газа по причине увеличения импорта более дешевого угля. Последний стал активно поставляться в страны Старого Света после того, как на внутреннем рынке США произошло замещение этого энергоносителя сланцевым газом.

В итоге вместо запланированных 528,6 млрд куб. м газа «Газпромом» было продано лишь 478,7 млрд куб. м. Помимо названной выше причины, серьезные коррективы в первоначальные планы российского концерна внес катарский СПГ, который Доха стала активно сбывать европейским потребителям.

Тем не менее участники саммита не стали подтверждать неминуемое наступление сланцевого бума на внешних рынках в среднесрочной перспективе, заметив, что экспортная экспансия этого энергоносителя находится под большим вопросом.

Например, В.В.Путин заявил, что если сланцевый газ США и выйдет на внешние рынки, то, скорее всего, в объеме, который негативно не повлияет на российские интересы. Однако, чтобы в будущем минимизировать возможные риски для импортеров и экспортеров «голубого топлива», ряд участников саммита отметили целесообразность создания научно-исследовательского института, который бы занимался изучением газовых рынков и прогнозированием развития ситуации на них.

На интересующий многих вопрос о намерениях ФСЭГ трансформироваться из дискуссионного клуба в «газовую ОПЕК», регулирующую объемы газодобычи ее участников, ответил министр энергетики России А.В.Новак. Он подчеркнул, что организация не является и не планирует становиться картелем, навязывающим свои ценовые условия потребителям. Эту позицию разделяют в «Газпроме», утверждая, что, как правило, контракты по газу четко определены по цене и формуле поставок, поэтому квотирование невозможно.

По словамгенерального секретаря ФСЭГ Л.В.Бохановского, все участники саммита выступили за привязку цен на природный газ к нефте­продуктовой корзине и долгосрочные контракты государствам-потребителям.

Участвовавший в саммите председатель Совета наций (верхняя палата парламента) Алжира А.Бенсалах выразил надежду на то, рабочая встреча в Кремле предоставит участникам возможность обсудить вызовы, которые возникают перед ФСЭГ, и по ее результатам договориться о совместных действиях, направленных на защиту общих позиций.

Алжирец также отметил необходимость поощрения идеи создания общего института газа, при этом подчеркнув, что Алжир стал пионером в индустрии сжиженного природного газа.

По заявлению А.Бенсалаха, с учетом отмеченного выше факта его страна выдвигает предложение принять у себя этот институт. «Я надеюсь, что наша нынешняя встреча предоставит нам возможность обсудить вызовы, которые возникают перед нашей организацией, и по ее результатам договориться о совместных действиях, направленных на защиту наших общих позиций и об ответах на вопросы нашего времени»,- заявил он

Членами ФСЭГ являются 13 государств (Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Оман, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея), которые имеют около 65% мировых запасов природного газа. Ирак, Казахстан, Нидерланды и Норвегия имеют статус наблюдателей.

В последние годы состав участников и наблюдателей организации пополнился лишь за счет трех государств Персидского залива – Омана, ОАЭ и Ирака. В результате из тринадцати членов ФСЭГ шесть являются арабскими странами.

Это не может не волновать Москву. Особенно сегодня, когда сирийский вопрос до предела накалил политический диалог между нашим государством и некоторыми арабскими монархиями Персидского залива. В частности, Катар, новым эмиром которого в конце июня стал шейх Тамим бен Хамад Аль Тани, 33-летний сын бывшего монарха, по-прежнему антагонистически настроен к российским внешнеполитическим действиям, целью которых является урегулирование ситуации в Сирии.

Два года назад спонсировавший смену власти в Египте и Ливии, эмират и сейчас продолжает попытки «похоронить» режим Б.Асада, в том числе исходя из энергетических соображений.

Доха поддерживает сирийскую оппозицию из-за того, что после падения правящего в Дамаске режима, настанет время навести прицел на Иран – давнего конкурента Дохи на газовых рынках.

