Празднование Нового года как начало нового этапа борьбы алжирских берберов

Празднование берберского Нового года, отмечаемого в ночь с 11 на 12 января, продемонстрировало серьезный рост самосознания берберов, чреватого для властей АНДР усугублением национальной проблемы.

Показательным в этом отношении стало проведение Движением за автономную Кабилию (Mouvement pour l’Autonomie de la Kabylie или МАК), считающегося властями АНДР сепаратистской организацией уже традиционного мероприятия, приуроченного к этому событию – шествию под радикальными оппозиционными лозунгами, организованного в берберской «столице» городе Тизи-Узу в Кабилии.

Однако на этот раз оно заметно отличалось от всех предыдущих как по более осторожной реакции властей, так и по своему характеру и «наполнению». При этом представители берберской, преимущественно кабильской общественности, не только избрали его празднование для предъявления алжирским властям новых требований, но и провозгласили начало нового этапа борьбы.

Примечательно, что незадолго до этого руководство МАК объявило, что «Новый 2964 год (по берберскому летоисчислению — Ред.) исторической датой, которая открывает новую историческую эпоху, дающую нам новое дыхание жизни и знаменующая начало очень важных для нас событий. Властям Алжира удалось в своих действиях пройти точку невозврата и тем самым способствовать нашему прогрессу. Пролитая ей за полвека река крови, кульминацией чего стала резня 2001 года, унесшая жизни более 100 молодых людей, отделила нас от этой власти. Единственным выходом из подобного положения является борьба за достижение реального статуса автономии, что даст нам возможность иметь мир».

Подобное заявление было сделано неслучайно. По мнению руководства «сепаратистов», спровоцированные в ноябре 2013 – январе 2014 г. властями погромы в регионе Мзаб, где проживают сахарские берберы мозабиты, стали последней каплей в чаше терпения берберского народа.

Примечательно, что «ударной силой» кабильских «автономистов» стали студенты. Не случайно, что отправной точкой мероприятия стал университетский городок Хаснауя. Шествие началось под уже традиционными лозунгами «Власть – убийца», «Самоопределение Кабилии» и др. Были у демонстрантов и плакаты с надписями, лозунги, согласно которым «Берберский Новый год является праздником свободной, светской, гражданской и демократической Кабилии».

Отличительной особенностью этого новогоднего шествия в отличие от прошлых лет среди демонстрантов было особенно заметное присутствие представителей мозабитов, специально приехавших из Гардаи в Тизи-Узу, фактическую столицу берберов, чтобы выразить совместный протест на действия властей. При этом главным лозунгом нынешней акции стало выражение «солидарности с берберами-мозабитами, потерявшими своего активиста, забитого с подачи властей». Также на транспарантах достаточно часто встречались надписи с требованиями предоставления автономии региону Мзаб.

И кроме многочисленных плакатов, подчеркивавших солидарность с мозабитами, выделялись транспаранты с надписями, призывающими бойкотировать апрельские президентские выборы в Алжире.

Среди делегатов мозабитов заметно выделялся их активист, доктор Камеледдин Фехар, который в своем выступлении охарактеризовал произошедшее в ноябре 2013 – январе 2014 г. в вилайе Гардая как «массовое нарушение прав человека», проявление «этноцида и репрессий не только против мозабитов, но и всего берберского народа».

По его словам, «молодые мозабиты требуют от алжирских властей уважать их как граждан, чтобы жить в мире на земле своих предков. Мы также требуем правду о событиях в регионе Мзаб и осуждения злоупотреблений со стороны алжирских властей в этой области»,  — зачитал обращение К. Фехар под аплодисменты собравшихся.

При этом, говоря о попытках уничтожения там представителями арабов древних мозабитских памятников, включая кладбища и мавзолеи, он заявил: «произошедшее наглядно показывает, что были заинтересованные силы, чтобы преднамеренно стереть с лица земли нашу специфическую идентичность в регионе». «Это преступление против мировой культуры», — подытожил он своё выступление, напоминая о том, что многие из пострадавших объектов входят в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

Следует заметить, что несмотря на то, что в отличие от предыдущих лет серьезных столкновений с полицией не было, попытка активистов МАК провести в Тизи-Узу массовую манифестацию была предотвращена правоохранительными органами. И власти не смогли воздержаться от выплеска негативной реакции по отношению к берберам даже в праздник берберского Нового года. Университетский городок, откуда начиналось шествие, был заранее блокирован сильными полицейскими кордонами и по выходу из него демонстранты были окружены своевременно стянутыми в Кабилию силами полиции и жандармерии. Власти, помня уроки предыдущих лет и происходившие тогда столкновения, сконцентрировали против них крупные силы, в арсенале которых имелась тяжелая техника и спецсредства.

Протестующие несколько раз пытались прорвать оцепление полиции, но безрезультатно. При этом представители правоохранительных органов изымали фото- и видеотехнику у тех, кто пытался снимать сцены стычек демонстрантов с полицией. В этих условиях протестующие решили просто оставаться на месте, размахивая плакатами с антиправительственными надписями.

Тем не менее, власти не пошли на задержание сотен (по данным устроителей – тысяч) участников акции, опасаясь того, что к ним могут примкнуть сочувствующие из числа горожан, которые явно не враждебно отнеслись к этому шествию. «Режим боится солидарности кабилов с нашими братьями мозабитами», — так прокомментировали произошедшее представители МАК.

Следует отметить, что произошедшее в этот важный берберский праздник лишний раз свидетельствует о серьезности ситуации и о наличии огромной усиливающейся проблемы во взаимоотношениях власти с влиятельным национальным меньшинством, которое, согласно данным берберских организаций, по своей численности превышает 30 процентов от общего населения Алжира, приближающегося к 39 млн человек.

