Ситуация в Ливии: август 2013 г.

Август, как и многие другие месяцы, начался в Ливии с очередной стрельбы. 1 числа стало известно, что накануне в городе Дерна был убит полковник ливийской армии, еще один офицер в таком же звании получил тяжелые ранения в Бенгази в результате подрыва его машины. Эти нападения продолжили серию атак на служивших прежнему режиму офицеров ливийской армии и спецслужб на востоке страны.

1 августа суд второй инстанции города Мисурата приговорил к смертной казни бывшего министра образования Ахмеда Ибрагима по обвинению в «побуждении к репрессиям и покушению на безопасность государства в ходе конфликта 2011 года». В этой связи правозащитная организация «Международная амнистия» предостерегла ливийские власти против использования правосудия в качестве инструмента мести чиновникам прежнего режима. По оценкам правозащитников, в настоящее время «в тюрьмах находятся тысячи человек, в том числе бывшие военнослужащие и сторонники Каддафи, которые могут быть приговорены к аналогичным наказаниям».

2 августа группа неизвестных атаковала автоконвой, перевозивший подсудимых из суда Триполи в тюрьму Айн-Зара. В результате нападения 18-ти узникам удалось бежать, двое охранников получили серьезные ранения. За последнее время массовые побеги из ливийских тюрем стали обычным явлением в условиях неспособности властей сформировать дееспособные армию и полицию и обеспечить надежную охрану пенитенциарных заведений. Так, 26 июля из тюрьмы в Бенгази на свободу вырвались свыше 1200 заключенных.

Как бы в ответ на происшедшее в Триполи 3 августа Интерпол сообщил о возможной причастности «Аль-Каиды» к массовым побегам террористов из тюрем в Ираке, Ливии и Пакистане. Эта организация призвала все страны-участницы повысить бдительность в вопросах охраны заключенных. Интерпол напомнил, что в августе есть несколько дат, связанных с «жестокими террористическими атаками» в Индии, России, Кении, Эфиопии и Индонезии. Эти даты могли «отметить» террористы новыми атаками.

3 августа двое неизвестных открыли огонь по патрулю армейского спецназа в Бенгази. На их поимку были подняты спецподразделения ливийской армии. После непродолжительной погони им удалось захватить стрелявших. По логике ливийских спецназовцев, задержание двух боевиков могло позволить выйти на тех, кто заказывал многочисленные убийства в Бенгази в последние месяцы. Ранее эти убийства приписывались радикальным исламистам, имеющим прочные позиции на востоке Ливии.

5 августа министр нефти Ливии Абдельбари аль-Арусси сообщил о возобновлении добычи нефти на ряде месторождений на западе страны, которые ранее были закрыты из-за протестных движений населения. По его данным, к этой дате показатель добычи нефти в Ливии составил 700 тысяч баррелей в день. 31 июля этот показатель составлял всего 330 тысяч баррелей в день, поскольку работа ряда промыслов была блокирована движениями протеста.

Перед началом восстания против режима Каддафи показатель добычи составлял 1,6 млн баррелей в день. В пик боевых действий он упал практически до нуля.

Экономика Ливии находится в прямой зависимости от показателя добычи углеводородов, которые составляют свыше 80% ВВП и до 97% экспорта страны. В 2012 году благодаря экспорту углеводородов Ливия получила около 50 млрд долларов.

Уже 15 августа заместитель министра нефти Ливии Омар Шакмак признал, что из-за непрекращающихся блокирований работы нефтепромыслов страна только за первые 7 месяцев 2013 года потеряла 2 млрд долларов. У нефтепромыслов в центральной части страны появились даже новые хозяева в лице сотрудников служб охраны, которые — ничего не понимая в добыче — вознамерились сами продавать добываемую нефть. В этой связи премьер-министр Ливии Али Зейдан пригрозил прибегнуть к силе (вопрос — к какой?) против сотрудников охранных структур, блокировавших в течение нескольких недель несколько нефтяных терминалов. По словам премьера, отныне «любой танкер, не связанный контрактом с Национальной нефтяной компанией, при приближении к ливийским портам будет подвергаться ударам с воздуха или моря». По его словам, это решение было согласовано с Всеобщим национальным конгрессом (ВНК).

Несмотря на объявленные меры, показатель добычи нефти упал к 28 августа до 250 тысяч баррелей в сутки.

6 августа министерство юстиции США сформулировало обвинение одному из подозреваемых в причастности к атаке на американское консульство в Бенгази 11 сентября 2012 года, в ходе которой погибли 4 американцев, в том числе посол. Обвинение выдвинуто в адрес некоего Ахмеда Хаттала, полевого командира одной из групп бывших «повстанцев», вскормленных в том числе и на американские деньги.

7 августа произошел небывалый в новейшей истории случай. В тот день председатель суда Триполи потребовал от прокуратуры представить дополнительные доказательства вины последнего премьер-министра Ливии эпохи Каддафи Багдади аль-Махмуди, обвиненного в убийствах и коррупции. Слушание его дела отложено до 9 октября. Тем самым председатель суда удовлетворил требование защиты экс-премьера.

Вместе с экс-премьером по делу проходят чиновники инвестиционной компании, во главе которой стоял сын Каддафи Сейф аль-Ислам. Захмул аль-Мабрук и Амер Салах Терфас обвиняются в действиях, направленных на «убийства ливийцев» в ходе гражданской войны 2011 года, а также в «расхищенниях государственных средств».