Катар выразил намерение импортировать иранский природный газ, так как в ближайшие годы эмират опасается увеличения внутреннего спроса на топливо вследствие осуществления в стране масштабных инфраструктурных проектов в рамках пятилетней государственной стратегии национального развития до 2016 г. и подготовки к чемпионату мира по футболу 2022 г.

Стоит напомнить, что в Катаре действует мораторий на расширение добычи на самом крупном катарском месторождении «Северное», не позволяющий интенсифицировать производство природного газа для полного погашения потребностей местного рынка.

Осложняет ситуацию еще и тот факт, что Доха заключила долгосрочные договоры на поставку СПГ с рядом азиатских и европейских стран. Как следствие, катарцы не смогут снизить объемы экспорта, предусмотренные в договорах с потребителями.

Эмират активно сотрудничает с Китаем, который стремительно наращивает импорт катарского газа. Согласно предварительным договоренностям, в ближайшие годы объемы поставок СПГ из Катара в Китай существенно увеличатся и составят 12 млн т.

Как представляется, пытаясь развалить Сирию, Катар стремится лишить Иран союзника, который способен помочь реализации углеводородных планов Тегерана на различных рынках.  Например, иранцам вполне по силам наладить бесперебойный долгосрочный экспорт сырья в Китай, и вследствие этого у последнего появляется реальная возможность выйти к Средиземному морю.

Этот сценарий обусловлен также тем, что Сирия не станет выступать против и, вероятно, поддержит подобное развитие ситуации.

Кроме того, в перспективе Иран планирует организовать экспорт СПГ в Европу через сирийскую территорию. Это серьезно нарушает экономические планы Дохи, которая в последнее время интенсифицировала газовый сбыт на европейских рынках.

Уже более четверти потребляемого в странах Европейского союза СПГ доставляется катарскими танкерами. Началось строительство СПГ-терминала в Польше, куда с 2014 г. (не исключена возможность начать раньше) эмират планирует ежегодно поставлять сырье с перспективой дальнейшего увеличения объема экспорта в 2017-2018 гг. Также ведутся переговоры о поставках катарского сжиженного газа в страны Балтии, Белоруссию и  Украину.

Острому желанию Катара свергнуть сирийский режим, который, по заявлению катарской прессы, ежедневно совершает преступления против мирного населения, на международной арене противостоит Россия, которая с самого начала «арабской весны» пытается урегулировать обстановку на Ближнем Востоке мирными средствами, вызывая этим острое недовольство и сильную ненависть властей эмирата.

Катарцы убеждены, что Россия потеряла статус центра силы, но все еще надеется вернуть его, выступая против происходящих в последние десятилетия «народных движений» в тех арабских странах, в которых Москва активно сотрудничает с правящими режимами по оборонной линии.

Первоначально США и Европа проводили схожую с российской политику, но затем они оперативно извлекли уроки из событий в Тунисе и Египтеи Ливии, пересмотрев свой внешнеполитический курс на данном направлении.

Тем временем Россия продолжают «гнуть свою линию», ежедневно теряя свою репутацию в лице Дохи и некоторых других арабских игроков. Результатом такого поведения стали многочисленные антироссийские акции протеста перед официальными учреждениями России, находящимися на территории некоторых стран региона (Катара, Ливии, Сирии), а также бойкотирование отечественной продукции в Иордании и отказ от российских инвестиционных проектов в Катаре.

Россия предложила эмирату множество инвестиционных проектов.  Ожидалось,  что  в  случае  их  реализации объем катарских инвестиций в российскую экономику мог составить порядка 10‑12 млрд долларов, но Доха не приняла участие ни в одном из возможных проектов.

Во-первых, компания «ВТБ Капитал» (инвестиционное подразделение «Банка ВТБ») предложила эмирату два газовых поля средней величины. В итоге переговоры так и не завершившись положительным результатом.

В-вторых, в числе планируемых инвестиционных проектов должен был стать «Ямал-СПГ», осуществляемыйкрупнейшим российским независимым производителем газа – компанией «Новатэк». Однако работа катарских стороны в отношении развития данной сделки не дала ожидаемых результатов.

