Чёрт ногу сломит (русская поговорка)
Военно-политические формирования, действующие на территории Сирии и прилегающих государств (Ирака, Ливана, Иордании, Турции), готовы к переформатированию региона – разделу существующих государств и созданию из их осколков новых государственных и квази-государственных образований.
Структура, символика и динамика исламских антирежимных военно-политических формирований в Сирии
Первым антирежимным военно-политическим формированием в Сирии стала Свободная Cирийская Армия (ССА, араб. Аль-Джайш ас-Сури аль-Хурр), отряды которой формировались из местного ополчения, дезертиров из Арабской Сирийской Армии и иностранных арабских добровольцев.
Эмблема Свободной Сирийской Армии является своего рода «пиктограммой» идеологии ССА. Это – национальное (сирийское) формирование, что подчёркнуто цветами и звёздами «доасадовского» флага Сирии, а также словом «Сирийский» (араб. ас-Сури) в названии – в отличие от исламистских аль-каидовских формирований, которые, с одной стороны, являясь международными и трансграничными, употребляют в своих названиях выражение Эш-Шам (араб. аш-Шам), которое означает историко-географический регион с не вполне чёткими границами, охватывающий современные Сирию, Ливан, Иорданию, Палестину. Голова сирийского ястреба в эмблеме и три цвета (зелёный, белый, черный цвета флага 1932 года) подчёркивают лоялизм ССА в отношении Сирийского государства в его границах. (При этом в эмблеме ССА, как и во флаге сирийской оппозиции просматривается скрытая угроза в адрес Турции: зелёно-бело-чёрный флаг 1932 года отсылает к границам Сирии, в которую входил и Александреттский санджак, аннексированный Турцией в 1938 году.
ССА – по преимуществу светское формирование. Светскость ССА выражена через отсутствие религиозных (исламских, суннитских) лозунгов в эмблеме, типа шахады: «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Посланник» или такбира: «Аллах Велик!» (араб. Аллаху Акбар!), которые являются обязательной принадлежностью эмблематики всех без исключения исламских военно-политических формирований.
Части и подразделения ССА принимали свои собственные эмблемы, сформированные через дополнение названий этих подразделений к основной эмблеме, как, например, у «Полка Свободных людей Сирии» (араб. Ливаʾ Ахрар Сурия) —
Но в ССА были и исламские (естественно, суннитские) подразделения и части, чья исламская ориентация определяется по названию со словами «Аллах», «Ислам» и т.п., религиозной символике (Коран и т.п.) или религиозным лозунгам (такбир – «Аллах Велик!», шахада и т.п.), например, «Батальоны Воинства Аллаха» (араб. Катаʾиб Джунд Аллах) —
«Полк Внуки Посланника [Аллаха]» (араб. Ливаʾ Ахфад ар-Расуль; на чёрном знамени надпись: «Победа от Аллаха», в эмблеме присутствует Коран, а также поднятый палец «Единобожников» — араб. Муваххидун, т.е. салафитов) —
«Батальоны Щит Эш-Шама» (араб. Катаʾиб дирʻ аш-Шам; вверху лозунг «Аллах Велик!») —
«Полк Щит Ислама» (араб Ливаʾ Дирʾ аль-Ислам; вверху шахада, внизу такбир) —
Вероятнее всего, «Батальоны Щит Эш-Шама» и «Полк Щит Ислама», а также подобные формирования в составе ССА с самого начала были не светскими и контролировались сирийскими «Братьями-мусульманами», которые в дальнейшем перевели эти формирования под зонтик «Комитета Щитов Революции» (см. ниже).