Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (20-26 января 2014 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией и событиями в Египте. 22 января в швейцарском городе Монтре стартовала международная конференция по урегулированию кризиса в Сирии, а 25 января в Женеве начался диалог между представителями сирийского правительства и оппозиции. В Египте в ходе столкновений сторонников «Братьев-мусульман» с силами правопорядка, произошедших 25 января, погибли почти 50 человек.

В работе международной конференции по урегулированию кризиса в Сирии в Монтре приняли участие представители 40 стран. В то же время под давлением Запада на форум не был приглашен Иран. Также не пригласили в Швейцарию представителей сирийской внутренней оппозиции и сирийских курдов. В своих выступлениях в день открытия конференции ее участники в основном повторили свои хорошо известные позиции по сирийскому конфликту. Много говорилось о необходимости следовать положениям женевского коммюнике от 30 июня 2012 г., то есть о создании в Сирии переходного управляющего органа и проведении выборов. Акцентировалось внимание на близкой у катастрофе гуманитарной ситуации в САР и положении сирийских беженцев. Глава МИД России С. Лавров признал, что межсирийские переговоры «не будут ни простыми, ни быстрыми», и выразил сожаление в связи с тем, что пока не удалось подключить к диалогу оппозицию, действующую внутри Сирии, и Иран. Госсекретарь США Дж. Керри повторил позицию Вашингтона о невозможности участия президента САР Б. Асада в будущем переходном правительстве Сирии. Позднее глава американской дипломатии заявил, что президент США Б. Обама никогда не отказывался от идеи нанесения удара по Сирии, пояснив, что вопрос об этом может вновь стать актуальным, если возникнут проблемы с сирийским химическим оружием. «Также многое будет зависеть от дальнейшего развития событий в Сирии», — подчеркнул Керри. По его словам, США намерены продолжать оказывать воздействие на стороны сирийского конфликта с тем, чтобы склонить их к взаимоприемлемому решению. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отметил, что именно сирийский народ несет ключевую ответственность за определение будущего своей страны. По словам Пан Ги Муна, обе стороны сирийского конфликта нарушали нормы международного права, что привело к гуманитарному кризису в САР.

Представители правительства Сирии и оппозиции – министр иностранных дел САР В. Муаллем и глава Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил А. Джарба — выступили с резкими взаимными обвинениями. Муаллем заявил, что власти не намерены прекращать борьбу с терроризмом, и предложил продолжить диалог правительства с оппозицией на сирийской территории. Муаллем подчеркнул, что итоги конференции будут вынесены на референдум, так как «только граждане Сирии имеют право определять будущее своей страны». Он также призвал международное сообщество воздержаться от вмешательства во внутренние дела САР. Джарба настаивал на скорейшей передаче власти в Сирии переходному правительству без участия Асада. Сам же Асад вновь заявил о своем возможном участии в будущих президентских выборах, которые должны пройти в текущем году.

После консультаций, проведенных спецпосланником ООН и ЛАГ по Сирии Л. Брахими, конфликтующие сирийские стороны подтвердили свою готовность вести переговоры на основе женевского коммюнике 2012 г., а 25-26 января в Женеве прошли первые встречи представителей правительства САР и оппозиции (стороны разговаривали через Брахими). Обсуждались вопросы гуманитарного характера. Сообщается о достижении договоренности о доставке в Хомс гуманитарной помощи и выводе из отдельных районов этого города женщин и детей. Отметим, что успешному продвижению диалога между правительством САР и оппозицией мешают разобщенность оппозиции и внешние силы. Различия в трактовке женевского коммюнике дают основания внешним игрокам диктовать сирийцам определенные условия.

21 января сирийские курды объявили о создании автономной администрации на севере САР в районах с преимущественно курдским населением.

На минувшей неделе в большинстве провинций Сирии не прекращались боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Асада. Кроме того, на севере страны, главным образом в провинциях Алеппо и Идлиб, продолжались бои между исламистскими экстремистами и отрядами Исламского фронта.

