Россия и Алжир в ближайшее время должны объявить о заключении новых крупных многомиллиардных договоров в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС), которые касаются оснащения и модернизации всех видов вооруженных сил. Об этом свидетельствуют источники в алжирских вооруженных силах.
Подобные соглашения, по информации портала LeSoirdAlgerie.com заключены или готовятся к подписанию после недавнего визита в конце октября заместителя министра обороны и начальника штаба генерал-майора Ахмеда Гаида Салаха в Москву, якобы прибывшего туда по приглашению начальника Генерального штаба России Валерия Герасимова. Ахмед Гаид Салах провел серию переговоров с высшими представителями российского военного руководства, включая министра обороны Сергея Шойгу.
Судя по присутствию в составе алжирской делегации генерал-майора Али Акрума, начальника службы, отвечающей за материально-техническое снабжение вооруженных сил АНДР (Direction centraledumateriel),речь шла не о консультациях, а именно о подписании контрактов после напряженных многомесячных переговоров.
Появление соответствующих материалов в алжирских проправительственных изданиях, в том числе в «проармейской» газете «Аль-Ватан» служит дополнительным подтверждением того, что стороны действительно близки к официальному объявлению о заключении новых многомиллиардных контрактов.
По имеющимся данным, по объему готовящегося к обнародованию контракта он может стать самым большим если не за всю историю российско-алжирских отношений, то за последнее десятилетие. Причина, почему до сих пор точные данные об этом практически не прорывались в открытое информационное пространство, обусловлены тем, что стороны еще не согласовали окончательно все «технические» детали. С другой стороны, нельзя исключать, что допустив подобную «утечку», алжирское руководство тем самым шантажирует некоторые западные страны, например, Францию, развитие отношение с которой у АНДР протекает не без «шероховатостей».
В любом случае, в обозримой перспективе Россия не только сохранит свои позиции в сфере ВТС с Алжиром, но и может заметно их укрепить. Это касается не только оснащения новой военной техникой, модернизации и обслуживания уже поставленной, а также подготовки кадров для сухопутных войск и ВВС, но и соответствующего сегмент по ВМФ, откуда в последние годы её фактически вытеснили иностранные конкуренты в лице Германии, Китая, Италии и даже Франции.
Разумеется, алжирское руководство не намерено отказываться от уже подписанных с ними договоров. Это касается, в частности, соответствующего контракта на сумму в 2,86 млрд долларов, подписанного в 2012 г. с германской группой Thyssen Krupp Marine System (TKMS) на поставку четырех фрегатов Meko A200, шести вертолетов «Супер Линкс» и подготовку личного состава, а также крупных контрактов с Китаем на поставку трех корветов C28A, с Италией по приобретению крупного десантного корабля «Сан-Джорджио», способного высадке десанта на большом удалении от базы, проводить вертолетные противолодочные операции, и с французской компанией Thales по оснащению ВМФ новейшим навигационным и электронным оборудованием, включая радары.
Тем не менее, для них, особенно для Франции, нацеливавшегося на получение контрактов общим объемом в миллиарды евро, расширение алжиро-росийского военно-технического сотрудничества будет очень неприятным моментом. Так, несмотря на все многочисленные попытки дискредитации российских вооружений, осуществляемые в том числе через французские информационные каналы, а также активное лоббирование интересов Парижа, он до сих пор не смог добиться заметного прорыва на алжирском рынке вооружения и военной техники.
И ожидаемое обнародование данных о российском контракте в любом случае нанесет Франции и другим российским конкурентам по ВТС в Алжире серьезный удар. Так, перспективы заключения других крупных контрактов, рассматриваемых ранее алжирским военным руководством, теперь находятся под вопросом. Речь в том числе идет о подписании контракта с Италией по поставке четырех минных тральщиков и с Францией на поставку новейших фрегатов типа FREMM.
