Иран: начало выполнения женевских договоренностей

20 января 2014 г. Иран и страны-международные посредники (США, Россия, Китай, Англия, Франция и Германия) приступили к реализации женевских договоренностей, призванных найти выход из тупика вокруг иранской ядерной программы. Подписанное в Женеве 24 ноября 2013 года временное соглашение предусматривает сроком на полгода запрет Ирану обогащать уран выше  5%. В связи с этим должен быть произведен «размыв» обогащенного  до 20% урана до отметки 5%. Предусмотрена также остановка на полгода строительства тяжеловодного реактора в Араке. В соглашение включен и пункт, касающийся регулярного контроля  иранских ядерных объектов инспекторами МАГАТЭ.  Иран обязался не устанавливать дополнительные центрифуги, отказаться от использования самых современных центрифуг и создания новых мощностей по обогащению урана. В ответ на это соглашение предусматривает смягчение санкционного бремени, главным образом в сфере операций с нефтью, газом и драгоценными металлами. Нарушение Ираном условий соглашения влечет за собой повторное введение санкций. В какой же атмосфере началась в Иране реализация этих поистине судьбоносных соглашений? Начнем со СМИ. Радикальная газета «Ватанэ эмруз», первая страница которой окрашена в черный цвет,  квалифицировала 20 января начало выполнения женевских договоренностей с иранской стороны как «атомный Холокост», полагая, что такое событие достойно траура. Один из авторов этого издания – некий Саид Абеддин-Нуредини – написал в своей колонке, что этот день следует запомнить, потому он знаменует начало исчезновения запаса обогащенного до 20% урана. «Тот, кого это радует и кто может праздновать по этому поводу – это израильский премьер-министр Биньамин Нетаньяху. Именно такое требование было красной линией, выдвинутой Нетаньяху на последней сессии Генассамблеи ООН, мы сделали, как он хотел, доставив ему радость. Реализуемые нами меры доверия ставят крест на нашей ядерной инфраструктуре, подрывая главное наше достижение в овладении современными ядерными технологиями   — обогащенный уран».

В подобном трагическом тоне написана и передовая статья старейшей иранской газеты «Кейхан», озаглавленная «Куда мы движемся?». Подписание женевских документов газета называет национальной катастрофой. «Кейхан» вспоминает, что во время своей поездки в иранскую провинцию Хузестан на предыдущей неделе президент Хасан Роухани заявил, что подписание этих документов, на его взгляд, означает  очевидную капитуляцию Запада перед Ираном. Как подчеркивает газета, такое высказывание президента рассчитано лишь на внутреннюю аудиторию и далеко от реальности.

Менее пессимистичны, но не лишены предвзятости высказывания иранских официальных лиц. Так, Бехруз Камалванди – пресс-секретарь  Организации по атомной энергии Ирана  сделал утром 20 января заявление о начале выполнения ИРИ своих обязательств, вытекающих из женевских договоренностей. Интересно отметить, что в заявлении Камалванди остановка обогащения урана до отметки 20% преподнесена как добровольная мера в рамках политики доверия, а не одно из базовых обязательств, принятых на себя по достигнутому соглашению. Камалванди пояснил, что передаваемые Ирану Западом заблокированные ранее средства будут использованы на закупки авиатехники и автокомплектующих. По его словам, названные средства, которые оцениваются в 4,5 млрд долларов, пойдут и на  закупки в США и Европе продовольствия.

 Фразу о добровольности иранских обязательств  по снижению порога обогащения урана повторил и глава Организации по атомной энергии Ирана Али-Акбар Салехи, тем самым желая произвести более благоприятное впечатление на внутреннюю аудиторию. По словам Салехи, произнесенным в интервью государственному ТВ Ирана, его страна может в любой момент остановить выполнение своих обязательств, если Запад не будет верен духу и букве подписанных соглашений. Вместе с тем, этом он подтвердил верность зафиксированным в женевских соглашениях обязательствам по поводу сооружаемой в Араке станции с реактором на тяжелой воде, полагая, что вопрос с этим объектом вызывает в Иране меньшее противление. Кстати, добавил Салехи, инспекторы МАГАТЭ совершают в эти дни инспекцию этого объекта, фиксируя состояние проводимых на нем работ. По словам Салехи, остановлены 6 каскадов центрифуг, на которых уран обогащался до 20%, два из них в Натанзе и 4 – на объекте в Фордо.