Напряженная обстановка сохраняется в Египте. На минувшей неделе в стране, главным образом в Каире, было совершено большое число терактов и вооруженных нападений. Активизировались боевики экстремистских группировок на Синае. В Каире и ряде других египетских городов 24 и 25 января сторонники «Братьев-мусульман» провели массовые акции протеста против правящего в стране режима, которые перерастали в ожесточенные столкновения с полицией и силами безопасности. Имеется большое число погибших и раненых. Так, 24 января в ходе столкновений погибли 24 человека, а 87 получили ранения. 25 января, в третью годовщину свержения режима Х. Мубарака исламисты пытались организовать демонстрации в нескольких районах Каира и в других городах страны. В ходе столкновений с силами правопорядка погибли 49 человек, десятки ранены. Задержано около 1100 человек. В этот же день в Египте прошли массовые манифестации в поддержку властей.

26 января временный президент АРЕ А. Мансур сообщил, что Египте сначала пройдут президентские выборы (не позднее 14 апреля), а затем парламентские.

В целом последние события в стране в очередной раз продемонстрировали наличие глубокого раскола в египетском обществе.

В Каире выразили «крайнее удивление» тем, что Вашингтон не пригласил Египет на саммит США и стран Африки, намеченный на август в американской столице. Приглашения на форум были направлены главам 47 государств, за исключением АРЕ, Зимбабве, Судана, Гвинеи-Бисау и Мадагаскара. В Каире это решение назвали «ошибочным». В Вашингтоне свои действии мотивировали тем, что членство АРЕ в Африканском союзе было приостановлено после отстранения от власти в июле 2013 г. президента М. Мурси.

Руководитель Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) А. А. Салехи заявил, что его страна приостанавливает обогащение урана до 20 процентов, начиная с 20 января. В свою очередь, МАГАТЭ подтвердила, что Иран начал выполнять женевское соглашение с «шестеркой» от 24 ноября 2013 г. и приостановил обогащение урана до 20 процентов. Одновременно было объявлено о том, что США и страны Евросоюза смягчили санкции в отношении Ирана. Речь идет о временном снятии ограничений на экспорт иранской нефти и нефтепродуктов. Кроме того, смягчаются санкции в отношении автомобильной промышленности ИРИ и гражданской авиации, сферы оборота драгметаллов. Ослабление режима санкций также упростит финансирование гуманитарных операций. Иран получит доступ к 4,2 млрд долларов, замороженных в иностранных банках.

21 января глава ОАЭИ А. А. Салехи сообщил, что Иран разработал новое поколение центрифуг для обогащения урана, которые в 15 раз мощнее прежних. По словам Салехи, Запад призвал Тегеран демонтировать существующие обогатительные установки, но ИРИ отвергает эти требования.

По словам главы МИД ИРИ Д. Зарифа, его страна выполняет все женевские договоренности, однако, не будет полностью сворачивать свою ядерную программу, как это пытаются представить миру США. В свою очередь, госсекретарь США Дж. Керри заявил, что если Иран нарушит свои обязательства по женевским договоренностям, то военный сценарий вновь окажется на повестке дня. По мнению Керри, Ближний Восток стал «более безопасным» после ядерной сделки с Ираном, но это соглашение «не заставит США отказаться от своих союзников».

Выступая на международном экономическом форуме в Давосе, президент ИРИ Х. Роухани отметил, что отношения Ирана с Европой нормализуются с реализацией женевского соглашения и республика готова к сближению с международным сообществом и улучшению отношений со всеми странами мира, включая США.

В Йемене на прошедшей неделе завершились заседания Конференции национального диалога, в котором приняли участие представители большинства политических сил страны. Участники диалога одобрили ряд документов, на которых будет базироваться новая йеменская конституция. В частности, предлагается преобразовать Йемен в федеративное государство, состоящее из шести провинций (четыре на севере страны и две на юге). Продлены еще на один год полномочия временного президента республики А. Р. Мансура Хади. В то же время сепаратисты-южане отвергли итоги диалога и продолжают настаивать на восстановлении независимости Южного Йемена.