При этом алжирская сторона не скрывала, что её представители прорабатывали в последнее время возможность приобретения соответствующей и более дешевой продукции в КНР и России (фрегаты проектов 11356 и 22350).
Что же касается договоров в сфере ВТС с Россией, то с высокой долей вероятности следует ожидать подписания контрактов по поставке по меньшей мере двух малошумных дизельных подлодок типа «Кило» 636M. В результате подводные силы алжирского ВМФ увеличатся в полтора раза в дополнение к уже имеющимся двум подобным подводным лодкам и двум типа 877 «Палтус» или «Варшавянка».
Также алжирская сторона проявила особый интерес к приобретению трех корветов «Стерегущий» (сторожевой корабль типа 20380) на сумму 0,7 млрд долларов.
Однако наиболее заметным приобретением для алжирского ВМФ может стать покупка у России противокорабельного комплекса «Бастион», наличие которых, по оценке западных военных экспертов, позволит Алжиру «полностью заблокировать судоходство в Западном Средиземноморье и в том числе через Гибралтарский пролив».
Особое внимание алжирское руководство намерено уделить дальнейшему укреплению своей системы ПВО. Его представители мотивируют это необходимостью извлечь уроки из ливийских событий 2011 г.
В результате доля сделки по ПВО может составить особенно заметную часть готовящихся соглашений по ВТС. Дело в том, что при наличии восьми дивизионов ЗРК С-300 ПМУ-2 алжирские военные могут рассчитывать лишь на относительное прикрытие крупнейших городов, таких как Алжир и Оран. В связи с этим они пожелали решить проблему защиты воздушного пространства от вероятного воздушного противника в ближайшие годы за счет подписания контрактов на поставку ЗРК «Тор» и С-400 «Триумф». Алжир желал увеличить количество дивизионов, но поскольку ему было указано, что С-300 больше не производится, его представители выразили желание приобрести ЗРК С-400.
Серьезная модернизация предстоит и ВВС: на смену бомбардировщикам Су-24 должны быть закуплены истребители-бомбардировщики Су-34 (экспортный вариант Су-32, ориентировочно три эскадрильи).
Тем не менее, до последнего момента этот вопрос не был положительно решен, поскольку у алжирского руководства существовали сомнения относительно выполнения возможного контракта по этим самолетам в срок, поскольку, по его данным, исходя из ситуации с оснащения ими российских ВВС, темпы изготовления именно этих машин наиболее медленные. Однако в случае предоставления со стороны РФ соответствующих гарантий данная сделка может стать реальной.
Кроме того, Алжир выразил желание приобрести обладающую лучшими техническими характеристиками модификацию истребителя Су-30 – Су-30СМ. По имеющимся данным, речь может идти о возможном заказе на 30 истребителей Сухого по такому сценарию: поставляя алжирской стороне Су-30СМ, Россия сделает это взамен ранее поставлявшихся Су-30МКА или в качестве компенсации за обнаруженные в них ранее компоненты израильского навигационного оборудования.
В любом случае, российско-алжирские переговоры протекали не без «шероховатостей». По имеющейся информации, Москва неудачно пыталась предложить Алжиру крупную партию истребителей Су-35, к которым алжирские партнеры не проявили должного интереса, мотивируя это тем, что этот самолет «при более дорогой цене слишком похож на гораздо более дешевый Су-30СМ». Всего же к 2016 году Алжир рассчитывает довести количество истребителей Су-30 в составе своих ВВС как минимум до ста единиц.
Следует особо заметить, что в случае подписания этого контракта Франции придется в обозримой перспективе распрощаться с мечтой о продаже Алжиру самолетов Rafale, что тщетно добивались и действующий президент Франсуа Олланде, и его предшественник Николя Саркози.
Не исключено, что алжирское руководство также закупит дополнительное количество военно-транспортных самолетов Ил-76 (по разным данным, речь идет о возможном приобретении 4 – 6 подобных машин). Всего до последнего времени в составе алжирских ВВС было 12 военно-транспортных самолетов Ил-76, включая 3 Ил-76MД и 9 Ил-76ТД. Сейчас Алжир проявляет заинтересованность в закупке современной модернизированной версии Ил-76 – Ил-76МФ, обладающей лучшими техническими характеристиками.
