Ситуация в Марокко: июль 2013 г.

9 июля достиг своего апогея долго назревавший в Марокко правительственный кризис. В тот день официально подали в отставку министры от национал-консервативной Партии Истикляль (ПИ). «Это официально: наши министры только что подали заявления об отставке главе правительства, лидеру исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) Абдельилле Бенкирану», — заявил официальный представитель ПИ Адиль Бенхамза. К тому моменту заявления подали пятеро из шести министров от ПИ. Не сделал этого только министр образования Мохаммед эль-Уафа. «Если он не сделает такой же шаг в ближайшие 24 часа, он будет исключен из партии», — утверждал А.Бенхамза. В итоге М.эль-Уафа, похоже, предпочел министерскую зарплату членству в ПИ.

ПИ за два месяца до этого объявила о намерении выйти из правящей коалиции, спровоцировав тем самым правительственный кризис. Если теперь ПСР не найдет замену для ПИ в составе правительственной коалиции, это может повлечь за собой досрочные парламентские выборы.

ПСР получила право сформировать правительство в конце 2011 г., когда она на волне «арабской весны» победила на парламентских выборах. Но в отсутствие абсолютного большинства она была вынуждена пойти на альянс с тремя другими партиями, в том числе с ПИ.

Ранее позиции исламистов и национал-консерваторов по многим вопросам были достаточно близкими. Ситуация изменилась после того, как во второй половине 2012 года ПИ возглавил мэр Феса Хамид Шабат.

ПИ объяснила свое решениие о выходе из правительственной коалиции «отсутствием конкретных действий» со стороны правительства во главе с исламистами. Действия ПИ фактически блокировали реализацию малопопулярных среди марокканцев реформ, которые были представлены ПСР как необходимые в связи с достаточно деликатным финансовым положением королевства.

Чтобы не доводить дело до достаточно рискованных для ПСР досрочных парламентских выборов — в ряде стран региона все сильнее позиции тех, кто разочаровался в исламистах — последним в мароккканских условиях было необходимо срочно найти одного или двух новых союзников среди партий, представленных в парламенте.

По данным марокканской прессы, они тут же начали консультации с партией Национальное объединение независимых (НОН), которая представлена в Палате представителей примерно на таком же уровне, как и националисты (52 и 60 маандатов соответственно). Но подобный альянс выглядел бы достаточно противоестественно, поскольку в свое время НОН голосовала против программы, предложенной исламистами. Поэтому только вмешательство дворца, с которым у НОН всегда были тесные связи, как представляется, могло изменить позицию «независимых». Дворец мог надавить подобным образом в том случае, если бы там посчитали ненужными в данных условиях досрочные парламентские выборы. Но в этом случае, скорее всего, пришлось бы пересматривать правительственную программу, принятую парламентом в январе 2012 года.

15 июля в Марокко с 3-дневным госвизитом прибыл король Испании Хуан Карлос. Монарха сопровождала представительная делегация из числа министров и бизнесменов. Его визит был призван продемонстрировать тесные связи между двумя соседними королевствами.

Несмотря на неурегулированность проблемы испанских анклавов Сеута и Мелилья, на которые претендует Марокко, Испания наряду с Францией является крупнейшим экономическим партнером Марокко. Похоже, про проблему анклавов Рабат вспоминает всякий раз, когда ему нужно добиться каких-то уступок Мадрида по другим вопросам.

В 2012 году Испания стала крупнейшим партнером Марокко по части экспорта. Марокко является девятым по значимости рынком для испанской экономики.

Проблема испанских анклавов вновь напомнила о себе 23 июля, когда сотни мигрантов из африканских стран пошли на штурм забора из колючей проволоки, защищающего границу Мелильи. После ожесточенных столкновений примерно сотне из них удалось прорваться на «землю обетованную». По данным испанской стороны, в ходе столкновений ранения получили 11 человек из числа мигрантов. В штурме участвовали до 500 человек.

В коммюнике МВД Марокко в этой связи утверждалось, что попытку штурма границы предприняли две группы общей численностью до 300 человек, находившихся в Марокко с нарушением миграционного законодательства. В результате беспорядков на границе ранения получили 30 человек, в том числе трое марокканских стражей порядка. Порядка 100 мигрантов были арестованы.