Нестабильная военно-политическая обстановка сохраняется в Ливии. Исламистская Партия справедливости и строительства (ПСС) 21 января заявила о своем выходе из состава Всеобщего национального конгресса (парламента) Ливии и правительства, возглавляемого А. Зейданом. В руководстве ПСС заявили, что «политика Зейдана провалилась не только в сфере обеспечения национальной безопасности. Он не сумел избежать кризиса в электроэнергетической и нефтяной сфере. Мы требовали, чтобы ему был вынесен вотум недоверия, но не все в конгрессе осознают, в какой ситуации находится сейчас Ливия». Напомним, что исламисты занимали в кабинете Зейдана посты министров нефти, электроэнергетики, жилищного строительства, экономики и спорта. Сам Зейдан 22 января заявил, что не намерен уходить со своего поста до тех пор, пока ливийские политические силы не достигнут соглашения по кандидатуре его преемника. Тем временем в южных районах страны не прекращаются бои между различными местными племенами, а также между правительственной армией и сторонниками М. Каддафи.

Сложная внутриполитическая ситуация сохраняется в соседнем Тунисе. 23 января депутаты Национальной учредительной ассамблеи завершили работу над постатейным обсуждением проекта новой конституции  республики. Теперь депутаты должны проголосовать за текст основного закона в целом. Согласно действующей процедуре, конституция должна быть одобрена не менее чем двумя третями депутатов. В случае, если нужное количество голосов не будет набрано, документ будет вынесен на всенародный референдум. Трудности возникли в формировании нового правительства Туниса. М. Джомаа, назначенный президентом на должность премьер-министра, не смог достигнуть консенсуса с ведущими политическими партиями страны по составу кабинета. 26 января президент Туниса М. Мазруки повторно поручил Джомаа сформировать правительство страны. Срок – 15 дней.

23 января правительство Южного Судана и мятежники подписали в Аддис-Абебе соглашение о прекращении огня. Этот документ стал первым реальным шагом к восстановлению мира в стране. Вместе с тем, президент республики С. Киир отказывается выполнить требование своих противников об освобождении арестованных сторонников бывшего вице-президента Р. Машара, возглавившего вооруженный мятеж. Представители мятежников на переговорах заявили, что освобождение сторонников станет их главной задачей во время перемирия. Тем временем командование правительственных войск и отрядов мятежников заявляют о многочисленных нарушениях соглашения о перемирии.

В Турции продолжаются преследования полицейских и работников юстиции, причастных к коррупционным разоблачениям, в которых оказались замешаны ближайшие соратники главы правительства Р. Т. Эрдогана. Так, 21 января власти объявили об увольнении 96 судей и прокуроров. Одновременно с этим правительство досрочно отправило в отставку 470 офицеров полиции, включая руководителей ряда департаментов МВД.

НАТО с 1 января 2015 г. приступит к осуществлению новой военной миссии в Афганистане под кодовым названием «Решительная поддержка», которая займется подготовкой и оказанием помощи афганским силам безопасности без участия в боевых операциях. По информации СМИ, альянс планирует оставить в Афганистане после 2014 г. до 12 тыс. военных.

Приложение

 О военно-техническом сотрудничестве Саудовской Аравии с зарубежными странами

 Усилия, прилагаемые руководством Саудовской Аравии по развитию национального военно-промышленного комплекса и организации полноценных НИОКР военного назначения, пока не привели к значимым результатам. На сегодняшний день КСА не имеет необходимого научно-технического и промышленного потенциала, квалифицированных инженерных и рабочих кадров для налаживания серийного производства современного вооружения и военной техники, что обусловливает долгосрочную зависимость королевства от военного импорта, приобретения технологий и зарубежной технической помощи в деле эксплуатации закупленного оружия.