Еще алжирских военных интересует приобретение дополнительной партии учебно-тренировочных самолетов Як-130 для обучения как летчиков-истребителей, так и пилотов штурмовой авиации.
Также заметно увеличится ударная мощь и мобильность сухопутных войск в результате реализации контрактов на поставку транспортных вертолетов Ми-26 и ударных вертолетов Ми-28НЕ (ориентировочно три эскадрильи для замены изношенных и устаревших Mи-24MKII, что позволит более эффективно бороться против джихадистов на дальнем юге страны).
Также алжирские военные планируют усилить сухопутные войска. В особенности это касается танковых войск и мотопехоты. В частности, они проявляют интерес к приобретению 180 танков Т-90 МС для замены устаревших машин, модернизации имеющихся у них на вооружении БМП и покупке боевой машины поддержки танков (БМПТ) «Терминатор-2». В последнем случае для России это стало бы настоящим прорывом и первой крупной сделкой на поставку данной машины.
Между тем, объемы возможных контрактов между АНДР и Россией могут быть еще больше. Так, Алжир рассматривает варианты заключения договоров относительно приобретения самоходной артиллерии, причем не только гаубиц, но и систем реактивной артиллерии залпового огня (РСЗО) «Смерч», в которых в последнее время алжирские вооруженные силы стали испытывать недостаток.
Определенный интерес наблюдался у алжирских военных и к российскому стрелковому оружию. Их интересует модели от пистолетов до снайперских винтовок, особенно более современные модификации автомата Калашникова.
Между тем, алжирская сторона также вела переговоры относительно закупки новых вертолетов и транспортных средства для жандармерии, полиции и других силовых структур. Учитывая то, что в ближайшие годы ввиду осложнения обстановки в Алжире и по периметру его границ его руководство намерено расширить их до 30 000 человек (в том числе для обслуживания дополнительных 80 постов пограничного наблюдения), объем соответствующих контрактов только для данных силовых структур может измеряться многими сотнями миллионов долларов.
Тем не менее, в будущем нельзя исключать прпоблем по линии ВТС с Алжиром. Кроме усиления конкуренции с Китаем следует ожидать возникновения еще более сложных условий для работы в этой сфере.
Разумеется, ожидать, что с 2017 г., как указывали некоторые иностранные СМИ, решивший основные вопросы по обороне Алжир прекратит практику подобных закупок, не следует. Однако реализацией контракта с Россией вкупе с выполнением недавнего соглашения с Германией 2011-12 гг. на общую сумму в 10 млрд долларов он решит основные потребности в закупке военной техники.
Ожидать в будущем повторения контрактов подобного объема будет достаточно тяжело и ввиду того, что Алжир, с одной стороны, задумался о начале реального лицензионного производства боевой техники на своей территории. Важным моментом здесь служит то, что алжирская сторона настаивала на том, что, по меньшей мере, два из корветов «Стерегущий», о приобретении которых алжирская сторона вела с Россией переговоры, должны быть построены совместно при участии Алжира.
С другой стороны, этому будет препятствовать грядущее усиление социальных расходов и сокращение доходов в результате дальнейшего сокращения производства энергоресурсов.
Однако в ближайшей перспективе особенно заметного снижения объемов многомиллиардных контрактов по линии ВТС Алжира ожидать не следует ввиду напряженной обстановки в регионе и еще больше ожидаемой раскрутки гонки вооружений с Марокко, поскольку продолжающееся увеличение оборонных расходов с алжирской стороны вызовет неизбежную ответную реакцию Рабата.