В частности, троим вменяется в вину перевод 15 млн евро (более чем смешные деньги для Ливии) на частные счета в Тунисе для обеспечения неких поставок в интересах ливийской армии.

Интересы Б.аль-Махмуди в суде представляет группа французских адвокатов. Их подопечный возглавлял правительство Ливии с 2006 года до падения режима Каддафи. Б.аль-Махмуди удалось бежать из Ливии в сентябре 2011 года, сразу после падения Триполи. Однако позднее его выдали новым ливийским властям.

9 августа новое громкое убийство было совершено в Бенгази. Группа неизвестных расстреляла находившегося в машине ведущего новостных программ телеканала «Либия аль-Хурра» Азеддина Куссада. Атака была совершена сразу после пятничной молитвы.

12 августа чуть было не состоялось похожее убийство. В тот день неизвестные стреляли в директрису бюро частного телеканала «ТВ Либия аль-Ахрар» в Бенгази Хадиджу аль-Аммами. По счастливой случайности, она не пострадала. Ранее она неоднократно получала угрозы по телефону, в том числе три угрозы смерти.

Также 9 августа генштаб ливийской армии объявил о развертывании в столице и ее окрестностях армейских подразделений в рамках реализации плана по обеспечению безопасности в Триполи в период Ид аль-Фитр — праздника окончания месяца мусульманского поста рамадан. В сообщении военных подчеркивалось, что эта мера была предпринята по указанию спикера парламента Нури Бусахмейна, олицетворяющего высшую власть в стране в современных условиях.

За предшествовавшее время Триполи не раз становился ареной кровавых разборок между различными формированиями бывших «повстанцев», которых никак не могут разоружить новые власти.

И снова — про ливийские тюрьмы, вернее, о тех, кому удалось их покинуть благодаря гражданской войне. Как сообщил 12 августа глава МВД Ливии Мухаммед аш-Шейх, с начала восстания после прежнего режима из тюрем вышли порядка 14 тысяч узников, в том числе осужденные к смертной казни и пожизненному заключению. По его мнению, именно они, оказавшись на свободе, создают сейчас для Ливии множество проблем.

13 августа целью неизвестных в Бенгази стал очередной полковник ливиййской армии. Как и в множестве других аналогичных случаев, его атаковали в момент, когда он садился в свой автомобиль. В результате покушения полковник получил ранения ног.

Также 13 августа вновь оказалось захваченным здание Всеобщего национального конгресса (ВНК – парламент). На сей раз в роли захватчиков выступили амазиги (берберы), протестовавшие против их отстранения от участия в процессе разработки новой конституции Ливии. Берберы ворвались в здание парламента в разгар рабочего дня и разграбили его. Главное требование берберов — упоминание их языковой и культурной самобытности в тексте новой конституции. Еще в начале июля депутаты ВНК — амазиги — заявили о выходе из ВНК в знак протеста против маргинализации берберов. Затем они договорились координировать их действия с представителями других меньшинств — тубу и туарегами. Эти меньшинства пригрозили организовать кампанию гражданского неповиновения с тем, чтобы оказать давление на ВНК. 25 июля амазиги, проживающие близ г.Налут, реализовали эту угрозу, закрыв газопровод, по которому газ идет на экспорт в Италию.

14 августа военный трибунал передал дело о 24 гражданах России, Украины и Белоруссии, осужденных по обвинениям в наемничестве в пользу режима Каддафи, в ведение гражданской юрисдикции — суда второй инстанции Триполи.

4 июня 2012 года 19 украинцев, 3 белорусов и 1 россиянин получили по 10 лет тюрьмы и каторжных работ каждый. Еще один россиянин, которого следствие посчитало координатором группы, получил пожизненное заключение. Их обвинили в попытке ремонта зенитных ракетных комплексов, имевшихся у Каддафи.

17 августа теракт с использованием взрывного устройства был совершен против египетского консульства в Бенгази. В результате теракта никто не пострадал. До этого практически ежедневно у здания консульства проходили демонстрации протеста против низвержения в Египте президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Такие демонстрации не очень понравились местным жителям, поэтому не исключено, что подрыв демонстрационного устройства был не против консульства, а против слишком ретивых манифестантов.

18 августа подал в отставку глава МВД Ливии Мухаммед Халифа аш-Шейх. В прошении об отставке он признал, что не смог осуществить реформу ведомства, поскольку не пользовался поддержкой премьер-министра. В ожидании назначения нового министра ведомство временно возглавил вице-премьер-министр Садик Абделькрим.

23 августа полковник ливийской армии Мустафа аль-Агвили стал очередной жертвой неизвестных в Бенгази. По данным правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч», с начала августа жертвами политических убийств в Ливии стали 51 человек, причем эти убийства совершались в полной безнаказанности. 29 августа этот список пополнил военный прокурор Юсеф Али аль-Ассейфар, погибший в результате подрыва собственной машины в Бенгази вместе с братом.

И в завершение — новость из соседнего с Ливией Туниса. 29 августа канцелярия президента Туниса объявила о создании на юге страны близ границы с Ливией некоей тампонной военной зоны, призванной обеспечить безопасность приграничья от проникновения туда вооруженных банд. Таким образом, еще раз подтвердилось уже известное: современная Ливия превратилась в серьезный источник нестабильности для своих соседей. И, похоже, ситуация будет меняться только в худшую сторону.

52.27MB | MySQL:103 | 0,502sec