Располагая крупными финансовыми ресурсами, руководство КСА выделяет значительную их часть на военные нужды. Так, по предварительной информации, расходы королевства на оборону и безопасность в 2013 г. составили 67 млрд долларов (рост на 18,6%, по сравнению с 2012 г.). На протяжении последних 40-и лет КСА входит в число крупнейших мировых импортеров продукции военного назначения и лидирует в этой сфере на Ближнем Востоке. В 2013 гг. страна заняла первое место в мире по объему контрактов, заключенных на закупку вооружений: примерно 10,5 млрд долларов или 20,7 % от общемирового объема. Тем не менее, в абсолютном исчислении это значительно ниже, чем в предыдущие два года (2011 г. – 20,436 млрд долларов, в 2012 г. – 17,169 млрд долларов). Данное понижение связано с трудностями, возникшими на переговорах с американской стороной по заключению конкретных соглашений по нескольким оставшимся программам в рамках объявленного в 2010 г. пакета на 60,55 млрд долларов. По экспертным оценкам, саудовский военный импорт в 2013-2016 гг. может составить примерно 40,8 млрд долларов.

Крупнейшими многолетними партнерами Саудовской Аравии в военном и военно-техническом сотрудничестве являются США, Великобритания и Франция. Сотрудничество с ними включает в себя поставки вооружения как с предприятий изготовителей, так и из наличия в вооруженных силах, лицензионные программы, техническое обслуживание, ремонт и модернизацию поставленной техники, подготовку кадров, проведение совместных учений, обмен опытом военного строительства и др. К числу партнеров КСА по ВТС следует также отнести Германию, Канаду, Пакистан, Турцию, Испанию, ЮАР и некоторые другие страны.

США являются основным партнером Саудовской Аравии в сфере военного и военно-технического сотрудничества на протяжении более чем 50 лет. Напомним наиболее крупными соглашениями по линии ВТС, достигнутыми между двумя странами за последние годы.

В ноябре 2011 г. Пентагон объявил о продаже ВВС КСА 20 военно-транспортных самолетов С-130J «Супер Геркулес» на сумму 6,7 млрд долларов, а в декабре было сообщено об американских поставках КСА на сумму в 29,4 млрд долларов, большая часть которых затем была реализована в конкретные контракты. Речь шла о закупке 84 истребителей F-15SA «Игл» и модернизации имеющихся в ВВС КСА 68 самолетов F-15 более ранних модификаций, 36 боевых вертолетов АН-64 «Апач», 24 многоцелевых вертолетов «Блэк Хок», 36 легких боевых вертолетов АН-6i «Литтл Берд». Кроме того, была достигнута договоренность о модернизации имеющихся на вооружении саудовской ПВО ЗРК «Пэтриот» РАС-2 до модификации РАС-3 (сумма сделки – 1,7 млрд долларов). В 2012 г. был подписан контракт на капитальный ремонт и модернизацию 143 саудовских танков М1А2 «Абрамс», а в 2013 г. было объявлено о том, что США изготовят для сухопутных войск КСА 69 танков М1А2S. В августе 2013 г. конгресс США дал предварительное согласие на поставку Саудовской Аравии 30 патрульных катеров, техники для Национальной гвардии (НГ) и предоставление услуг по техническому обслуживанию авиационной техники на сумму 6,9 млрд долларов. В этом же месяце было объявлено о контракте на поставку КСА 1300 кассетных бомб. В декабре 2013 г. от конгресса получено разрешение на поставку 14 тыс. ПТУР ТОУ для НГ КСА и 1,7 тыс. ПТУР ТОУ для саудовских сухопутных войск.

Отметим, что среди американской политической элиты имеется немало влиятельных противников продажи Саудовской Аравии новейших образцов вооружения, так как это может представлять угрозу безопасности Израиля. Имеются также серьезные опасения, что при определенных обстоятельствах передаваемая техника может попасть в руки экстремистских сил и террористов. В ответ на эти претензии сторонники сотрудничества с Эр-Риядом отвечают: КСА так сильно зависит от США в деле подготовки личного состава, поставок запчастей к продаваемому оружию и оказания технической помощи, что саудовцам «будет очень трудно использовать сложное американское оружие против Соединенных Штатов, Израиля и других союзников США».

