О развитии политической ситуации в Египте

Предстоящий референдум по одобрению конституции, который должен состояться в этом месяце в Египте, фактически закрепляет власть военных и выстраивает политическую архитектуру государства на среднесрочную историческую перспективу. Эта система совершенно логично дублирует то, что К.Ататюрк и его последователи сделали в Турции еще в прошлом веке, и что определяло и определяет сейчас в значительно меньшей степени внутриполитическую жизнь страны. Египетский аналог, естественно, имеет свои особенности, но в основном принципе – армия (но не президент), как основной гарант стабильности и законности – повторяет турецкий опыт практически в деталях. Вопрос только в том, насколько приживется такая система в АРЕ на фоне разбуженной народной вольницы и будет ли она долговременной. Как показывает история той же Турции, то рано или поздно наступает момент, когда гражданские политические силы начинают сдвигать вооруженные силы на то место в государственной иерархии, которое свойственно им в любой демократической стране. Но в Египте до этого еще, видимо, далеко, поскольку любая демократическая уступка сейчас будет означать исламский ренессанс. В этой связи можно, конечно, всерьез воспринимать рассуждения политологов из окружения реального лидера Египта генерала А.Ф.ас-Сиси о том, что военный переворот (а этот факт не скрывают даже лояльные ему лица) является «мерой вынужденной и имеет единственную цель — дать стране десяток лет спокойствия и стабильности для того, чтобы в ней смогла свободно сформироваться действенная многопартийная система». Но, по нашей оценке, в данном случае речь идет все-таки о попытке сохранения со стороны военно-политической элиты АРЕ, сформировавшейся во времена А.Садата и Х.Мубарака, своих экономических преференций и завоеваний.

Отметим также, что итоги референдума по вопросу будущей конституции, скорее всего, предрешены. Впрочем, как и предстоящих президентских и парламентских выборов. Как мы и предполагали, власти пошли на политическое запрещение движения «Братьев-мусульман», особо не утруждаясь соблюдением при этом норм юриспруденции и доказательной базой. Вопрос о баллотировании генерала А.Ф.ас-Сиси на пост будущего президента в данном случае является больше тактическим и ничего в реальности не меняет. Захочет ли генерал в силу своих амбиций занять президентский пост или предпочтет остаться формально «в тени», управляя страной через Высший совет вооруженных сил — не имеет никакого значения. Тактически правильнее было бы пока не занимать никаких должностей в исполнительной гражданской власти, что давало бы иллюзию «демократических преобразований» и свободы принятия гражданскими самостоятельных решений. Ну и, конечно, тем самым снимается ответственность за осуществление очень непопулярных экономических реформ, которые в самом скором времени вынужденно надо будет проводить.

Что же касается позиции «Братьев-мусульман» по вопросу бойкотирования референдума, как, впрочем, и парламентских выборов вместе с президентскими, то, опять же по нашему мнению, оно является ошибочным. Бойкот, который преподносится как отказ воспринимать легитимность нынешнего режима, означает автоматическую победу его сторонников. Гораздо эффективнее было бы организовать максимально большую явку на избирательные участки своих сторонников с целью голосования «против». Тогда был бы шанс, несмотря на все фальсификации, референдум провалить. Или, как минимум, показать реальное количество оппонентов нынешнего режима.

Повторим, что итоги всех этих голосований предопределены, и страна проходит важный водораздел в своей истории: от относительно мирных протестных мероприятий сторонников свергнутого президента-исламиста М.Мурси к радикализации методов сопротивления. Проще говоря, к вооруженной герилье во всех ее проявлениях. От очень «горячей» — на Синае, до городской — в крупных городах. Эта радикализация в условиях тюремной изоляции большинства старых руководителей движения вытолкнет на поверхность политической жизни новых молодых лидеров, которые будут настроены не так миролюбиво, как их предшественники. Тем более, что военные фактически не оставили «братьям» иного выхода, выдавив их из легального политического поля.

Совершенно очевидно также, что Катар, Турция (в меньшей степени) будут продолжать финансировать и инспирировать самые различные методы борьбы и протеста в Египте, включая, конечно, и открытое вооруженное противостояние на Синае. В общем-то, там сейчас апробируется именно та модель сопротивления, которая будет затем постепенно распространяться на всю страну, и особенно крупные города. Кроме того, и сельская местность, являющаяся традиционным оплотом «братьев», в стороне при таком сценарии не останется.

На Синае катарцы «работают» в рамках подпитки лояльных им боевиков благодаря транзиту контрабанды через суданскую территорию, а также помощи из сектора Газы. При этом важно понимать, что сами хамасисты в этих подрывных операциях против правительственных войск не участвуют. Согласно докладу военной разведки АРЕ, предоставленной генералу А.Ф.ас-Сиси (а именно он лично курирует деятельность этого органа, не доверяя в полной мере «гражданскому» Управлению Общей Разведки), движение ХАМАС осуществляет тренировку и подготовку египетских боевиков на территории сектора Газы при материальной поддержке Катара. Отметим, что этот доклад базировался, в том числе, и на материалах, полученных египтянами от своих коллег в ОАЭ и КСА. Основную роль в этом процессе играют «Бригады Иззедина аль-Кассама», боевики которой обучают и тренируют сотрудников разведслужбы египетских «братьев» по вопросам проведения городской и сельской герильи. В частности, при помощи палестинцев созданы и уже действуют на Синае две партизанские группы, подчиняющиеся руководству военного крыла «братьев». Это «Катиба аль-фуркан» и « Ансар бейт аль-макдис». Кроме того, в докладе указывается, что хамасисты планировали и готовили (но лично не участвовали)  недавние террористические атаки на правительственные объекты с помощью заминированных автомобилей. Таким образом, ХАМАС вновь начинает активизировать свои связи с Дохой и получать от нее регулярную финансовую помощь в обмен на логистическую и техническую поддержку египетских «братьев» и их вооруженных групп. В этой связи указывается, что этот момент может самым кардинальным образом повлиять на участие хамасистов в поддержке сопротивления режиму Б.Асада в Сирии, и их фактический уход с этой площадки и переориентацию на египетское направление.

52.2MB | MySQL:103 | 0,464sec