Современное состояние и проблемы армянской общины Израиля

Армяне являются одним из древнейших этнических меньшинств на территории Израиля. Их документированное присутствие в Эрец Исраэль (Палестине) прослеживается на протяжении почти двух тысячелетий. Принятие армянами христианства превратило для них Эрец Исраэль в Святую землю. Еще до арабского завоевания VII в. н.э. армянские монахи и паломники оседали в Эрец Исраэль. С 638 года Иерусалим стал местом пребывания армянского епископа, получившего позднее титул армянского патриарха Иерусалима. В период существования созданного западноевропейскими крестоносцами Иерусалимского королевства армяне составляли заметную часть его жителей. Автономия Иерусалимского армянского патриархата, непрерывно функционирующего до наших дней, была официально признана мусульманскими властями в 1311 году.

В начале 20-х годов ХХ века к старожильческой армянской общине, веками проживавшей в Армянском квартале иерусалимского старого города, присоединилась заметная группа беженцев армянского геноцида, прибывших из Малой Азии. Некоторые из прибывших тогда в Эрец Исраэль армян осели в Вифлееме, по соседству с большой группой близких к ним в религиозном отношении арамееязычных христиан-яковитов, бежавших тогда же от резни из района Тур-Абдин (на юго-востоке современной Турции), а также в ряде других населенных пунктов Эрец Исраэль. Группа армянских крестьян из Малой Азии основала в 20-х годах прошлого века деревню Шейх-Барак (неподалеку от современного израильского города Атлит) на землях, принадлежавших богатому арабу-христианину Антону Хамуде. К концу британского мандата на Палестину (Эрец Исраэль) армянская община страны была прочно укоренившимся в стране национальным меньшинством и располагала развитой сетью общинных институтов, включая учебные заведения с преподаванием на армянском языке. Основой общинной структуры были религиозные армянские институты во главе с патриархом (подавляющее большинство армян Святой земли были последователями армяно-григорианской церкви и лишь малая их часть — армяно-католиками и протестантами).

Война Израиля за независимость (1948–1949) поставила армян в ситуацию необходимости сделать выбор между одной из противоборствовавших сторон. Значительное число армян предпочли покинуть страну и эмигрировать на Запад, в Советскую Армению и в соседние арабские страны, где имелись крупные армянские общины. Большинство оставшихся в Эрец Исраэль (Палестине) армян выбрали арабскую ориентацию, что было связано в первую очередь с тем, что Армянский квартал иерусалимского Старого города, в котором располагались основные армянские общинные учреждения, оказался под контролем Иордании. В то же время члены малочисленных армянских общин Яффы, Хайфы, Рамлы остались на территории еврейского государства и стали гражданами Израиля. На территории Израиля оказалась и единственная армянская деревня страны Шейх-Барак. Араб-христианин, владелец земель Шейх-Барака, бежал в Ливан, а армянские крестьяне остались в своей деревне. После войны Израиля за независимость молодые армянские пары стали постепенно оставлять лишенный современных удобств Шейх-Барак и переезжать в города, главным образом в Хайфу. В 1981 году эта деревня была окончательно оставлена жителями. Израильское земельное управление выплатило армянам Шейх-Барака компенсации, а земли деревни передало соседним еврейским сельскохозяйственным поселениям. Исчезновение единственного чисто армянского населенного пункта на территории Израиля косвенно способствовало усилению языковой ассимиляции израильских армян.

В результате Шестидневной войны 1967 года под контроль Израиля перешел Восточный Иерусалим, в том числе Армянский квартал Старого города, а также города Западного берега р. Иордан, в которых существовали небольшие армянские общины, в первую очередь Вифлеем. Таким образом, в рамках единой политической структуры оказались три достаточно различающиеся между собой в культурно-языковом отношении группы армян.

1. Иерусалимские армяне, политически ориентировавшиеся на арабов, но сохранившие высокую степень своей особой языковой и культурной идентичности, благодаря компактному проживанию и наличию развитой структуры национальных (в том числе учебных) учреждений.

2. Армяне Западного берега р. Иордан, подвергшиеся арабизации в высокой степени.

3. Израильские армяне, культурно и политически ориентированные на евреев и до определенной степени гебраизированные в языковом и культурном отношении.