Мохаммад Амири – один из руководящих функционеров ОАЭИ, разъяснил в тот же день в интервью иранским и международным СМИ, что взятые Ираном обязательства будут неукоснительно выполняться, однако подобного Иран ожидает и от Запада, который также является  подписантом Соглашения. Действительно, с 21 января  будет введена в действие  разблокировка ряда ограничений по продаже иранской нефти. Облегчатся и операции по продаже золота и драгоценных металлов. Это же коснется таких сфер как нефтехимия и автомобилестроение.  Высказался и глава иранской дипломатии, ответственный за переговоры в атомной сфере министр иностранных дел  ИРИ Мохаммад Джавад Зариф. На своей странице в Facebook он выразил надежду, что реализация соглашения пойдет на пользу Ирана и превратит Ближний Восток в более стабильный и спокойный регион. Он также сообщил, что рассчитывает на полное преодоление разногласий в ядерной сфере. Как раз в этой связи заметна напряженность, ибо в заявлениях иранских политиков ощущаются нотки недоверия по отношению к выполнению своих обязательств со стороны Запада. Тот же Мохаммад Джавад Зариф еще накануне введения в реализацию женевских договоренностей жестко предупредил: все, что мы делаем, вполне обратимо с технической точки зрения. «Так же легко, как мы отключаем свои центрифуги, мы можем их вновь запустить. Для этого не требуется много времени». Подобным же  образом, однако на примере процессов обогащения урана и его трансформации в другую субстанцию, высказался и процитированный нами выше Мохаммад Амири. «Нам не трудно вновь перейти на исходные позиции», — пригрозил Амири.

Несколько более оптимистичным было заявление непосредственного главы иранской переговорной команды на женевском раунде – зам. главы МИДа – Аббаса Аракчи. Он выразил уверенность, что главы МИД стран- международных посредников  будут в эти дни напрямую заниматься обеспечением выполнения своих обязательств, вытекающих их женевских документов.  Заявления, поступившие накануне 20 января от США, касаются того, что там тоже рассчитывают на политическую волю иранской стороны в деле выполнения взятых на себя обязательств. Однако в случает саботажа Ираном этих решений, процесс может вернуться на исходные позиции. США, со своей стороны,  обязались довести до ряда банков детали финансовых послаблений, вводимых как результат женевских договоренностей. Как известно, Вашингтон обязался в течение ближайших 6 месяцев провести на 8 этапах выделение Ирану прежде замороженных валютных активов общей суммой более 4 миллиардов долларов.

Из сделанных в последние дни заявлений правительственных источников и самого президента Хасана Роухани складывается впечатление, что они в целом положительно оценивают ситуацию с началом реализации женевских договоренностей, полагая, что она существенно ослабит режим санкций и позволит иранской экономике «подняться  с колен», что в немалой степени оздоровит как внутреннюю ситуацию в стране, так и ее функционирование в современном мире. Вместе с тем, в стране усиливаются голоса представителей фундаменталистского лагеря, все резче заявляющего о своем противодействии женевским соглашениям. Депутат иранского парламента  от фундаменталистского блока Бехзад Базрпаш потребовал от правительства Хасана Роухани как можно скорее ознакомить членов законодательного органа с точным содержанием женевских договоренностей в части иранских обязательств. Дело в том, что согласно взаимной договоренности с европейскими посредниками, многие детали соглашения до сих пор не преданы огласке.  Базпаш считает, что негоже утаивать такого рода информацию от парламентариев и требует немедленно проинформировать их о всех существенных деталях подписанных  в Женеве документов.  Коллега Базрпаша по парламенту, Ахмад Тавакколи, выступая на днях на пленарном заседании,   выразил обеспокоенность решениями в Женеве и потребовал ознакомить на заседании парламента иранскую переговорную команду  с теми серьезными недоработками, каковые имеются в тексте соглашения. По мнению Таваккколи, многие пункты соглашения  отнюдь не на пользу Ирану, и, по его словам, весьма прискорбно, что правительство в этом вопросе не сотрудничает с парламентом.  Другой парламентарий, Хосейн Нагави-Хоссейни – пресс-секретарь парламентской Комиссии по национальной безопасности и внешней политике, в этой связи потребовал приглашения на закрытое  заседание комиссии членов иранской переговорной команды с тем, чтобы они представили полный и всеобъемлющий доклад о  своей деятельности на переговорах и принятых решениях. Кроме того, в последние дни собираются подписи под петицией в адрес спикера парламента Али Лариджани, требующей немедленного ознакомления парламентариев с текстом женевских соглашений. Свои подписи поставили уже более половины депутатов.

52.26MB | MySQL:103 | 0,590sec