Новые руководители и новая нефтяная стратегия Судана

Как мы уже писали, суданский президент О.аль-Башир в конце прошлого года произвел массовые перестановки в кабинете министров  и высших структурах исполнительной власти. Результатом стал уход в тень целой плеяды суданских политических деятелей, которые определяли ход суданской истории, начиная с момента государственного переворота в 1989 году. По мнению многих аналитиков, нынешний суданский лидер таким способом обезопасил себя от появления возможных внутрипартийных конкурентов на предстоящих президентских выборах. В этом, безусловно, есть доля истины, поскольку БО.аль-Башир одним ударом избавился от своих реальных (бывший советник президента по Дарфуру Г.ат-Табани) и потенциальных (Нафи Али Нафи, Осман Таха) оппонентов в правящей Партии национального конгресса (ПНК). Но вместе с тем, кадровая перестановка позволила суданскому президенту еще больше сосредоточить в своих руках контроль над нефтедобывающей отраслью страны. Несмотря на планы правительства по развитию иных экспортно-ориентированных отраслей (прежде всего, золотодобыча), нефть остается главным источником валютных поступлений в бюджет. Последние назначения и увольнения большей частью коснулись именно нефтяной отрасли. В планах обновленного правительства стоит увеличение собственно нефтедобычи до 130 000 баррелей в день, что должно в какой-то мере компенсировать потери от прекращения транзита в Порт-Судан южносуданской нефти. Его возобновление в ближайшее время в связи с разразившейся гражданской войной в Южном Судане представляется вопросом проблематичным.

Уход в отставку харизматичного Авада аль-Джаза, который практически бессменно занимал пост министра нефти с 1989 года, означает отход от старой схемы ориентации исключительно на Китай. Его сменил Макауи Мохаммед Авад, ранее никогда не работавший в этой отрасли и не занимавшего никаких видных политических постов. Он считается чистым технократом. Инженер по образованию, М.Авад сделал свою карьеру в сфере электроэнергетики. До 2009 года работал главным пресс-секретарем Национальной Электрической Корпорации (НЭК), а затем был замечен О.аль-Баширом, и выдвинут на работу в его секретариат. Таким образом, он должен стать основной опорой президента в нефтедобывающей сфере, а также послушным исполнителем его воли.

Отход от китайской орбиты демонстрируется и отставкой советника президента Нафи Али Нафи, который считался основным внутрипартийным «серым кардиналом». Ряд экспертов называют его «человеком китайской CNPC» в руководстве. Нафи сменил Ибрагим Гандур, до этого занимавший пост вице-президента ПНК. В отличие от Нафи он далек от лоббирования своих (и китайских) интересов в сфере добычи углеводородов. Этой сферой теперь будет заниматься  другой президентский советник — Джалал Юсеф аль-Дегаир, который в период с 2010 по 2012 гг. занимал пост министра международного сотрудничества, считается «человеком президента» и имеет широкие контакты с международными бизнес-кругами, в том числе и стран Залива.

Новые люди в нефтяной отрасли должны будут решить очень важную задачу по оптимизации процедуры выдачи лицензий иностранным компаниям на разведку и добычу. Организация решения таких вопросов считается главным «минусом» в деятельности А.аль-Джаза на посту министра, поскольку компании, получившие ранее лицензии, заняли откровенно выжидательную позицию и не спешат активизировать геологоразведку на своих концессиях. Бразильская Petra Energia, которая является оператором 8, 11, 13 нефтяных блоков провела на сегодняшний день только 2 раунда сейсмогеологической разведки. Statesman Resources — оператор блока 14 на границе с АРЕ — ищет партнеров для проведения сейсмических испытаний. Кроме того, есть данные о намерении руководства компании продать до 75% своей доли. Forever Investments Consortium, которые возглавляют гонгонгский бизнесмен Джон Чин и миллиардер Вал Шеун из Polytech Assets Holding, фактически провалили весь график запланированных на 2013 год работ на блоках 8 и 15. Вывод очевиден. Иностранные компании не хотят вкладываться, не имея четких гарантий того, что эти лицензии не будут самовольно отозваны Министерством нефти Судана. Такая практика была обычной во времена А.аль-Джаза, что испытала на себе International Petroleum, у которой без внятных причин отобрали лицензию на блок 10 рядом с границей с Эритрей. По данным тех же экспертов, делалось все это не без участия китайских конкурентов.

С учетом падения добычи нефти на основных блоках 2 и 4 правительство просто вынуждено искать новые источники дохода и активизировать добычу нефти. В качестве успешного примера называется деятельность консорциума Star Oil (йеменец Ансан Укафи и национальная компания Sudapet). Они начали активную геологоразведку в Южном Кордофане на блоке 17, несмотря на перманентные боевые действия в этом районе. Одновременно  началась добыча и на месторождении Южная Анджама 7, запасы которого оцениваются в 130 млн тонн нефти. Ежедневная добыча сейчас достигает 8000 баррелей в день. С учетом намеченного бурения на площадках Абу Габра, Шариф и Рашма общий объем добычи на месторождениях Star Oil должна к концу этого года по прогнозам составить уже 15 000 баррелей в день. Плюс ко всему идет активная проработка вопроса о строительстве 100 км нового трубопровода на блок 6. Таким образом, обрисовываются контуры новой стратегии Хартума в сфере добычи углеводородов, включающую в себя минимизацию влияния китайцев на эти процессы, установление прозрачных и понятных правил игры для иностранных компаний, а также отказ от надежд на скорое возобновление экспорта нефти из Южного Судана.

52.21MB | MySQL:103 | 0,479sec