О закупках БПЛА Алжиром

Ухудшение ситуации в 2013 г. по всему периметру алжирской сухопутной границы после событий в Ливии, Мали, дестабилизации ситуации в Тунисе и обострения отношений с Марокко вынуждает руководство АНДР усилить внимание к её мониторингу, охране и недопущению проникновения в страну джихадистских элементов.

По сути, теперь, перед лидерами Алжира стоит задача осуществления этих задач на всей границе протяженностью 6386 км (1601 км с Марокко, 1376 км с Мали, 982 км с Ливией, 956 км с Нигером, 965 км с Тунисом, 463 км с Мавританией и 43 км с Западной Сахарой).

Примечательно, что в ходе недавнего посещения вилайи Таманрассет алжирский премьер Абдельмалек Селлаль указал, что открытие границ на крайнем юге страны с Мали, Нигером, Мавританией и Ливией не стоит на повестке дня по причинам общественной безопасности ввиду серьезной угрозы проникновения террористов.

И данная ситуация резко отрицательно сказывается на экономической стабильности страны и размере валютных поступлений в её казну. Так, одной из главных причин дальнейшего снижения газодобычи в АНДР в 2013 г. стала январская вылазка террористов в Ин-Аменас. Несмотря на то, что участвующие в этом проекте совместно с алжирской Sonatrach британская и норвежская компании BP и Statoil во второй половине 2013 г. стали возвращать своих сотрудников в Алжир, до сих пор они не появились в Ин-Аменас по причинам опасения относительно их безопасности.

Подобное нивелирование собственной стратегии безопасности обусловлена тем, что алжирское руководство физически не в состоянии обеспечить охрану границы и гарантировать бесперебойную работу жизненно важных объектов с помощью физического контроля за счет людских резервов. Это наглядно показал вышеупомянутый январский рейд террористов 2013 г. в Ин-Аменас. Основную ставку при усилении мер безопасности алжирские власти теперь намерены сделать на беспилотные летательные аппараты и ради этого они не намерены ограничивать выделяемые на это средства.

Важно, что в рамках объявленного курса на диверсификацию закупаемых вооружений АНДР намерена приобрести несколько десятков БПЛА у разных производителей. Среди безусловных фаворитов относительно продаж подобных летательных аппаратов отмечаются американские модели (в первую очередь, речь идет об ударных вариантах  Predator и Reaper), а также более дешевые китайские копии, разработанные, согласно, данным из Пекина, China Academy of Aerospace Aerodynamics. При этом, по её данным, «полные испытания вооруженных беспилотных самолётов YiLong были успешно осуществлены в ноябре 2013 в районе Таманрассета на дальнем юге Алжира».

Но речь идет не только об американских или китайских вариантах, но и продукции других стран, среди которых ОАЭ, ЮАР, Италия, Колумбия и Россия. В то время как российское руководство присматривается и даже закупает соответствующую иностранную продукцию, алжирские военные заинтересовались моделями, которые могут быть произведены на территории России.

Согласно источникам в алжирских военных структурах, представители АНДР готовы приобрести около тридцати БПЛА у своего «исторического» поставщика вооружений – России. Речь идет о модели E95, которую производит российская фирма Eniks Kazan. Примечательно, что та же газета El Watan называет её в числе «наилучших беспилотных систем в мире, способных выполнять задачи разведки». По последним данным, алжирское руководство рассчитывает выделить на возможное приобретение подобных машин около 65 миллионов долларов, то есть немногим более 2 миллионов долларов за одну единицу.

И в том случае, если алжирская сторона приобретет подобные модели БПЛА, это может стать серьезным импульсом для развития соответствующей отрасли в России. Несмотря на наличие производственной и научной базы, а также удачное применение отечественных вариантов БПЛА в ходе Первой чеченской кампании (например, модели типа «Пчела») с середины 1990-х гг., она фактически до недавнего времени не получала адекватной господдержки.

Также алжирские военные проявляют особый интерес к соответствующей продукцией из ОАЭ. Беспилотниками этой страны они заинтересовались еще на авиационном салоне в Дубае 2013 г. В нем среди прочих участников свою продукцию представляла местная компания Adcom Systems.

После этого они вступили с ними в переговоры относительно приобретения выпускаемого ей другого типа БПЛА и даже направляли туда военную миссию во главе с заместителем министра обороны АНДР генерал-майором Ахмед Гаид-Салахом. Речь в данном случае идет о модели Yabhon United 40 block 5 UAV, о чем сообщил генеральный директор компании Али ад-Дхахери.

Примечательно, что АНДР уже располагает беспилотными самолётами южноафриканской компании Denel Dynamics и её представители ведут с ней переговоры относительно приобретения новой версии этого БПЛА Denel Seeker 400. Еще одним потенциальным кандидатом на приобретение рассматривается итальянский аналог Selex Falco.

Следует особо заметить, что наиболее опасными сейчас считаются участки границы с Мали и Ливией. В последнем случае ситуация усугубляется тем, что с момента кампании против режима Каддафи 2011 г. алжирские власти, по сути, находятся в состоянии войны с целым рядом группировок ливийских повстанцев.

И сейчас при американском посредничестве руководство АНДР рассматривает возможность об углублении антитеррористического сотрудничества с нынешними властями Ливии, которые также пытаются договориться о приобретении иностранных БПЛА. Речь, в частности, идет о переговорах с Серхио Ренконом, владельцем компании Avio Dynamics, производителем колумбийских беспилотных самолётов.

Эту информацию представителям Алжира ливийская сторона передала во время последнего декабрьского визита 2013 г. делегации премьера А.Селлаля в Ливию. То, что стороны обсуждали вопрос относительно приобретения БПЛА совместно, также неслучайно. В условиях продолжающегося ухудшения ситуации в регионе они пытаются сблизить свои позиции относительно противодействия радикальным группировкам и отслеживанию их перемещений из одной страны в другую. В этой связи представители США, осуществляющие поддержку властям Ливии в подготовке силовых структур, также пытаются координировать их усилия, предлагая сделать особую ставку на БПЛА.

Таким образом, происходящее наглядно показывает, что руководство АНДР после закрытия всех границ фактически пытается превратить её в «заповедник стабильности». Но в итоге страна неизбежно рискует оказаться в ситуации большого осажденного лагеря, окруженного врагами, которому для поддержания своей жизнеспособности год от года придется тратить все больше средств, поступление которых год от года постепенно уменьшается.

Однако это положение может продолжаться лишь ограниченное время. Ведь главная опасность алжирскому режиму угрожает не со стороны внешних сил. Основная опасность для алжирских властей исходит изнутри страны ввиду нерешенности целого комплекса вопросов, затрагивающих алжирское население.

Не случайно, что «выплеск» сведений относительно готовности властей АНДР приобрести за рубежом БПЛА, как показывают данные опросов, проведенных алжирскими источниками, является дополнительным раздражающим его фактором.

Так, многие алжирцы высказываются в пользу предпочтительного предоставления работы в качестве пограничников населению приграничной полосы, которое зачастую в условиях отсутствия легальной работы вынуждено зарабатывать на контрабанде товаров.

Другие же указывают на то, что для Алжира было бы позором покупать БПЛА у ОАЭ, которые обладают на порядок меньшим инженерным потенциалом и на два порядка меньшей промышленной базой. Однако пока, как показывают опыты с попытками налаживания производства на своей территории подобных летательных аппаратов из ЮАР, уровень подготовки кадров и индустрии не позволяет решить эту задачу.

52.23MB | MySQL:103 | 0,565sec