Франция теряет позиции в Ливии

Убийство 11 января с.г. заместителя министра промышленности Ливии Х.аль-Друи на пороге своего дома в г.Сирт, по оценке ряда экспертов, связано с борьбой ливийских представителей различных иностранных компаний в исполнительной ветви власти в стране. Считается, что Х.аль-Друи был лоббистом французских компаний в Ливии, и его убийство нанесло очень серьезный ущерб их позициям и понизило конкурентоспособность в борьбе за наиболее перспективные контракты. Это не первый удар по интересам Парижа, который играл роль основного локомотива в деле свержения М.Каддафи, преследуя прежде всего реализацию своих экономических интересов и проектов в формате планов бывшего президента Франции Н.Саркози по созданию т.н. «содружества стран Средиземноморья». Еще ранее, уже после победы «революции», в стране произошли убийства ряда высокопоставленных руководителей частных французских охранных компаний, что должно было по идеи уже тогда насторожить Елисейский дворец. Французы вообще заметно потеряли влияние в Ливии за прошедший год. Так в частности, из Местного совета Триполи были уволены служащие, имевшие репутацию франкофилов. При этом профранцузский спикер столичного совета направлен на дипломатическую работу подальше от Ливии.

Х.аль-Друи считался ключевой фигурой для Парижа в Ливии. Он поддерживал регулярные доверительные контакты с послом Франции в Ливии А.Сиваном и регулярно обедал с ним. Также был обязательным гостем во время визитов в Ливию высокопоставленных французских бизнесменов и чиновников. И не только. Судя по ряду признаков, ныне покойный заместитель министра поддерживал контакты и с представителями французских силовиков. Взаимоотношения между ними были установлены еще в период подготовки и активной фазы свержения М. Каддафи. Совместно с Мансуром Сейфом аль-Насером, своим сокурсником по университету в Туре и нынешним ливийским послом в Париже Альшибани Абумахмудом Х.аль-Друи образовывал некое креативное «профранцузское» крыло в тогдашнем исполнительном органе ливийской оппозиции —  Переходном национальном совете (ПНС) и естественно был на «острие копья» в реализации планов по свержению ливийского лидера.

Х.аль-Друи был назначен заместителем министра промышленности еще в бытность премьер-министра А.Р.аль-Кииба и сохранял эту должность при всех руководителях кабинета министров новой Ливии. Он имел прекрасные отношения со всеми премьерами, начиная от А.Р.аль-Кииба и заканчивая А.Зейданом. Совместно с последним совершил в мае 2011 года турне по странам Персидского залива с целью закупки оружия для оппозиции, которая в то время готовилась к решительному штурму Триполи. Тогда эти переговоры завершились успехом, и оружие было закуплено в ОАЭ через International Golden Group. Х.Алдруи также отвечал и за переброску его в дальнейшем в Ливию. Уже после свержения М.Каддафи Х.аль-Друи начал реорганизацию работы нефтяных блоков и выстраивание новой архитектуры контрактов с фирмами из Залива, Турции и Франции. И судя по всему, очень хорошо преуспел в этом, поскольку, по некоторым данным, «комиссионные» за указанную деятельность составили несколько миллионов долларов США. Кстати, эти «близкие» отношения с иностранными бизнесменами называются в качестве одной из вероятных причин его убийства, так как очень многие претенденты хотели бы занять «хлебное» место заместителя министра промышленности. Еще одной версией является организация Х.аль-Друи процесса «декаддафизации» его родного города Сирт, что вызывало крайнее раздражение и негативную реакцию со стороны сторонников Каддафи, позиции которых здесь сильны. В этой связи наиболее часто эксперты упоминают в качестве организатора покушения на  заместителя министра промышленности авторитетного местного полевого командира Абу Бакра Юниса Джабра. Но, скорее всего, речь идет о комплексе причин, объединенных как дележом в нефтяной сфере, так и желанием определенных кругов сохранить установившийся градус нестабильности в этой части страны.

Убийство Х.аль-Друи безусловно вызвало определенную сумятицу и в Елисейском дворце. Приезд Х.аль-Друи в Сирт в начале января с.г. был не случаен, он выполнял срочное и деликатное поручение Парижа по успокоению страстей среди местных племен ауляд Сулейман и тубу. Совпадение или нет, но убийство совпало день в день с эскалацией вооруженного столкновения, в результате чего погибло тридцать человек. При этом Париж находится в дружеских отношениях с племенными верхушками обоих племен, что затрудняет его самостоятельные действия по заключению перемирия. В частности, все попытки французского посла в Ливии А.Сивана, который несколько раз приезжал в эту часть страны с 2012 года, наладить какой-либо мирный диалог, потерпели неудачу. В этой ситуации французы решили использовать последний довод и попросили о содействии Х.аль-Друи. Он еще со времен ПНС, как мы уже отмечали, находился в приятельских отношениях с одним из лидеров племени ауляд Сулейман Мансуром Сейфом аль-Насером. Семья последнего управляет провинцией Феццан, где все выстроено по французским административным лекалам. Сам он в свое время был главным представителем оппозиции в Париже, и с той поры имеет очень широкий круг связей среди политических и деловых кругов Франции. М.С.аль-Насер является личным другом на протяжении тридцати лет нынешнего ливийского премьера А.Зейдана, которому он всячески способствовал в организации визитов в Париж и встреч с необходимыми людьми. Брат Насера Абдельмаджид в свое время представлял в ПНС город Себха.

Суть конфликта между племенами лежит как раз в сфере деления зон влияния на нефтяные месторождения Себха и Куфру вокруг Себхи. Там проживают племенная группа тубу, которая является франкоговорящей и лояльна Парижу. Эти отношения очень важны для Парижа, поскольку представители этого племени также проживают на севере Чада и в Нигере, где интересы Парижа очень значительны. Ополченцы из тубу оказывают содействие французским компаниям в охране их объектов и предприятий в этих странах, а также участвовали в проведении антиисламистской операции в Мали в прошлом году. Смерть Алдруи сорвала намечавшийся консенсус и вновь создала «головную боль» для Парижа.

Совершенно очевидно, что в Ливии идет жесткая кампания, направленная на максимальное выдавливание французов из страны. При этом профранцузкие силы подвергаются серьезным гонениям. И это позиция значительной части ливийской элиты осмысленная. Достаточно вспомнить жесткую обструкцию, которой подвергся премьер А.Зейдан за свои консультации с Парижем по вопросу возможного размещения в Ливии французской военной базы.

52.2MB | MySQL:103 | 0,546sec