Аннексия Израилем Восточного Иерусалима привела к началу процесса постепенной израилизации иерусалимских армян. В настоящее время старшее поколение иерусалимских армян сохраняет иорданское гражданство (имея статус постоянных жителей Израиля) и слабо владеет или даже совсем не владеет ивритом, используя в качестве языков межэтнического общения арабский и английский. Однако многие из молодых иерусалимских армян отказались от иорданского гражданства и стали гражданами Израиля. Они, как правило, хорошо владеют ивритом. Распространению иврита среди иерусалимских армян способствуют постоянные контакты с евреями, поскольку через Армянский квартал Старого города проходит основная пешеходная дорога в Еврейский квартал, а во многих домах на окраине исторического Армянского квартала в настоящее время по соседству с армянами проживают евреи.

Иерусалимские армяне вместе с израильскими армянами-старожилами образуют официально признанную властями армянскую общину страны, численность которой составляет порядка 2500 человек (из них около полутора тысяч — в Армянском квартале иерусалимского Старого города). Армяне Западного берега р. Иордан не входят в это число, поскольку проживают на территории, управляемой Палестинской национальной администрацией, и не имеют ни израильского гражданства, ни статуса постоянных жителей Израиля. Их реальная численность неизвестна (согласно оценкам, в Вифлееме проживают около 350 армян). Многие из армян Западного берега р. Иордан вместе с другими христианами, живущими на палестинских территориях, эмигрируют за рубеж из-за усиления исламского фундаментализма и экономической нестабильности. Некоторые из них изменили свои фамилии, чтобы не выделяться на фоне арабского населения.

Волна массовой репатриации евреев из СССР-СНГ, начавшаяся в 1989–1990 гг., привела в Государство Израиль многие тысячи представителей смешанных армяно-еврейских семей. Согласно израильскому Закону о возвращении, для получения израильского гражданства достаточно, чтобы хотя бы один из супругов был хотя бы на четверть евреем. В результате гражданами Израиля стало множество людей, в той или иной степени связанных с армянами — от чистокровных армян (супругов евреев), сохраняющих отчетливое национальное самосознание, до тех, кто считает себя евреями и воспринимается в качестве таковых окружающими, но имеет и армянских предков. Часть этих людей являются русскоязычными и слабо владеют (если владеют вообще) армянским языком, в то время как другая часть, в первую очередь выходцы из Армении и Карабаха, считают своим родным языком армянский. Речь идет о довольно многочисленной (по некоторым оценкам, более 20 тысяч человек), но достаточно аморфной в отношении самоидентификации группе.

Лица данной категории не принадлежат к официально признанной армянской общине Израиля. Они живут среди евреев, отправляют своих детей учиться в еврейские школы и демонстрируют во всех отношениях полную лояльность к Израилю как к еврейскому государству, включая во многих случаях празднование еврейских религиозных праздников. Идет постепенный процесс ассимиляции данной группы среди евреев-израильтян, включая переход на иврит в качестве основного языка. В этом контексте уместно отметить, что армянские фамилии не служат в Израиле в качестве признака, выделяющего армян на фоне окружающего еврейского населения, поскольку среди евреев — выходцев из Ирана широко распространены фамилии, оканчивающиеся на «ян».

Среди прибывших в Израиль вместе с еврейскими репатриантами армян наблюдаются процессы самоорганизации. В 2004 году в Тель-Авиве была создана первая общественная организация новоприбывших — «Союз армян Израиля Арарат», официально объявившая, что рассматривает армянскую общину в качестве неотъемлемой части израильского общества. Спустя год была основана организация «Наири» — «Союз израильских армян города Петах-Тиква». По словам активистов этой организации, в Петах-Тикве проживают до тысячи армян.

Подводя итог этого краткого обзора, следует сказать, что открыто идентифицирующие себя с израильским еврейским обществом новоприбывшие армяне (часть из которых обладают двойственным — и армянским, и еврейским — этническим самосознанием), не являясь официально частью признанной Государством Израиль армянской общины страны, оказывают на нее все возрастающее влияние в направлении ее израилизации.

52.25MB | MySQL:103 | 0,418sec