Социально-экономические проблемы в ряде стран Персидского залива (на примере Объединенных Арабских Эмиратов)

Порождённый усилением взаимозависимости государств и эпохой научно-технической революции, процесс глобализации оказывает глубокое влияние на развитие экономик стран и регионов. Наряду с новыми возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов глобализация порождает новые опасности, усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов.

Будучи одним из крупнейших экспортёров нефти и страной с избыточными капиталами ОАЭ больше, чем другие страны Персидского залива, вовлечены в систему международного разделения труда и финансов и поэтому особенно чувствительны к процессам и последствиям глобализации. Для всего региона арабских стран Персидского залива можно выделить ряд социально-экономических проблем, которые на данный момент не решены:

1. По оценке «JORC: Mineral Resources and Ore Reserves» нефтегазовые запасы у арабских стран Персидского залива могут закончиться через 20-25 лет;

2. Уровень социально-политической нестабильности в регионе довольно высок, а если учитывать тесную взаимосвязь между политической и экономической жизнью стран, то можно сделать вывод, что доход от инвестирования в суверенные фонды может уменьшиться при возникновении какого-либо политического конфликта в регионе;

3.  Демографический вопрос и проблема присутствия большого количества трудовых мигрантов в арабских странах Персидского залива;

4.  Нерешенный территориальный вопрос с соседними государствами. В частности, до сих пор для ОАЭ остается нерешённым вопрос о территории страны: вместе с Ираном страна претендует на группу небольших островов в Персидском заливе.

Что касается нефтегазовых запасов, то государства арабских стран Персидского залива хорошо осведомлены о сложившейся ситуации и активно пытаются развивать свою инфраструктуру и привлекать как собственные, так и иностранные инвестиции в нефтегазовый сектор и в другие сектора экономики.

Согласно данным UnctadStat, по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций среди арабских стран Персидского залива ОАЭ находятся на 2-ом месте после Саудовской Аравии, значительно опережая все остальные страны региона. Спад на 70% в 2009 был связан с мировой финансовой рецессией и может означать, что большая часть инвестиций была направлена в не нефтяной сектор страны. Для сопоставления в  Саудовской Аравии аналогичный показатель сократился всего 15%, что можно объяснить закрытостью страны, притоком иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор, а также постепенным ростом цены на углеводородное сырье в 2009 г. Также стоит обратить внимание на рост инвестиций в экономику Катара и Кувейта в 2009 г. В Катаре часть инвестиций была направлена на разведку и добычу газа, его доля как источника энергии постоянно растет.

Таблица 1

Приток прямых иностранных инвестиций, млн долл. США

 image001

Источник: UnctadStat

В 2011 г. большинству арабских стран Персидского залива так и не удалось выйти на докризисные показатели по притоку прямых иностранных инвестиций. По объёмам привлечённых прямых иностранных инвестиций в 2007 г. занимали 15-е место в мире и второе в регионе Западной Азии (примерно 15 млрд долл.). Чтобы достичь таких же показателей сейчас ОАЭ проводят активную политику стимулирования общей экономической активности, притока внешних инвестиций и внедрения инновационных технологий. К примеру, в 2011 г. ОАЭ удалось привлечь совокупный объем инвестиций в 10 млрд долл. США на финансирование 328 строительных проектов (рост по сравнению с 2010 г. составил 13%), что свидетельствует о том, что спрос на строительные объекты ОАЭ по-прежнему высок, а страна пользуется большой популярностью среди инвесторов.

По мнению европейских экономистов, есть много причин инвестировать в ОАЭ. Эмираты занимают стратегическую позицию между Азией и Европой. Это один из регионов, который развивается быстрее остальных. Компании, выходящие на этот рынок, могут получить доступ к нескольким сотням миллионов покупателей. Политика для иностранных инвестиций в стране продолжает оставаться открытой и либеральной. Налогообложение отличается мягкостью, инфраструктура инженерных коммуникаций – удобством. Имеют значение также безопасность и качество жизни. Надо иметь в виду, что при выходе в страну иностранной компании обязательно надо иметь местного торгового агента или партнера.

Таблица 2

Отток прямых иностранных инвестиций, млн долл. США

image002

Источник: UnctadStat

Если говорить про доход от инвестирования в суверенные фонды и общий процесс оттока капитала из стран Персидского залива, то тут стоит отметить существенную привязку к мировым тенденциям. В кризисный 2009 г. общий объем капитала из ОАЭ сократился практически на 83%, данная тенденция была характерна для всех арабских стран Персидского залива.

Таблица 3

Инфляция, импорт / экспорт, платежный баланс ОАЭ

  image003

Источник: МВФ

В дополнении к вышесказанному можно привести статистику по платежному балансу ОАЭ, а также тенденциям в импорте и экспорте страны. Говоря об экспорте страны, стоит отметить, что в 2011 г. был преодолен уровень 2008 г. по поставке нефтяного сырья и нефтепродуктов на мировой рынок в 102 млрд долл. США.

