Саудовская Аравия и франко-ливанское военно-техническое сотрудничество

Визит президента Франции Ф.Олланда в Эр-Рияд аккурат перед Новым Годом, как мы уже говорили, глобально надежд французского бизнеса на получение многомиллиардных контрактов, не оправдал. Париж на фоне заметного охлаждения партнерских отношений КСА с США лелеял надежды на серьезное и долгосрочное проникновение на саудовский рынок. В частности, французский президент планировал довести до логического конца долгие и, на данный момент, безрезультатные переговоры в отношении строительства скоростных железных дорог и закупки Эр-Риядом «Аэробусов», но получил пока «многоточие» вместо «точки». Саудовское руководство вновь попыталось точечно использовать Париж для достижения своих узко локальных региональных целей, предложив ему контракт  на три миллиарда долларов США в рамках переоснащения и тренинга ливанских вооруженных сил.

Подманив переживающий не самые лучшие свои времена французский оружейный бизнес такой «морковкой», саудовцы одновременно пытаются решить две основные задачи: сделать Париж активным игроком на ливанской площадке и создать, наконец-то, внятную альтернативу силовому доминированию шиитской «Хизбалле» в этой стране. Заметим, что французам отводится в предлагаемой стратегии роль не просто активного и нейтрального посредника, а абсолютно четко ориентированного на снижение шиитского (читай: иранского) влияния в Ливане. Ранее Вашингтон категорически отказался продавать новейшие образцы вооружения ливанской армии, несмотря на все уговоры. И в данном случае существовал и существует только один довод: реальная опасность попадания этого вооружения в руки все той же «Хизбаллы», члены которой на всех законных основаниях инкорпорированы в силовые структуры Ливана. И такой возможный вариант развития событий вызывал справедливое опасение со стороны Израиля и некоторых американских внешнеполитических стратегов, опасающихся тем самым нарушить баланс сил в регионе. То, что предлагает сейчас сделать Эр-Рияд Парижу в условиях гражданской войны в Сирии, есть, по сути, попытка этот баланс нарушить с реальной перспективой попадания нового вооружения в руки, мягко говоря, не самых лучших парней. Действительно, Ливан в полной мере ощущает на себе все последствия нестабильности в Сирии. В стране периодически вспыхивают вооруженные столкновения между алавитами и суннитами; страна фактически превратилась в перевалочную базу иностранных джихадистов; продолжается радикализация палестинского сообщества; и т.п. Аргументы о том, что ливанская армия в этой ситуации сможет выступить реальной стабилизирующей силой, а для этого ей необходимо перевооружиться, не срабатывают. В первую очередь потому, что все помнят семидесятые годы ХХ века и гражданскую войну в Ливане, когда армия благополучно раскололась и разошлась по конфессиональным «квартирам». Сейчас костяк вооруженных сил составляют сунниты и христиане, которые также не в состоянии быть наднациональной силой, способной в случае чего реально выступить против «своих».

Помимо этого существует и еще один аспект. Контракт на три миллиарда долларов – серьезный даже для армий более солидных в военном отношении стран, нежели Ливан. Той же египетской армии в условиях противостояния с местными «Братьями-мусульманами» Эр-Рияд пообещал помощь только на миллиард. Сравнивать потенциал и численность ливанских и египетских вооруженных сил бессмысленно. Контракт на такую сумму подразумевает уже не средства связи и БТР, о чем Париж с Бейрутом договариваются несколько лет. Скажем откровенно, что ливанская армия даже с условием пролонгированности такой сделки эту сумму «переварить» не в состоянии. Тогда возникает закономерный вопрос – куда пойдет оружие, и для каких целей. Есть все основания предполагать, что для создания в регионе подконтрольных тем же саудовцам формирований не только в Ливане, но и в той же Сирии. Мы уже говорили о, во многом утопичных, планах Эр-Рияда по созданию так называемого аналога «Иностранного легиона», который будет включать в себя «национальные батальоны». В нынешних инициативах саудовцев явно прослеживается указанный тренд на создание на свои деньги лояльных себе воинских подразделений в зоне своих стратегических интересов.

Как представляется, это в Париже понимают, но их губит жадность. С целью смягчить негативные последствия Елисейский дворец срочно откомандировал в Ливан советника президента по Ближнему Востоку Э.Бонне, перед которым уже не в первый раз ставятся очень деликатные задачи. Э.Бонне сопровождал Ф.Оланда в Эр-Рияд и был в курсе прошедших переговоров. В Бейруте советник президента встретился и провел консультации 16 января с.г. с местным политиком А.Мусауи, который является главным посредником между Парижем и руководством «Хизбаллы» и уже несколько раз успешно посредничал в решении самых разных задач. Во время встречи Э.Бонне пытался убедить собеседника в том, что Франция остается нейтральной на ливанской площадке, и предстоящая сделка никоим образом не направлена против интересов «Хизбаллы». Это у него не получилось. А.Масауи в ответ заявил, что никаких сомнений в проведении подрывной политики саудовцев в Ливане у руководства шиитского движения не существует. Для последнего очевидно, что предполагаемая сделка имеет целью создание на базе вооруженных сил Ливана подконтрольной Эр-Рияду структуры, которая, безусловно, в определенный момент выступит против «Хизбаллы». Добрая воля саудовцев, по оценке Мусауи, могла быть продемонстрирована в случае, если бы саудовская помощь оказывалась бы напрямую Бейруту без всякой привязки к сделке с Францией, а ливанское руководство само выбирало бы себе партнеров по усилению обороноспособности. В противном случае речь идет об «односторонних» шагах Парижа и Эр-Рияда.

Несмотря на это недовольство, французы начинают форсировать события. 20 января с.г. Бейрут посетил руководитель аппарата Министерства обороны адмирал Э.Гулло. 15 февраля с.г. он должен будет возглавить головной офис ODAS (государственного объединения по координации ВТС), и ливанское досье будет одним из приоритетных направлений его будущей деятельности. Адмирал обсуждал со своим ливанским коллегой вопросы реализации контракта, предложенного саудитами. На первом этапе его реализации подразумевается помощь французов в строительстве госпиталей, бункеров, военно-морских баз и систем связи. На втором – оснащение ливанской армии новейшими системами вооружения. Представляется в связи с этим, что процесс, что называется, «пошел», несмотря на все существующие политические риски.

62.83MB | MySQL:102 | 0,541sec