Тем не менее, существует негласное эмбарго на продажу КСА некоторых образцов вооружения. В частности, речь идет о БПЛА, баллистических ракетах среднего радиуса действия и спутниковых системах навигации и наведения ракет. В обход запрета саудовцы стремятся закупать ударные беспилотники через зарубежных посредников в других странах, пытаются запустить программу по созданию национальной спутниковой навигационной системы и переоснащения боеголовок ракет и авиабомб системами «суперточного» наведения. Кроме того, данная программа должна обеспечить достижение королевством полной автономности вопросах спутниковой разведки.

В отличие от Бахрейна, Катара, Кувейта и ОАЭ, Саудовская Аравия не стала размещать на своей территории американские РЛС и зенитные ракетные батареи для создаваемой с помощью США региональной системы ПРО в зоне Персидского залива, хотя и участвует в этой программе.

По итогам визита в КСА в декабре 2013 г. главы Пентагона Ч. Хейгла стороны, несмотря на возникшие между ними в последнее время политические разногласия, высказали обоюдное намерение развивать сотрудничество в военной сфере.

Саудовско-британское сотрудничество по линии ВТС на данном этапе развивается в основном по авиационной линии. Крупнейшей сделкой здесь остается контракт 2007 г. на приобретение саудовцами 72 истребителей EF-2000 «Тайфун». К январю 2014 г. ВВС КСА получили 34 машины данного типа. В 2012 был подписан контракт на производство 48 EF-2000 «Тайфун» на английских мощностях. В этом же году КСА подписала контракт на закупку в Великобритании 22 учебно-боевых самолетов типа «Хок» и 55 учебно-тренировочных самолетов PC-21 «Пилатус». Эти самолеты приобретаются для подготовки пилотов управлению истребителями EF-2000 «Тайфун» и F-15SA «Игл». Поставка PC-21 начнется в 2014 г., а «Хоков» – с 2016 г. Сделка также включает в себя предоставление соответствующего оборудования, в том числе тренажеров, и обучение саудовского персонала.

В последние годы все более активно развивается сотрудничество в сфере ВТС с Францией. Так, в 2012 г. саудовцы заказали в этой стране 73 бронетранспортера «Аравис» с возможным опционом до 200 машин. Кроме того, для саудовской НГ было заказано 80 155-мм самоходных гаубиц «Цезарь». В 2013 г. подписывается контракт на капитальный ремонт и модернизацию четырех фрегатов саудовских ВМС, построенных во Франции в 1980-е гг., а также на капитальный ремонт двух танкеров. Сообщается о саудовских заказах на постройку на французских верфях новых фрегатов, а также подводных лодок. Развивается сотрудничество в сфере военного космоса. Вместе с тем, в «подвешенном» состоянии находится соглашение о модернизации ЗРК ближнего действия «Кроталь», на подписание которого очень рассчитывали французы.

Сотрудничество с Германией развивается главным образом по линии выдачи лицензий на производство в КСА продукции военного назначения. В частности, это оборудование для охраны сухопутных и морских границ, ствольное оружие, программное обеспечение управления полетом летательных объектов. Сообщается о планах саудовцев закупить в ФРГ пять подводных лодок проекта 209. В то же время до сих пор так и не решен вопрос о поставках в КСА немецких танков «Леопард-2».

Давним военно-политическим партнером Саудовской Аравии является Пакистан, который оказывает содействие в подготовке саудовских военных кадров, налаживается кооперация в военном производстве, проводятся совместные учения ВС двух государств.

В 2010-2013 гг. Саудовская Аравия подписала соглашения о военном сотрудничестве с Индонезией, Турцией, Индией и Польшей.

В заключение отметим, что осуществляемые саудовским руководством крупномасштабные военные закупки явно избыточны. Страна имеет сравнительно небольшую армию, личный состав которой к тому же недостаточно подготовлен для полноценного освоения и надлежащего применения сложных современных высокотехнологичных образцов вооружения и военной техники.

52.29MB | MySQL:103 | 0,626sec