О ситуации в партии «Призыв Туниса»

«Неудачник» последних политических баталий в Тунисе бывший премьер-министр Беджи Каид ас-Себси в настоящее время прилагает отчаянные усилия по сохранению единства возглавляемой им партии «Призыв Туниса» накануне предстоящего в марте с.г. очередного съезда. Напомним, что долгие, фактически с начала осени прошлого года, политические консультации Б.ас-Себси с лидером исламистской партии «Ан-Нахда» Р.Ганнуши о формировании коалиционного правительства завершились для лидера «Призыва Туниса» политическим фиаско. Он не смог заручиться поддержкой исламистов, которые имеют большинство депутатских мест в парламенте, и «выбить» для себя пост премьер-министра. Когда стало абсолютно очевидным, что большинство членов консультативного органа «Ан-Нахды» Меджлис аш-Шуры на такой компромисс не пойдут, лидер светского крыла оппозиции попытался разменять поддержку своей партии исламистам на пост президента. Но и здесь его ждало разочарование, президент М.Марзуки зашатался, но устоял. Не без помощи все тех же американцев и европейцев, которые открыто дали понять, что смена президента страны в этот исторический переходный период с их точки зрения, является неуместным шагом. С учетом надежд тунисской элиты на благополучное окончание трудных переговоров с МВФ по вопросу предоставления финансовой помощи стране, этот довод стал решающим.

В результате произошел самый пессимистичный для Б.ас-Себси сценарий: он, в конце концов, лишился поддержки «четверки» крупнейших профсоюзов и профессиональных ассоциаций Туниса, что, по большому счету, и определяло его политическую легитимность как участника консультаций, которые стали результатом массовых протестов в прошлом году, инициаторами которых как раз и были профсоюзы. В отличие от Египта, в тунисском варианте во главу угла ставились не политические требования смены правящего триумвирата во главе с «Ан-Нахдой», а введение в правительство действенных технократов, способных кардинально поменять негативные тенденции в экономике страны. При этом убийства двух лидеров светского крыла оппозиции лишь создавали необходимый эмоциональный фон для организации этих протестов.

Это, в конечном счете, и произошло. Новым премьером стал ярко выраженный технократ М.Джомаа, в равной степени всех устраивающий. Назначение на этот пост политически нейтральной фигуры, равноудаленной от представителей политического спектра Туниса, накануне президентских и парламентских выборов более-менее урегулировало ситуацию. Но Б.асСебси, в данном случае, рискует потерять свое главенство в партии «Призыв Туниса», без чего его президентские амбиции так и останутся амбициями. Удержаться ему будет сложно, поскольку в рамках прошедших консультаций он не продемонстрировал необходимых лидерских и политических качеств. Собственно вся эта история откинула назад представителей, прежде всего, сторонников первого тунисского президента Х.Бургибы и функционеров правящей до «жасминовой революции» партии «Дустур» и лишила их надежды на реванш.

Как следствие в «Призыве Туниса» обострились разногласия между двумя основными фракциями: условно — «левыми» и «дустуристами». Последние широко представлены функционерами прежнего режима и традиционно имеют сильные позиции в бизнесе, как внутри страны, так и за рубежом — в основном, во Франции и странах Европы. Осечка Б.ас-Себси активизировала сторонников бывшего президента Бен Али в «Призыве Туниса» и они начинают все активнее выходить из политической «тени». Прежде всего, звучат требования в «обновлении» скомпрометировавшего себя руководства партии и отхода от жестких требований по получению конкретных высших постов в исполнительной власти.

Для того чтобы избежать неблагоприятного для себя голосования в ячейках возглавляемой им партии за рубежом, где сильны позиции «дустуристов», Б.ас-Себси предпринял ряд шагов для оказания необходимого влияния на эту часть партии, направив во Францию лояльных себе членов исполнительного комитета «для наблюдения». В декабре-январе во Франции происходили выборы глав местных ячеек партии, которые будут присутствовать и на судьбоносном для Б.ас-Себси партийном съезде  в марте с.г. Несмотря на присутствие «политических комиссаров» из центра, на всех региональных местных выборах во Франции пока побеждают «дустуристы». Руководителем партийного комитета на юге Франции 12 января стал адвокат Рияд Джадан, бывший член парламента страны от партии Бен Али. И это несмотря на то, что на съезде присутствовал посланец от Б.ас-Себси Р.Буаджина. На севере Франции независимо от усилий сразу двух «комиссаров» из центра С.Айди и Т.Буатбы, победил еще один яркий представитель прежней политической элиты Туниса, бывший генеральный секретарь партии «Дустур» А.Джарбауи. При этом все попытки эмиссаров Б.ас-Себси выработать некую общую консенсусную платформу для предстоящего партийного съезда пока успехом не увенчались.

А это означает, что в марте нынешнее руководство партии подвергнется жесткой критике. При этом до полнокровного возвращения «дустуристов» в исполнительные органы власти пока еще далеко, но вот их ренессанс внутри самой партии «Призыв Туниса» вполне реален. Но и в общеполитическом аспекте возможно все, особенно с учетом  стремления части «Ан-Нахды» выйти на политический союз с «дустуристами» и использования на предстоящих выборах лозунгов первого президента Туниса Х.Бургибы. Но такой вариант возможен только в случае, если в «Ан-Нахде» и дальше будет продолжаться процесс фактического раскола на «умеренных» и «ястребов». Итоги выборов в парламент, в случае неудачи исламистов, могут катализировать эти процессы и ускорить уход харизматичного лидера «Ан-Нахды» в почетную отставку. При этом сценарии союз между «бывшими» и «умеренными» может стать реальностью уже в следующем году.

52.26MB | MySQL:103 | 0,493sec