В начале третьего тысячелетия все большую роль в экономическом развитии страны играет человеческий фактор. Инвестиции в человеческий капитал (то есть затраты на здравоохранение, образование, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению производительности и качества труда) являются одним из важнейших факторов развития конкурентоспособности, а следовательно и экономического развития страны в целом. Наиболее яркой иллюстрацией необходимости инвестиций в человеческий капитал может служить так называемая «экономика» знаний.

Важность знаний, как ключевого актива для политического, экономического и социального процветания государства является вполне обоснованной: в настоящее время более чем 50% ВВП в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития производится за счёт «экономики» знаний. Таким образом, арабские государства вынуждены полагаться не только на свои богатые ресурсные запасы, торговлю и развитый сектор услуг, но и на конкурентоспособность человеческого фактора, то есть, в первую очередь, образование.

Несмотря на множество препятствий, модернизация в ОАЭ достигла определённых успехов. В частности эти успехи касаются борьбы с заболеваниями и смертностью, особенно детской, увеличения образованных граждан, особенно среди женщин, строительства инфраструктуры, увеличивающейся интеграции женщин в общество.

С 1968 по 2009 население страны увеличилось примерно в 25 раз, и прежде всего благодаря притоку иностранной рабочей силы. В 2011 г. общая численность населения ОАЭ составила 7,891  млн человек, но по 7 эмиратам она распределяется неравномерно: основная часть сосредоточена в Абу-Даби (28% населения) и Дубай (34% населения). Довольно высокий показатели прироста населения (до 17% по трудовым мигрантам в 2006-2007 гг.) в докризисный период связаны с высокими темпами развития экономики, прироста ВВП страны. Данная тенденция заметно сократилась в 2010-2011 гг., когда большее внимание стало уделяться как образованию местных жителей ОАЭ и их трудоустройству в стране. Учитывая политические события в арабских странах Северной Африки, правительство ОАЭ пытается сделать все возможное, чтобы данные события не произошли в странах залива. Введение более жестких квот на рабочую силу и поощрение занятости среди местного населения относятся именно к таким мероприятиям.

Однако во многом тенденция присутствия большого количества трудовых мигрантов в регионе и в ОАЭ, в частности, сохраняется: сегодня 65% занятых в экономике ОАЭ – это иммигранты из азиатских стран с довольно низкими зарплатами. В докризисные годы данный показатель иногда доходил до 85%, а значит, можно говорить о том, что правительство страны действительно многого добилось.

Таблица 3

Трудовая миграция в арабских странах Персидского залива

Количество трудовых мигрантов, тыс. чел.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Бахрейн Общее кол-во

340.0

399.2

475.9

561.6

643.6

711.3

746.2

763.5

768.5

769.6

Сельхоз. сектор

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

Кувейт Общее кол-во

1165.2

1195.8

1230.2

1267.2

1314.5

1357.2

1399.1

1439.1

1478.2

1516.3

Сельхоз. сектор

12

13

13

14

14

14

14

15

15

15

Оман Общее кол-во

896.9

948.0

1009.3

1074.1

1147.3

1215.7

1271.2

1311.6

1337.0

1349.0

Сельхоз. сектор

282

286

295

304

312

318

321

322

321

319

Катар Общее кол-во

523.5

647.9

809.9

993.5

1170.8

1314.6

1390.7

1430.5

1446.2

1455.6

Сельхоз. сектор

5

6

7

7

8

8

8

8

8

7

Саудовская Аравия Общее кол-во

8119.1

8480.9

8786.5

9022.6

9238.1

9556.7

9799.8

10078.7

10385.1

10698.8

Сельхоз. сектор

624

606

587

563

538

515

492

470

449

428

ОАЭ Общее кол-во

2533.9

2906.4

3398.1

3945.7

4479.7

4927.1

5188.6

5329.3

5387.5

5422.9

Сельхоз. сектор

99

109

122

134

143

148

148

144

139

134

ОАЭ, % изменения Общее кол-во

14.70%

16.91%

16.12%

13.53%

9.99%

5.31%

2.71%

1.09%

0.66%

  Сельхоз. сектор

10.10%

11.93%

9.84%

6.72%

3.50%

0.00%

-2.70%

-3.47%

-3.60%

Источник: МВФ

Интересной является разбивка на трудовых мигрантов, занятых в сельскохозяйственном секторе: довольно высокая занятость в этом секторе отмечена в Саудовской Аравии, где правительство довольно много инвестирует в производство собственной пшеницы и молока. ОАЭ тоже пытаются активно развивать сельскохозяйственный сектор и привлекают трудовых мигрантов для работы.

Как результат, Объединенные Арабские Эмираты проводят успешный эксперимент сочетания стремительной экономической модернизации, с одной стороны, и сохранения традиционных укладов жизни и социальной структуры – с другой. Следствием этого стала необычная для арабского региона открытость ОАЭ внешнему миру: это членство во многих международных организациях, стремление присоединиться к общемировым стандартам в экономическом и гуманитарном законодательствах, развитие туризма, внутриполитическая стабильность и отсутствие значительных внешних угроз.

52.35MB | MySQL:108 | 0,656sec