Тунис: раскол в партии «Ан-Нахда» и новая роль ее лидера Р.Ганнуши

Оказавшись в центре политического кризиса в Тунисе и испытывая серьезное давление со стороны «ястребов» в руководстве  правящей партии «Ан-Нахда», один из патриархов «Братьев-мусульман» Р.Ганнуши всерьез начинает задумываться о своем уходе с тунисской политической арены. При этом он рассчитывает отойти от участия в локальных политических стычках в Тунисе, но при этом найти себе надежную международную «гавань» в мировой структуре «Братьев-мусульман». Ганнуши полагает, что его доктрина «центризма» в связи с кризисом мирового движения «Братьев-мусульман», которое стремительно поляризуется на «модернистов» и «ястребов», должна получить международное толкование и распространение. Вместе с тем отметим, что в самом Тунисе все его призывы к консолидации в «Ан-Нахде» потерпели очевидное фиаско.

Напомним, что Р.Ганнуши в настоящее время пытается вести переговоры с лидером тунисской светской оппозиции  Б.ас-Себси о формировании новой правительственной коалиции и определении сроков новых всеобщих выборов. При этом он должен убедить представителей «жесткой линии» в своей партии пойти на отставку правительства Али Ларайеда и выйти на формирование правительственной коалиции. Это требование Б.ас-Себси поддерживает «четверка» крупнейших профсоюзных объединений страны, но с ходу отвергает сам Ларайед и его сторонники в «Ан-Нахде». Последние составляют большинство в законодательном органе партии «Меджлис шура». Таким образом, Р.Ганнуши должен до своего предполагаемого ухода с поста лидера «Ан-Нахды» постараться это сопротивление сломить. Сам он в отличие от своих однопартийцев сейчас полагает, что выход на некое соглашение со светскими партиями о создании правительственной коалиции является единственной реальной возможностью избежать «египетского варианта» и сохранить движение «Братьев-мусульман» в легальном политическом поле. Естественно, что в данном случае речь идет не сколько об угрозе военного переворота, сколько об организации с подачи профсоюзов и светских политиков массовой компании протестного и забастовочного движения.

Главный оппонент сторонников «жесткой линии» в «Ан-Нахде» и бывший премьер-министр Х.Джебали еще за год до нынешнего кризиса уже предлагал идею создания «правительства технократов» как единственное решение проблемы преодоления правительственного кризиса и сохранение влияния «Братьев-мусульман» на развитие внутриполитической ситуации. Однако Р.Ганнуши тогда его не послушал, что закончилось отставкой  Джебали и его уходом во внутрипартийную оппозицию. «Ан-Нахда» таким образом фактически раскололась на две фракции с перспективой прийти крайне ослабленной к предстоящим президентским выборам. Особенно с учетом настроений того же Джебали и его сторонников «поднять на крыло» общенациональные идеи первого и до сих пор популярного в народе президента Туниса Хабиба Бургибы и пойти на предстоящие выборы в качестве независимого от «Ан-Нахды» кандидата в президенты. Гипотетический уход Р.Ганнуши, чье ослабшее политическое чутье загнало партию в глубокий кризис, открывает перед Джебали неплохие возможности возглавить «Ан-Нахду» (он до сих пор является ее генеральным секретарем) и реально усилить крыло «модераторов» в этой структуре. То есть подвести «Ан-Нахду» к выборной гонке в «обновленном» и более «адаптированном» к нынешним реалиям виде, и соответственно пойти на президентские выборы, уже опираясь на партийный аппарат

На этом пути есть только два «но». Первое – это жесткая фронда сторонников «жесткой линии» в самой партии, которые составляют большинство в ее органах управления. И второе – состояние здоровья самого Джебали, который испытывает серьезные проблемы с сердцем, что ставит на повестку дня кардинальное оперативное вмешательство. Такой сценарий, безусловно, снимает его не только с президентской гонки, но и оставляет «модернистов» без реального лидера во время очень серьезной внутрипартийной дискуссии.

Таким образом,  тунисские «братья» повторили стратегическую политическую ошибку своих египетских единомышленников. Они вцепились во власть в разгар перемен и жестокого экономического кризиса, преодолеть который в одиночку им оказались не по силам. Тем самым они совершенно предсказуемо оказались в роли «мальчиков для битья» в глазах разочарованного народа, который не получил никакого экономического облегчения в результате «жасминовой революции».  Собственно предложения  Джебали о создании правительства технократов и носили закамуфлированный призыв скинуть с себя «бремя власти» и ответственность, дабы сохранить хоть какое-то значительное присутствие в парламенте и голоса электората. Ганнуши в свое время этого призыва не услышал, и теперь ищет пути остаться «над схваткой». Его возраст уже не позволяет ему активно участвовать во внутрипартийных баталиях и сыграть роль беспрекословного лидера, а значит единственно возможным вариантом для него в нынешней ситуации остается «сохранение доброго имени».

В формате такого спасительного для себя сценария он рассчитывает стать преемником Ю.аль-Кардауи, который возглавляет с 2004 года International Union of Moslem Scholars (IUMS) со штаб-квартирой в Дохе. Ю.аль-Кардауи уже 87 лет, и вопрос о его уходе активно дискутируется как в верхушке «Братьев-мусульман», так и в окружении самого эмира Катара. Организация, которая рассматривалась катарскими властями в качестве универсального инструмента для распространения своего влияния в мире через национальные структуры «братьев», требует реформирования. Ее необходимо реорганизовать с учетом стремления нового катарского эмира сконцентрировать силы на внутреннем направлении и сокращении объемов  активной международной деятельности с перспективой превращения Катара в геополитическую державу Ближнего Востока. Ю.аль-Кардауи свою роль выполнил именно в последнем аспекте, и теперь его необходимо сменить на более молодого и гибкого политика. А главное – разделяющего взгляды нового катарского руководства на нынешний вектор внешнеполитической активности Дохи

Ганнуши уже является одним из четырех заместителей генерального секретаря IUMS Ю.аль-Кардауи и его властные амбиции значительно укрепились после отказа лидера ХАМАСа Х.Машаля занять пост генсека, а также ареста в августе с.г. в АРЕ еще одного реального претендента на этот пост, политического лидера  «Братьев-мусульман» М.Бадауи. Но египетские «братья» свои позиции в международной структуре движения так просто отдавать не хотят, и это может серьезно повлиять на реализацию планов Ганнуши. Особенно с учетом того, что Доха стремиться сохранить лидирующие позиции в IUMS именно за египтянами с учетом ее обострившихся отношений с Каиром.

При этом необходимо констатировать, что власть, которая «обрушилась» на «Братьев-мусульман» в АРЕ и Тунисе сыграла с ними злую шутку и стимулировала расслоение этого внешне ранее монолитного движения на две основные фракции: условно «модернистов» и «ястребов». И эта тенденция со временем будет только набирать силу, поскольку ход событий в том же Египте автоматически усиливает сторонников силового и жесткого курса с перспективным союзом с теми же салафитами. Это, кстати, еще одно из последствий военного переворота и отхода от «неприкасаемости» принципов демократической выборности руководящих структур страны.

52.22MB | MySQL:103 | 0,951sec