Ливия: противостояние Саудовской Аравии и Катара

Негативное развитие политической ситуации в Ливии, когда в Триполи «мирная» демонстрация попыталась штурмовать штаб-квартиру отряда вооруженной милиции «Орлы Мисураты», являются началом серьезного противостояния не только между условно «триполитанцами» и «федералистами», но и Саудовской Аравией и Катаром, который имеет мощные позиции именно на востоке страны и продолжает управлять происходящими процессами.

Под «триполитанцами» мы имеем в виду не какую-то единую силу, а ряд раздробленных формирований, которые мы условно назовем «светскими» и «исламистскими» (в последние входят, прежде всего, «Братья-мусульмане»). «Светских», в свою очередь, олицетворяет «технократ» А.Зейдан и блок А.Джебриля, который имеет серьезную поддержку среди западной племенной группы.

Блокирование рядом полевых командиров из числа «федералистов» нефтяных месторождений и трубопроводов в центре и востоке страны серьезным образом ударило по наполняемости бюджета и кардинально подорвало способность центрального правительства минимизировать риски возникновения возмущений различных вооруженных отрядов путем их регулярного «подкармливания». В данном случае речь идет уже об основательной предпосылке активизации центробежных процессов на территории Ливии, которые самым серьезным образом замыкаются на вопросы распределения и контроля над основными финансовыми потоками. При этом ряд довольно значимых фигур из «Братьев-мусульман» продолжают выступать против стремлений премьер-министра А.Зейдана навести какой-либо порядок с экспортом углеводородов, что объясняется несколькими причинами. Прежде всего, это усилие премьера в случае  реализации его планов, что несомненно, укрепит властный потенциал лично А.Зейдана и позволит ему сконцентрироваться на задаче формирования новой объединенной военной силы, которая могла бы стать стабилизирующим гарантом в Ливии. Его предыдущие попытки создать такое подразделение провалились как в силу фронды со стороны «Братьев-мусульман», которые увидели в этом возможность отстранения их от власти по «египетскому сценарию», так и в связи с существующим эмбарго на поставки оружия в Ливию со стороны США и стран ЕС. Это блокирует попытки Зейдана вооружить новые формирования. Недавний визит миссии НАТО в Триполи не привел к каким-то значимым прорывам, несмотря на то, что лоббистские усилия за отмену данного ограничения в правительствах Европы и США в последнее время значительно усилились.

Среди «братьев» тоже нет единства по вопросу будущего административного устройства страны. Многие лидеры движения, особенно те, которые заседают во Всеобщем национальном крнгрессе (ВНК), не разделяют идей излишней самостоятельности Киренаики. «Бенгазийская» ветвь наоборот больше прислушивается к мнениям полевых командиров, которые желают большей автономности. Единственное, что пока их объединяет – это недоверие и желание снять со своего поста премьера Зейдана, а также возрастающее раздражение действиями вооруженных милиций салафитского толка. Двойственности позиции «братьев» и их неприязнь попыткам премьера навести порядок в сфере экспорта углеводородов способствует и участие ряда лидеров «Братьев-мусульман» в незаконной торговле нефтью.

В этой связи Триполи предпринимает попытки заручиться поддержкой Саудовской Аравии, которая начинает играть всю более активную роль в Ливии, стремясь потеснить Катар. На прошлой неделе министр обороны Ливии Абдулла ат-Тани совершил секретный визит в Эр-Рияд, где встречался с командующим Национальной гвардией КСА Мутаебом. Основная тема переговоров — стремление ливийского руководства заручиться саудовской поддержкой  по вопросам оказания практической помощи в рамках операций по разоружению вооруженных отрядов милиций. Причем планируется начать с тех, которые финансируются Катаром. В частности «Орлы Мисураты» относятся как раз к этой категории, так что события в Триполи недельной давности носили скорее характер демонстрации силы. В дальнейшем предполагается распространить процесс разоружения и на более мелкие группы боевиков.

Кроме того, ливийский министр обороны просил Мутаеба оказать необходимое воздействие на верховного муфтия Ливии Садыка аль-Гариани, который находится в орбите влияния Эр-Рияда. В частности, центральное правительство было бы заинтересованно в том, чтобы муфтий снизил обороты своей негативной пропагандистской кампании против премьера А.Зейдана. Указанный визит организован при посредничестве нового посла Ливии в КСА Абдельбасета аль-Бадри. Дядя последнего Абдалла традиционно имеет сильные доверительные связи с королевской семьей Саудовской Аравии и, в настоящее время, занимает пост генерального секретаря ОПЕК, а  ранее был президентом Ливийской национальной нефтяной компании.

По данным ряда экспертов, миссия ливийского министра обороны в принципе завершилась успешно. Эр-Рияд согласился рассмотреть вопрос о кредитовании Триполи в рамках строительства новых вооруженных сил. Это, несомненно, является вторжением КСА в зону стратегических интересов Катара. Как предполагается, в нынешней ситуации произойдет активизация и салафитских групп в Триполи с их явным блокированием с правительственными силами в едином фронте против «Братьев-мусульман». Данный шаг, по идее А.Зейдана, должен «успокоить» А.Джебриля, который несколько раз был в шаге от решения по поддержке вотума недоверия правительству в ВНК, что активно лоббировалось теми же «братьями». Мотивировку таких шагов лидера «светского блока» в ливийском парламенте необходимо искать не в излишней любви в исламистам, а в опасениях возможной перспективы создания временного альянса между «братьями» и салафитскими группировками после известного эпизода с похищением одного из лидеров исламистов в Ливии американскими спецслужбами в прошлом месяце.

52.3MB | MySQL:103 | 0,522sec