О развитии ситуации в Сирии

Судя по всему, нанесение удара по Сирии со стороны США откладывается на неопределенный период. Бомбить сирийские военные объекты необходимы было или вчера или уже после встречи «двадцатки» в Санкт-Петербурге. Несомненно, что на нерешительность администрации Белого дома оказало влияние позиция их ближайших союзников, и прежде всего британцев. Европейцам ужасно не хочется влезать в новый военный конфликт, особенно с учетом неочевидности фактов применения химического оружия именно сирийской армией. Таким образом, говорить о каком-то реальном воплощении планов Пентагона на сирийском направлении можно будет только после выводов комиссии ООН. При этом отметим, что готовящийся доклад ЦРУ США на эту тему, в котором по словам представителей Госдепартамента США «все будет очевидно доказано», видимо недобирает необходимой фактуры.  Собственно, если бы она была, британский премьер-министр  без труда преодолел сопротивление своего парламента.

Помимо этих моментов, есть еще один аспект, над которым ломают голову в Пентагоне. По заявлениям представителей этого ведомства, воздушному удару должны подвергнуться «обычные» объекты военной инфраструктуры Сирии: аэродромы, позиции артиллерии, танковые соединения, и т.п. То есть бомбить арсеналы химического оружия, что было  бы наиболее логичным в данной ситуации, никто не собирается. И захватывать тоже, поскольку американские военные категорически отвергают саму мысль о наземной операции. А установление контроля над складами  и вывоз затем компонентов химического оружия на «безопасную территорию»(Иордания или Турция) подразумевает только наземную операцию.

При этом американские военные говорят, что нанесение удара по объектам сирийской армии никоим образом не повлияет на равновесие противоборствующих сил. Повлияет, и самым кардинальным образом, поскольку сирийская армия в этом случае лишается значительной части авиации и артиллерии, что является ее основным «козырем» в борьбе против повстанцев. Последствия такого шага очень сложно предсказать, и совершенно не исключено, что часть очень важных объектов, в том числе и арсеналов химоружия, может оказаться в руках опозиции. Из всего этого следует только один вывод. Нанесение ракетно-бомбового удара по Сирии должна сопровождаться локальной, по крайней мере, наземной операцией. А вот на это, к тому же без мандата Совбеза ООН, никто из союзников американцев по блоку НАТО не готов. Да и при наличии такового очень сомнительно, что европейцы наперегонки побегут помогать «джихадистам». В этой связи очень красноречивы данные социологических опросов. Даже среди самых верных союзников США британцев 53% против участия в сирийской авантюре. В других европейских странах этот процент еще больше. Это уже сигнал политикам о перспективах избирательной кампании.

При этом совершенно неочевидно, что эксперты ООН придут к однозначным выводам насчет химической атаки. И тогда вопрос переходит в совершенно иную плоскость, и бомбить в таком случае надо будет уже Эр-Рияд. При этом как-то все сразу же забыли о попытках применения химоружия со стороны повстанцев буквально два месяца назад, о лабораториях по его производству в «суннитском треугольнике» в Ираке, об арестованной турецкими спецслужбами группы джихадистов с грузом этого самого оружия. Подробное разбирательство должно в обязательном порядке включать в себя расследование и этих фактов.

Есть еще и чисто финансовый аспект. Запуски «Томагавков» — это совсем не дешевое дело. По оценке ряда экспертов, даже трехдневная операция «сожрет» порядка миллиарда долларов. Отсюда, помимо конечно чисто политического момента, и стремление Белого дома выступить против Дамаска только в составе международной коалиции.

Теперь о роли саудовцев и недавнем визите руководителя саудовской разведки (УОР) принца Бандара в Москву, где он  встречался с президентом В.В.Путиным и руководителем ГРУ И.Сергуном. Британские СМИ, причем довольно солидные, настаивают на том, что во время этой встречи Бандар выдвинул чуть ли не ультиматум: Москва сдает Б.Асада, а взамен саудовцы гарантируют спокойствие на предстоящей Олимпиаде в Сочи. Сомнительно, что разговор шел именно в такой тональности, это уже совсем перебор. Скорее всего, Бандар обещал в случае уступчивости Кремля всяческое содействие со своей стороны в обеспечении режима безопасности предстоящей Зимней Олимпиады. И то пунктиром. Основная тема, скорее всего, касалась гарантий со стороны КСА о «справедливом обустройстве» постасадовской Сирии, в том числе путем организации выборов и привлечения тех же алавитов во властные структуры. Но только согласно их пропорции в общем населении Сирии, что автоматически отодвигает их на политическую периферию. При согласии Кремля на этот план «Женеву-2» можно было уже собирать через неделю. Присутствие же главы военной разведки на этой встрече свидетельствует о том, что речь шла о чисто военном аспекте сирийского кризиса, и в меньшей степени – о вопросах контртеррора.

Сам визит саудовцев, которые еще год назад публично и подчеркнуто, избегали встреч с представителями Москвы на всех уровнях, наглядно иллюстрирует, что баланс сил сместился. Эр-Рияд сейчас фактически в одиночку вынужден спонсировать сирийскую оппозицию. И после отказа Москвы идти на любой компромисс по данному вопросу, у Бандара просто не оставалась иного варианта, как идти «ва-банк». Сейчас сложно сказать, кто применил это злосчастное химоружие: подкупленные сирийские офицеры, чтобы все выглядело правдоподобно; или же сами боевики. Лично автор склоняется ко второй версии. Но очевидно одно – привлечение к активному участию в боях в Сирии американцев и стран НАТО остается для Эр-Рияда единственной возможностью держать оппоцицию в Сирии «на плаву».  Здесь необходим «блицкриг», даже в Эр-Рияде никто не готов к затяжной и вялотекущей кампании.

В этой связи совершенно не исключено, что саудовское руководство строго лимитировало для Бандара время достижения реального успеха на сирийском треке. Особенно с учетом того, что в самой саудовской верхушке идет ожесточенная борьба за власть. А этого можно достичь только с привлечением военной мощи Запада. Собственно над организацией «этого привлечения», а вернее — создания условий для него Бандар и работал все лето. Учтем здесь его хорошие контакты среди американских силовиков. Напомним и о том, что в начале лета именно с подачи саудовской разведки якобы были разоблачена и нейтрализована сеть джихадистов в Йемене. Затем был ликвидирован один их знаковых командиров «Аль-Каиды Аравийского полуострова» Шехри.  Последняя истерия с закрыием после окончания месяца рамадан западных посольств из арабских стран тоже плод усилий Бандара. Цель в данном случае прозаична – зарекомендовать себя как надежного союзника тех же американцев. И на этом фоне продвинуть свой план решения сирийского кризиса.

52.3MB | MySQL:106 | 0,616sec