Это отвечает и интересам Франции, которая, потерпев неудачу в Алжире, всё равно выиграет за счет марокканских военных заказов, оплаченных взятыми в очередной раз у аравийских монархий (особенно у Саудовской Аравии) кредитами. Тем самым король Мохаммед VI отблагодарит Париж за его политико-дипломатическую поддержку по западно-сахарскому вопросу.
С другой стороны, нынешнее усиление оборонных затрат повлечет лишь дополнительные расходы. Например, если алжирский ВМФ усилится за счет приобретения новых «океанских» кораблей, способных действовать далеко за пределами Средиземного моря, военному руководству АНДР придется задуматься о покупке за рубежом соответствующих кораблей поддержки, что сопряжено с созданием для их функционирования необходимой инфраструктуры и подготовки личного состава.
В любом случае Москве необходимо задуматься о закреплении достигнутых позиций. Важно заметить, что этот контракт Россия должна получить скорее не благодаря, а вопреки своей прежней политике в отношении Алжира вообще и по ВТС в частности. Этому не способствовали прежние скандалы с поставками контрафактных истребителей МиГ-29 и недовольство алжирской стороны относительно качества некоторых танков Т-90, а также истребителей Су-30МКА (основные претензии относились к наличию в их навигационном оборудовании израильских компонентов).
При этом успех России связан с целым комплексом причин как объективного, так и субъективного характера. Например, к настоящему времени Китай еще не успел предложить на рынке вооружений полный спектр своих более дешевых версий американского и российского оружия.
Между тем, российскому успеху максимально способствовали политические события последних трех лет в регионе. Насильственная смена правящих режимов в соседних Тунисе, Египте и Ливии, а также дестабилизация в Сахеле, в районе Африканского Рога и Нигерии, заметное ухудшение отношений с Марокко, продолжающиеся события «арабской весны» вынуждают алжирское руководство уделять все большее значение дальнейшему развитию своих силовых структур и особенно вооруженных сил.
Следует напомнить, что с момента начала «арабской весны» военный бюджет страны увеличился более чем в полтора раза: так, если в 2011 г. общие оборонные затраты составили около 8 млрд долларов (хотя изначально в бюджет были заложены немногим более 7 млрд долларов), то в 2012 г. – уже 10,58 млрд долларов, а на 2013 г. — 12,45 млрд долларов (представлен в парламент 28 октября и принят 12 ноября 2013 года).
В связи с событиями «арабской весны» Алжир также вынужден несколько пересмотреть фактически принятую несколькими годами ранее стратегию развития ВТС с иностранными государствами, нацеленную на диверсификацию соответствующих связей за счет снижения российской доли.
Это обусловлено в том числе сделанными алжирским руководством выводами из ситуации в Сирии, согласно которым одной из ключевых причин неспособности Запада и его арабских союзников из числа аравийских монархий до сих пор свергнуть режим Башара Асада стала его военно-дипломатическая поддержка со стороны России, в том числе и по линии ВТС.
Подобное поведение Кремля привело к трансформации все более подозрительного отношения алжирских лидеров к Москве, обусловленного её соответствующим поведением в эпоху Ельцина и за время президентства Дмитрия Медведева в отношении Ирака и Ливии. «Русские в Сирии при Владимире Путине снова зарекомендовали себя хорошими союзниками» — таков вывод алжирских руководителей, принимающих решения. Эту мысль еще более укрепило поведение российского президента В.Путина относительно выполнения контрактов по ВТС с Сирией, несмотря на активное противодействие этому Израиля и личные попытки воздействия на него со стороны израильского премьера Биньямина Нетаньяху.
Однако «почивать на лаврах» России не стоит. От того, насколько она учла предыдущие уроки, будет во многом зависеть будущее её отношений с Алжиром не только в сфере ВТС, но и в энергетике и других отраслях. В условиях растущей конкуренции со стороны Китая любая новая ошибка на этом направлении может стать фатальной. Поэтому от Москвы требуются огромные усилия и очень внимательное отношение к своему алжирскому партнеру для сохранения и развития подобных доверительных отношений и достижений.