В начале июля Хартум и Джуба образно говоря плясали галоп вокруг объявленного 8 июня президентом Судана Омаром аль-Баширом решения прекратить транзит южносуданской нефти по экспортному суданскому нефтепроводу, соглашение о чем было подписано еще в марте с.г. Тогда Хартум утверждал, что не может позволить, чтобы доходы от экспорта нефти позволяли Южному Судану «использовать их для поддержки повстанцев, действующих в Судане».
Уже в конце июня в Хартум прибыл вице-президент Южного Судана Рик Махар, который в ходе встреч с О.аль-Баширом, вице-президентом Судана Али Османом Тахой и другими представителями суданских властей попытался снять очередную напряженность в отношениях между двумя странами, которая, похоже, никому не была нужна.
Такой вывод напрашивался из заявления одного из руководителей правящей в Судане Партии национальный конгресс (ПНК) от 7 июля. Согласно Рабби Абделати Обейду, Судан не собирается реализовывать на практике свою угрозу прекратить прокачку южносуданской нефти через свой нефтепровод. По его словам, «обе стороны достигли соглашения относительно прекращения враждебных действий».
9 июля применительно к бывшим и действующим американским чиновникам прозвучало старое – «сначала сделаем, а потом подумаем». В тот день в связи со второй годовщиной независимости Южного Судана группа бывших американских чиновников, в свое время горячо поддержавших идею независимости, выступила с открытым письмом, в котором осудила отсутствие прогресса для населения этой страны и совершаемые в ней серьезные нарушения прав человека. Авторы письма осудили также «массированную коррупцию, подтверждаемую очевидными доказательствами». Они призвали южносуданские власти к «глубоким реформам» исполнительной власти.
Среди подписавших письмо, в частности, значились бывший директор управления по африканским делам Национального совета безопасности США Джон Прендергаст, бывший спецпредставитель Госдепа США в Судане Роджер Винтер, бывший ответственный работник Госдепа США Тед Дань, одно время консультировавший южносуданские власти. «Множество людей в Южном Судане страдает, в то время как члены правительства, как представляется, думают только о себе», — констатировали они. Называя себя «друзьями Южного Судана», авторы письма заметили, что «они не смогут закрыть глаза на то, что те, кто был жертвами вчера, сегодня сами стали преступниками». Несмотря на то, что недавно президент Южного Судана Сальва Киир отстранил до завершения расследования от работы ряд высокопоставленных чиновников, авторы письма считают южносуданские власти «неспособными удовлетворить элементарные чаяния населения». «Огромные суммы денег были направлены на развитие инфраструктуры, однако результаты этих вложений мало заметны на дорогах страны, в медицине и образовании», — констатировали они.
Южносуданские власти регулярно утверждают, что действующие в стране повстанцы направляются из Хартума. Однако у авторов письма другое мнение на этот счет. Они полагают, что речь идет о «кампании насилия против гражданского населения, либо принадлежащего к разным этническим группам, либо имеющего точки зрения, отличные от позиции центральных властей». «Эта кампания репрессий, выражающихся в насилиях, убийствах, похищениях и уничтожении имущества, шокирует», — отметили они.
Как бы отвечая авторам письма, 23 июля президент С.Киир отправил в отставку правительство страны, включая вице-президента Р.Махара, его давнего политического противника. Одновременно с этим солдаты и полицейские взяли под охрану основные административные здания в Джубе — судя по всему, глава государства опасался, что кто-то мог не принять его решение. Затем С.Киир начал консультации по составу нового кабинета. Он сразу же объявил, что вместо 28 министров в новом кабинете будет только 19 постов.
25 июля был отстранен от руководства правящей в Южном Судане партией СНОД Паган Амум. Одновременно ему было запрещено покидать Джубу на время расследования по обвинениию в «плохом управлении» партией. Ранее П.Амум объявил о своем намерении баллотироваться на предстоящих в 2015 году президентских выборах…
27 июля последовало первое назначение в новом кабинете. На пост главы МИД Южного Судана был назначен Барнаба Мариал Бенджамин, занимавший в прежнем правительстве пост министра информации. Полностью новый кабинет был сформирован уже 31 июля. Вакантным остался лишь пост вице-президента. На ключевой пост главы министерства обороны был назначен занимавший ранее пост губернатора штата Джонглей Куол Маньянг.
