Цели политики США на Ближнем Востоке

Официально американская политика в Леванте и Персидском заливе провозглашает весьма позитивные цели, а именно: отказ от использования вооруженных сил против выступлений собственных народов (заметим в скобках, что они признали допустимым в 1993 г. использование армии против парламента России); признание права народов на свободу слова и создание партий, равноправия мужчин и женщин перед судом, права всех наций исповедовать различные религии и необходимости демократических выборов; декларируется также проведение реформ на благо народов этого региона1.

Однако реальная политика Соединенных Штатов на Ближнем Востоке показывает, что в дипломатию вносятся коррективы, причем существенные. Прежде всего, это связано с изменением политической значимости этого района для Вашингтона. Во-первых, падает значение региона в поставках нефти в США. Импорт углеводородов в эту страну снизился с 2006 г. на 40%, прежде всего за счет бурения скважин на шельфе Мексиканского залива, а также на Аляске. Согласно данным Министерства энергетики США, в феврале 2013 г. производство собственной нефти превзошло 7 млн баррелей в день, и таким образом увеличение национального производства нефти составляет 16% в течение одного года. В прогнозе, появившемся в «Уорлд Энерджи Аутлук» от 12 ноября 2012 г. и подготовленном Международным энергетическим агенством, содержится утверждение, что в период с 2017 по 2020 г. Америка станет первым производителем нефти, оттеснив Саудовскую Аравию2. Равным образом, капиталовложения в производство газа привели к тому, что США вышли на первое место в производстве этого сырья, оттеснив Россию на второе. Во-вторых, кроме импорта нефти и газа, страны Леванта и Персидского залива обеспечивали в 2012 г. 4,9% американского импорта товаров и услуг (по сравнению с 3% в 2000 г.), что немного по сравнению с импортом США из других регионов3.

Равным образом происходит падение импорта нефти Европейского союза с Ближнего Востока, сократившегося с 25% в 2001 г. до 15% в 2012 г. Всего закупки в 2012 г. из стран Персидского залива, Леванта и Турции составили 8,3% импорта стран ЕС4.

На это накладывается падение добычи нефти в странах Персидского залива, упавшей с 96,7 млн. баррелей в 2001 г. до ориентировочно 50-60 млн. баррелей в этом году5. C 2007 г. произошло также снижение производства газа.

Конечно, весьма важной остается роль Суэцкого канала, перевозки по которому удвоились с 2001 по 2012 годы. Но он имеет экономическую ценность для стран Юго-Восточной Азии, Красноморского региона и Северной Европы. В то же время проход через него судов США не значителен.

Последствия будут сказываться на политике Соединенных Штатов в регионе Ближнего Востока. Эра, когда в Вашингтоне рассматривали этот регион как источник поступления нефти, подходит к концу. С течением времени преобладающим в этой зоне для американских интересов становится то, как возрастет влияние Китая и Японии на Левант и Персидский залив. Для КНР этот район в 2011 г. превратился в поставщика 50% нефти. Строительство трубопровода из Ирана в Пакистан и далее в Китай позволит еще более увеличить значимость этой зоны для КНР. К тому же следует учитывать, что эта страна станет первым импортером нефти в период 2014-2015 годов6. Для Японии же страны Персидского залива обеспечивают сейчас 87% импорта нефти.

Следовательно, для интересов США характерна смена приоритетов на Ближнем Востоке. Новым моментом для американцев является полное безразличие к смене прозападных режимов в Египте и Тунисе, их вмешательство в Ираке и в Ливии для свержения руководства президента Саддама Хусейна и прозападного режима лидера ливийской революции Муаммара Каддафи и угроза интервенции в Сирии для свержения светского режима президента Башара Асада. Причем целью интервенции США в САР является, судя по всему, раскол страны (как это произошло в недавнем прошлом с ВСНЛАД). Одновременно Вашингтон пытается обеспечить существование Израиля, организовав переговоры с Палестиной. Еще одним шагом будет наращивание давления на Иран с целью приручить его либо вызвать в стране восстание для оправдания собственного вмешательства в ее внутренние дела. Американцы внушили другим странам, что Тегеран стремится к обладанию ядерным оружием, к экспансии фундаментализма и созданию «шиитской дуги». Правда, при этом Вашингтон игнорирует фетву высшего руководителя А.Хаменеи о недопустимости создания в стране атомного оружия7.

