Некоторые итоги операций французских военных в Мали и Ливии

Одним из важных итогов участия французских военнослужащих в военных операциях в Мали и Ливии стало решение Елисейского дворца о проведении масштабной реформы системы военной разведки страны. Было признано, что указанное ведомство в рамках подготовки и проведения упомянутых интервенций допустило целый комплекс промахов и ошибок. Что самым негативным образом повлияло на эффективность использования французской армии в Африке. Одним из главных архитекторов планируемых преобразований и реформ станет недавно назначенный на этот пост руководитель французской военной разведки генерал Пьер Де Вилье.

Реформа затронет несколько ключевых департаментов ведомства. Прежде всего, это подразделение CF3I из Direction du Renseignement Militaire (DRM), специализирующееся на анализе данных, получаемых с космических спутников «Гелиос» и «Плеядес». Численный штат подразделения на сегодня — 100 аналитиков. Слабость этого важнейшего звена разведки и его недостаточная инкорпорированность в общий механизм особенно отчетливо проявилась во время проведения операции «Серваль» в Мали, когда командование специальных сил армии Франции вынуждено было получать информацию о передвижении племенных групп на севере Мали от американцев. Французские аналитики передавали информацию неточную и с очень большой задержкой, что делало ее заведомо устаревшей и не позволяло командованию внятно формулировать оперативные задачи и во многом вынуждало французских военных действовать по наитию и старинке. Такая ситуация, в итоге, привела к открытому конфликту — командующий силами спецназначения генерал К.Гомарт обвинил руководство военной разведки в некомпетентности и потребовал привести деятельность этого ведомства в соответствие с интересами «конечного потребителя» информации, то есть непосредственно военных, воюющих в той или иной точке. По оценке генерала, эта деятельность должна учитывать не только чисто технические моменты разведки, но и предоставлять армии общий анализ ситуации с учетом «социальных феноменов». Под последними имеются в виду, прежде всего, страноведческий анализ, который должен накладываться на чисто технические разведывательные данные.  На Западе в очередной раз продемонстрировали «ахиллесову пяту» своей разведывательной деятельности. Это преимущественно чисто технический съем информации, а без учета страноведческих аспектов и агентурной информации «с мест» он становится пустым делом и практически бесполезной тратой денег. Кроме того, было отмечено, что в анализ должны включаться и сведения из открытых источников, что сейчас практически не делается. Таким образом, можно констатировать, что французская разведка ничему не научилась из негативного опыта своих союзников американцев, столкнувшихся в свое время ровно с теми же проблемами в Афганистане и Ираке.

Вторым печальным итогом проведенных операций в Мали и Ливии стало абсолютно неудовлетворительное техническое оснащение беспилотников, на тот момент времени использовавшихся французами. В этой связи пришлось срочно запрашивать о помощи Вашингтон. Американцы передали Парижу в аренду два беспилотника Reaper Block, которые только с конца января с.г. стали полностью эксплуатироваться и обслуживаться французскими специалистами. При этом французская военная разведка в процессе использования пришла к выводу о необходимости их технического усиления, что позволяло бы отслеживать с одинаковым успехом сразу несколько целей. Речь идет о новых радарах SAR-GMTI I-Master. Но они на экспорт американцами не поставляются. Переоснащение БПЛА уже потребовало специального разрешения Конгресса США, что только на практике означает дальнейшее проведение переговоров о приобретении необходимого оборудования с американской фирмой General Atomics, которая, собственно, его и производит. Приобретение же дополнительного числа БПЛА, уже использующихся сейчас Пентагоном, натыкается на нежелание со стороны американских военных.

Не сложилось и со срочной покупкой беспилотников у тех же британцев, которые отказались от закупки ранее заказанных и изготовленных 15 беспилотников Thales Watchkeeper для нужд собственной армии (общее число заказа составляет 60 штук). Но на этот раз не сложилось в связи с позицией командования французской военной разведки, оставшимся неудовлетворенным итогами демонстрации возможностей этого БПЛА. Таким образом, перед Парижем остро встала проблема технической отсталости своих подразделений и отсутствия достойных отечественных аналогов БПЛА — без них воевать в условиях пустыни крайне сложно. Можно предвидеть, что французский ВПК в этой связи ожидает череда крупных заказов, что, однако, быструю отдачу не предусматривает. Таким образом, эксперты констатируют стратегический просчет Парижа в планировании военного строительства, что привело не только к отставанию, но напрямую влияет и на эффективность участия французской армии в локальных конфликтах. Сюда же можно отнести и непродуманные действия администрации бывшего президента Н.Саркози, «в запале» экономии всех и всего свернувшей базы Иностранного легиона в Чаде и Джибути, что затем вынудило тратить больше средств и сил на переброску воинских контингентов в Мали и ЦАР.

Еще одна тема, которую предстоит решить новому руководству военной разведки — это выстраивание рабочих отношений с работающими в Африке и на Ближнем Востоке частными охранными фирмами и крупнейшими отечественными корпорациями. С этой целью планируется начать практику прикомандирования высокопоставленных сотрудников военной разведки к руководству частного бизнеса для координации усилий и выработки единого подхода к тем или иным вопросам в регионе Сахеля и Ближнего Востока. Естественно, что речь идет и о сборе информации через возможности филиалов указанных корпораций, причем не только в странах «третьего мира». В связи с этим неустановленный сотрудник военной разведки уже появился в штате штаб-квартиры Тоталь в Крейле, где занял пост второго заместителя директора. Однако эксперты указывают, что до сих пор в руководстве военной разведки отсутствует четко прописанный регламент деятельности такого рода сотрудников, что опять же снижает пока их эффективность. Предыдущие инструкции на этот счет нуждаются в солидной ревизии. Но, тем не менее, это направление является новым в деятельности военной разведки, поскольку до прошлого года такую практику отправки сотрудников «под прикрытие» крупных госкомпаний и частных корпораций (в основном, в департамент кадров) использовало только «гражданская» спецслужба DGSE.

52.23MB | MySQL:103 | 0,607sec