Помимо фактической «экономической блокады» со стороны Катара, на Россию обрушилась вереница поступающих из СМИ, социальных сетей и интернет-форумов призывов, побуждающих арабские страны прекратить торговое партнерство с Москвой.

Кроме того, слышны призывы выслать из региона все российские кадры и провести протестные митинги и демонстрации перед зданиями российских дипломатических учреждений, аккредитованных не только в арабских и исламских государствах, но и в странах Европы, Азии, а также Северной и Южной Америки.

Возвращаясь к ФСЭГ, стоит напомнить, что изначально он создавался при активном участии России, которая стремилась, заняв лидерское положение в организации, заложить прочные основы для согласования цен, маршрутов газопроводов и раздела рынков между ведущими экспортерами «голубого топлива». Однако российские позиции во ФСЭГ заметно ослабли вследствие численного расширения организации за счет арабских участников, которые по политическим соображениям не самым дружественным образом настроены в отношении Москвы.

В перспективе все еще более пессимистично для российских интересов. Почему?

Штаб-квартира ФСЭГ находится в Катаре, что позволяет ему косвенно влиять на политику организации. Несмотря на то, что все страны обязаны вносить ежегодные членские взносы, Доха оказалась гораздо щедрее других участников и инвестировала в первоклассное обустройство штаб-квартиры Форума солидные финансовые средства.

Следующим генеральным секретарем организации станет не российский представитель, что также частично понизит авторитет нашего государства в рамках ФСЭГ.

Как представляется, за два срока нахождения у руля организации Леонид Бохановский проделает всю самую сложную и ответственную работу, связанную с периодом становления этой международной организации, наладит контакты между ФСЭГ и различными международными организациями, а также многими другими игроками региональных газовых рынков.

Особо стоит выделить научно-исследовательскую деятельность ФСЭГ. Внутри секретариата идет активная работа над созданием Глобальной газовой модели, которая позволит участникам в режиме онлайн отслеживать ситуацию на мировых рынках на всей цепочки доставки сырья от производителя к потребителю. Появление данной модели В.В.Путин назвал следующей вехой развития ФСЭГ.

Арабские участники организации вполне способны создать эффективную коалицию против России и всячески препятствовать ее деятельности в рамках ФСЭГ. Это особенно актуально в свете мировой повестки дня, на переднем плане которой значатся различные газовые вызовы, ответы на которые некоторые арабские страны (монархии Персидского залива – Катар, ОАЭ, Оман) стремятся искать без учета интересов России.

Символично, что представительство названного трио на московской встрече ограничилось руководителями энергетических ведомств, хотя формально мероприятие носило статус саммита глав государств и правительств. Несложно догадаться, что столь скромное участие со стороны арабских монархий было обусловлено рядом факторов.

Во-первых, продолжающимися напряженными политическими отношениями с Россией со времен «арабской весны».

Во-вторых, низким уровнем инвестиционного партнерства с нашим государством.

В-третьих, острой конкуренцией с Москвой на некоторых региональных газовых рынках.

По итогам второго саммита ФСЭГ была принята совместная декларация. В документе отмечена поддержка существующей формулы привязки цен на газ к ценам на нефть и приоритетдолгосрочных контрактов на поставку газа в финансировании крупномасштабных газовых проектов. В тексте декларации также зафиксирована необходимость усиления механизмов распределения рисков при реализации газовых проектов и координации действий по защите стран – экспортеров газа, включая взаимодействие с регуляторными органами стран-потребителей топлива. Документ подтверждает суверенное право стран-участников ФСЭГ распоряжаться собственными природными ресурсами и выражает намерение повышать долю природного газа в мировом энергобалансе.

По оценке Минэнерго России, члены ФСЭГ продемонстрировали единство по большинству вопросов повестки дня, стремление к укреплению сотрудничества и многосторонней координации в интересах производителей природного газа и поддержанию стабильности газовых рынков. А.В. Новак назвал документ очень содержательным. Каковы же основные положения московской декларации?