Тем не менее, в отношении монархий Персидского залива проводится политика сохранения у власти существующих режимов. В частности, президент Б.Обама, выступая с речью 18 февраля 2011 г., призвал правительство Бахрейна к «подавлению действий оппозиции»8. Правителям стран этого субрегиона внушается мысль, что им угрожает иранский экспансионизм. В течение ближайших лет государства Персидского залива закупят вооружений на сумму 120 млрд долл., при этом 84 истребителя F-15 будут поставлены Саудовской Аравии. В апреле 2012 г. Министерство иностранных дел Бахрейна заявило, что США и страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива пришли к соглашению о создании региональной системы противоракетной обороны (ПРО). При этом учитывается и экономическое значение Ормузского пролива, через который осуществляется перевозка 2,9 млрд т грузов ежегодно. Порядка 30% этих грузов приходится на сырую нефть (что составляет 40% мировых поставок нефти морским путем). Кроме того, через Ормузский пролив транспортируется сжиженный газ в Японию, Южную Корею, Индию, Европу и Северную Америку. Кроме государств ССАГПЗ вооружается также Ирак, который уже заказал вооружения на 12 млрд долл., включая 36 истребителей F-16IQ, системы противовоздушной обороны и ПРО, танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, радиолокационные средства.

Х Х Х

Таким образом, американская политика преследует цели, явно противоположные объявленным. О провозглашенной демократизации никак не свидетельствует ни американская дипломатия на Бахрейне, ни поддержка свержения режима С.Хусейна в Ираке и прозападных и светских режимов в Египте, Ливии, Тунисе и Сирии. Еще менее цели соблюдения демократических преобразований проглядывают в действиях дипломатии США в районе Персидского залива, включая поддержку Вашингтоном статуса монархий и одновременно стремление свергнуть режим в Иране. Складывается впечатление, что главной целью США является, создав в Леванте обстановку хаоса, нанести ущерб политике Китая, Японии, Индии и Южной Кореи, а также крупнейших европейских держав в этом регионе. Естественно, эта политика скажется и на России. Вместе с тем, эта дипломатия опасна и для самого Вашингтона, поскольку она не способна контролировать салафизм. Не следует забывать о том, что бездумная поддержка «Аль-Каиды» против правительства ДРА и Советской Армии в Афганистане привела, в конечном счете, к нанесению удара террористами по самим Соединенным Штатам.

1 См.: Middle East – a Dossier. // US Policy – at: www.uspolicy.be/dossier/middle-east-united-states-policy-toward-middle-east-dossier

2 Ichay F. L’independance energetique des Etats-Unis: consequences economiques et geopolitiques. // Green business, 15.03.2013 – a: blog.lefigaro.fr/green-businnes/2013/03/independence-energetique-des-etats-unis- consequences-economiques-et- geopolitiques.html

3 Altman D. Proche-Orient: les dividends de la paix iront a la Chine. // Slate.fr – a: www.slate.fr/story/76178/ proche-orient-dividends-paix-chine

4 Ichay F. L’independance energetique des Etats-Unis…

5 Altman D. Proche-Orient…

6 Ichay F. L’independance energetique des Etats-Unis…

7 Цели США на Ближнем Востоке. // Info Islam, 01.11.2012 – на: www.info-islam.ru/publ/statji/celi_ssha_na_blizhnem_vostoke/5-1-0-18378

8 Стратегия США на Ближнем и Среднем Востоке носит прагматическую окраску. // Газета «Женьмин жибао» он-лайн – на:russian.peope.com.cu/31520/7294396.html

52.22MB | MySQL:103 | 0,548sec