Испанские анклавы Сеута и Мелилья — единственные места, где Европа имеет сухопутную границу с Африкой. Желающие обосноваться в Европе мигранты из стран Африки достаточно регулярно идут на штурм пограничных инженерных сооружений, воздвигнутых испанцами.

23 июля Марокканская ассоциация по правам человека (МАПЧ) представила ежегодный доклад, в котором констатировала, что в 2012 году в стране ситуация с правами человека «деградировала». По данным авторов доклада, «самые серьезные нарушения прав человека касаются заключенных, которые преследуются по статьям уголовного права с тем, чтобы скрыть политический характер их дел». Среди таких заключенных названы сахарцы — сторонники сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО, джихадисты и активисты «Движения 20 февраля» — протестного движения, родившегося на волне «арабской весны».

Авторы доклада охарактеризовали как «катастрофическую» ситуацию в марокканских тюрьмах. Это связано с показателем их переполненности в 160 процентов, применяемыми там «физическими и психологическими пытками».

По мнению МАПЧ, мало что меняется в области уважения прав женщин. По данным ее экспертов, только в 2012 году было зафиксировано свыше 41 тысячи браков с несовершеннолетними девочками.

Еще одна ремарка МАПЧ касается берберского языка. Несмотря на то, что он упоминается в недавно принятой конституции, его использование по-прежнему запрещено в стенах парламента, равно как остается в силе запрет на наречение младенцев определенными берберскими именами.

МАПЧ также напомнила, что до сих пор «не сказана правда» об обстоятельствах гибели пяти активистов «Движения 20 февраля», заживо сгоревших в результате пожара в одном из банковских отделений. Родственники погибших и правозащитные организации требуют от властей предъявить данные видеонаблюдения, которое велось в банке, однако это требование до сих пор не удовлетворено.

24 июля Марокко и ЕС подписали новое соглашение по рыболовству, которое позволяет 126 европейским рыболовецким судам — главным образом испанским — вернуться в 200-мильную экономическую зону королевства. Этой договоренности предшествовали шесть раундов переговоров, начавшихся в ноябре 2012 года. Переговоры шли непросто, поскольку именно Европарламент в конце 2011 года выступил против пролонгации предыдущего соглашения, по которому право на промысел имели 137 европейских судов. Евродепутаты мотивировали тогда их позицию тем, что прежнее соглашение не учитывало в ясно выраженных терминах интересы населения сахарских провинций Марокко. Протяженность береговой линии сахарских провинций составляет более 1 тысячи километров. Сразу после решения Европарламента Рабат потребовал от европейских судов покинуть его экономическую зону.

Цена вопроса за право лова по новому соглашению — 40 млн евро ежегодно. Срок действия нового документа — 4 года. Чтобы он вступил в силу, его должны ратифицировать Европарламент и Палата представителей.

В июле исламистское правительство Марокко дало ясно понять, кого оно поддерживает в связи с известными событиями в Египте, где военные отстранили от власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Уже 4 июля правительство во главе с А.Бенкираном указало на необходимость «уважения свободы и демократии в Египте».

В июле из-за неурегулированности западносахарской проблемы достаточно сложно развивались события на мароккано-алжирском треке. Этому способствовали правительственный кризис в Марокко и отсутствие ясности относительно возможного преемника президента АНДР Абдельазиза Бутефлики, вернувшегося в Алжир после длительного лечения во Франции. В этих условиях в региональной гонке вооружений отчетливо стали видны лидер и аутсайдер — по данным Стокгольмского международного института СИПРИ, военный бюджет Алжира в 2012 году составил 9,3 млрд доллларов, в то время как военный бюджет Марокко — всего 3,4 млрд долларов.

Уже 30 июля король Марокко Мохаммед VI в речи по случаю 14-й годовщины его восхождения на трон Алауитов обвинил Алжир и «некоторые воздерживающиеся стороны» в отсутствии прогресса в решении западносахарской проблемы. Как известно, Рабат видит решение проблемы в предоставлении сахарским провинциям самой широкой автономии в рамках Марокко. Сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО и Алжир выступают за проведение под эгидой ООН референдума о самоопределении этой территории.

В любом случае правительственный кризис в Марокко требует скорейшего разрешения, без которого вряд ли Рабат сможет заняться стоящими перед ним проблемами.

52.1MB | MySQL:103 | 0,467sec