Первое. Укреплять ФСЭГ в качестве платформы для создания и продвижения позиций государств-членов по проблемам и вызовам международных газовых рынков.

Второе. Усиливать в глобальном масштабе координацию действий по защите интересов стран – экспортеров газа во всех областях, включая взаимодействие с регуляторными органами потребителей газа.

Третье. Сохранять и усиливать принципы международной торговли газом, включая механизмы распределения рисков, которые доказали свою эффективность и позволили непрерывно развиваться природному газу в мире.

Четверное. Поддерживать неоспоримую роль долгосрочных контрактов на поставку газа в финансировании крупномасштабных газовых проектов в цепочке добавленной стоимости и в обеспечении взаимно приемлемых решений для безопасности спроса и поставок.

Пятое. Продолжить поддержку ценообразования на газ на основе индексации к ценам нефти и нефтепродуктов для гарантирования справедливых цен и стабильной разработки запасов природного газа.

Шестое. Способствовать стабильному росту использования природного газа как изобильного невозобновляемого источника энергии с целью повышения его доли в мировом балансе первичных энергоресурсов.

Седьмое. Продвигать расширение использования природного газа в различных формах, включая моторное топливо и промышленное сырье.

Восьмое. Поощрять диалог ФСЭГ со всеми участниками и заинтересованными сторонами газового рынка как драйвера экологически приемлемого экономического роста и социального развития.

Безусловно, в обозримой перспективе российская сторона ожидает положительных результатов второго саммита, но пока приходится констатировать, что в целом ФСЭГ едва ли реализовывает ожидания Кремля. С учетом данного факта России необходимо добиваться минимизации арабского влияния и увеличения собственного авторитета в рамках этой организации.

Начало этому положено. В целях развития диалога и реализации решений, принятых на прошедшей встрече в верхах, осенью в Москве планируется провести Международную выставку-форум оборудования и инновационных решений нефтегазовой отрасли «Разведка, добыча, переработка 2013». Участниками станут не только государства – члены ФСЭГ, но и ряд представителей других заинтересованных стран и профильных международных организаций.

В рамках мероприятия будут отдельно обсуждаться позиции роль российского топливно-энергетического комплекса в мировой энергетике, механизмы стимулирования инвестиций в геологоразведочные работы и модернизацию производств, а также различные риски при реализации проектов на российском шельфе и другие смежные вопросы.

Кроме того, в ходе работы выставки-форума будут созданы условия для демонстрации инновационного потенциала, обмена опытом и передовыми технологиями между российскими и зарубежными концернами в области разведки, добычи, переработки и транспортировки углеводородов, а также заключения договоров о сотрудничестве, способствующих обеспечению устойчивого, эффективного и экологически безопасного развития российского нефтегазового сектора.

Особое значение данного мероприятия для развития мировой газовой отрасли и обсуждения итогов и путей реализации решений, принятых на второй саммите ФСЭГ, подчеркнул генеральный секретарь организации, подтвердивший свое участие в выставке-форуме.

Кроме того, ожидается приезд руководителей и представителей ОПЕК, МЭА, МЭФ, Комиссариата по энергетике ЕС, Международного газового союза (МГС), органов власти, научных и инвестиционных организаций, отраслевых союзов и объединений, ведущих нефтегазовых компаний России, стран – участниц ФСЭГ и других зарубежных государств.

Следующий саммит ФСЭГ планируется провести в Иране, газовые амбиции которого также не во всем удовлетворяют Россию. В этой связи Москве следует отстаивать свои позиции не только в трудных переговорах с арабскими странами-участницами, но и в конструктивном диалоге с Тегераном.

Кремлю было бы на руку, если доверительная беседа В.В.Путина с М.Ахмадинежадом, состоявшаяся в рамках московского мероприятия, дала бы долгосрочные плоды для укрепления двустороннего политического и энергетического партнерства. Конечно, иранский президент вскоре оставит свой пост, но его договоренности с Москвой все же будут приняты во внимание новым президентом ИРИ Х.Роухани.

52.33MB | MySQL:103 | 0,491sec