При этом действия властей, подчеркивающие нежелание пойти на выполнение минимальных требований берберов, касающихся соблюдения и сохранения их культурных особенностей, еще больше усиливают возмущение самых широких берберских масс населения. Не случайно, что его представители всё чаще заявляют о давлении алжирского режима против их культуры.

Примечательно, что дополнительную остроту этому вопросу придало нежелание властей, несмотря на борьбу берберской общественности, особенно кабильской, внести изменения в официальный список государственных праздников, установленный постановлением от 26 июля 1963 г. Их представители заявляют: «пока празднование берберского Нового года не является государственным праздником, внесенным в Основной закон страны, это будет рассматриваться как отказ рассматривать берберов, коренных жителей Северной Африки, дорого заплативших за независимость Алжира, частью алжирской нации».

В частности, на это указал один из политических лидеров берберов Мохсин Белаббас лидер Объединения за культуру и демократию или RCD, которое борется за «признание и укоренение берберского языка».

Следует заметить, что за легализацию празднования берберского Нового года выступают и многие представители второй по значению «партии власти» в АНДР в лице Национального демократического объединения (RND). Не случайно, что один из заместителей её председателя, Мокадем Тойиб, заявляет, что он и его сторонники уже поднимали вопрос о придании берберскому Новому году статуса официального государственного праздника, в том числе и «в ходе последней сессии Национального собрания».

То, почему власти АНДР до сих пор не выполнили этого, казалось бы, малозначимого на первый взгляд для непосвященного человека требования, объясняется очень просто. Одна из причин, почему власти не хотят допустить официального празднования берберского Нового года, обусловлено тем, что это фактически идет вразрез с «официальной» арабо-исламской культурой. А это явно раздражающий алжирские власти фактор. Дело в том, что по мере усиления давления со стороны властей берберы всякий раз стремятся показать, что их культура древнее арабо-мусульманской и имеет, по крайней мере, не меньше прав на своё культурное развитие.

Примечательно, что берберская общественность расширяет празднование своего Нового года и всё активнее пропагандирует это, концентрируясь в проведении культурных мероприятий не только в традиционных районах проживания берберов, но и в других местностях, где арабы их потеснили еще в средние века. И демонстрируют тем самым рост своего национального самосознания, И сейчас представители берберской общественности намерены напоминать об этом всё чаще. А отсюда, по мнению некоторых представителей алжирского режима, недалеко и до заявления о своих «исконных» правах на всю страну в целом.

В этой связи власти с подозрением относятся к расширению «ареала» подобных празднеств, в том числе к организованно отмеченному берберскому Новому году в вилайе Алжир, а также соответствующим торжествам в Тибессе. Тем более, что представители берберской общественности не скрывают, что празднование там всегда имело «древний символический подтекст».

Не случайно, что в последнем заявлении МАК по поводу   празднования берберского Нового года говорилось: «Нынешнее празднование лишний раз позволяет нам вспомнить о том, что наша культура насчитывает тысячи лет». Так, некоторые пропагандисты берберской культуры утверждают, что начало ей было положено еще около 4000 лет до нашей эры.

Сейчас представители берберской общественности стремятся внедрить и укрепить в сознании простых людей то, что «это очень древний праздник, который имеет прямую связь с землей и сельским хозяйством, являющийся самым известным в Северной Африке и который наши предки изначально праздновали чтобы стать ближе к своим богам». А это с точки зрения представителей алжирских властей прямой вызов арабо-мусульманской культуре, которую столько лет пропагандировал сам президент АНДР А.Бутефлика и прочие представители алжирского правящего режима.

Примечательно, что не только по «внешним» формам, но и по самой направленности и внутреннему содержанию берберская культура существенно отличается от арабо-мусульманской. И поэтому во многом она также противоречит установкам нынешних алжирских властей. Не случайно, что многие представители режима достаточно враждебно относятся и к берберской традиции посещать на этот праздник дома своих соседей в масках, изображающих животных, собирая там угощения, продукты и деньги, которые затем, согласно древней традиции, распределяются среди нуждающихся.

А это еще один довод в пользу её ограничения и «нивелирования» с «официальной». Поэтому среди представителей алжирских властей существует опасение, что не только легализация, но и само сохранение «языческих» праздников послужит дополнительным импульсом для роста радикального ислама и усиления антиправительственной агитации его представителей против «безбожного режима».

Впрочем, дело здесь не столько в религиозных традициях, сколько в опасениях представителей режима относительно того, что историческая самоорганизация берберов на общинном уровне является своего рода альтернативным центром власти.

Однако попытки властей ограничить культурную традицию берберов не только не имеют успеха, но и приводят к обратным результатам. Ощущая давление со стороны режима, берберы, как это зачастую бывает с другими национальными меньшинствами, ощущающими своё угнетение со стороны «больших» наций, еще больше сплачиваются вокруг своего культурного «стержня» и усиливают своё сопротивление властям.

Примечательно, что, в очередной раз предотвратив устроенное представителями МАК шествие, власти оказались в роли высекшей себя унтер-офицерской вдовы и своими же действиями увеличили популярность этой организации в условиях, когда некоторые другие берберские организации, включая FFS, специально подкармливаемые властями для снижения протестного потенциала и представители которых присутствуют в национальном парламенте, явно оказались не в выигрышном положении как «подпевалы власти». Последняя в этом случае рискует утратить те рычаги влияния на берберское движение, которые у нее имелись. Ситуация показала, что власти не настроены на конструктив, что, в условиях неуклонно ухудшающейся социально-экономической обстановки в стране, может впоследствии привести к «берберскому взрыву», по крайней мере сопоставимому с тем, что имел место в 2001 г. в ходе «Кабильской весны».

52.24MB | MySQL:103 | 0,624sec