10 июля совершенно неожиданным образом завершилось расследование дела о попытке госпереворота, которую возглавил бывший глава суданской разведслужбы Салах Гош. В тот день главный обвиняемый по этому делу, которому грозила смертная казнь, был помилован главой государства и освобожден, равно как ранее были помилованы и другие участники несостоявшегося путча, арестованные в ноябре прошлого года.
С.Гош занимал пост шефа суданской разведслужбы в течение десятилетия вплоть до 2009 года. В этот период заметное развитие получили связи между суданскими спецслужбами и ЦРУ. Затем он был советником президента. В начале 2011 года был освобожден от этого поста.
12 июля стало известно, что разыскиваемый Международным уголовным судом (МУС) за совершение военных преступлений и преступлений против человечности в Дарфуре губернатор суданской провинции Южный Кордофан Ахмед Харун назначен на аналогичную должность в провинции Северный Кордофан. Как известно, в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил активно действуют повстанцы, которые уже не раз объявляли о своих намерениях расширить зону их действий на Северный Кордофан. В Хартуме новое назначение А.Харуна пояснили стремлением оптимизировать территориальное разграничение регионов, создав на территории современного Южного Кордофана новый штат — Западный Кордофан.
А.Харун стал губернатором штата Южный Кордофан в мае 2011 года по итогам достаточно противоречивых выборов, в ходе которых ему противостоял представитель Суданского народно-освободительного движения — Север (СНОД-С). Месяц спустя формирования СНОД-С начали боевые действия против правительственных войск, которые затем распространились на штат Голубой Нил. Позднее СНОД-С вместе с организациями дарфурских повстанцев сформиировала Революционный фронт с задачей свергнуть режим О.аль-Башира, находящийся у власти уже 24 года. Свою первую совместную операцию Революционный фронт осуществил в апреле 2013 года в Северном Кордофане, где до той поры боестолкновений не отмечалось.
13 июля очередные потери понесли «голубые каски» из состава Миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре. В результате неожиданной массированной атаки на патруль миротворцев, перемещавшийся между двумя их базами, погибли 7 человек, 17 получили ранения. Таким образом ЮНАМИД понесла самые тяжелые потери за пять лет, прошедших со времени развертывания Миссии. Уже позднее стало известно, что речь шла о военннослужащих из Танзании.
Уже 14 июля повстанцы из действующей в Дарфуре Суданской освободиельной армии (фракция Минни Минави) обвинили в атаке на миротворцев проправительственные милицейские формирования. Такие же обвинения в адрес проправительственной милиции выдвинули и другие организации дарфурских повстанцев, поскольку нападение было совершено в зоне, находящейся под контролем правительственных войск. Понятно, что в Хартуме представили дело по другому, обвинив в нападении на миротворцев СОА
Также 14 июля глава ЮНАМИД заявил, что напавшие на миротворцев были хорошо вооружены и использовали в ходе атаки ручные противотанковые гранатометы РПГ, автоматы Калашникова АК-47 и зенитные пулеметы. Нападавшие передвигались как минимум на 10-ти джипах.
В июле ареной ожесточенных межплеменных столкновений в Судане стал Дарфур, в Южном Судане — штат Джонглей. В первом случае к исходу месяца речь шла о 130 убитых, во втором — о нескольких сотнях. В обоих случаях ни центральные власти, ни многочисленные миротворцы ничего не смогли (или не захотели?) сделать, чтобы предотвратить убийства людей.
В целом, решение президента Южного Судана «зачистить» исполнительную власть может привести эту молодую страну к длительному периоду нестабильности, что вряд ли найдет понимание у мирового сообщества. Последнему надо как можно быстрее менять мандаты миротворческих миссий как в Дарфуре, так и в Южном Судане, не обращая при этом внимания на точки зрения Хартума и Джубы, которые, понятно, будут против определенного ограничения их власти. Но без «хирургических» операций, судя по всему, уже не обойтись.