Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 января – 2 февраля 2014 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией и Тунисом. В Женеве 31 января завершился первый раунд переговоров между представителями сирийского правительства и оппозиции. В Тунисе на минувшей неделе была одобрена новая конституция страны и сформировано новое, внепартийное правительство.

Делегации правительства Сирии и оппозиции в лице Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) 31 января завершили первый раунд переговоров, который проходил при посредничестве спецпредставителя ООН и ЛАГ по сирийскому урегулированию Л. Брахими. Таким образом, впервые за три года конфликта в САР сирийские стороны согласились сесть за стол переговоров, несмотря на диаметрально противоположные позиции по урегулированию кризиса в стране. В ходе прошедших дискуссий переговорщики не смогли достичь согласия по обсуждавшимся проблемам. Важнейшим пунктом разногласий остается вопрос о будущем президента САР Б. Асада, а также вопрос о создании в Сирии переходного правительства. При этом делегация правительства говорила о готовности обсуждать «любые темы», за исключением будущего Асада, который если и уйдет со сцены, то лишь после того, как решение об этом примет на выборах сирийский народ. В ответ представители оппозиции ссылались на Женевское коммюнике от 30 июня 2012 г., которое, по мнению НКОРС, предполагает уход Асада и его окружения. Причем НКОРС жестко настаивает на первоначальном обсуждении именно проблемы переходного правительства. На 10 февраля в Женеве назначено начало второго тура переговоров. Оппозиция согласилась с этой датой. Что касается властей САР, то они, как было заявлено, примут решение о дальнейшем участии в «Женеве-2» после обсуждения с Асадом доклада по итогам первого раунда.

Ключевой задачей мирной конференции по Сирии «Женева-2 является прекращение насилия, а не уход Асада, заявил глава МИД России С. Лавров. Он призвал к объединению усилий международного сообщества для урегулирования сирийского кризиса. 4 февраля глава НКОРС А. Джарба посетит Москву для переговоров в российском МИДе.

Президент США Б. Обама 29 января вновь подтвердил поддержку Вашингтоном сирийской оппозиции, которая не сотрудничает с террористами, а  Конгресс США одобрил поставки стрелкового оружия умеренным силам сирийской оппозиции до конца текущего финансового года, завершающегося 30 сентября. Западные и арабские страны, входящие в так называемую «Группу друзей Сирии», обвинили официальный Дамаск в отсутствии прогресса и затягивании переговорного процесса.

Трудно идет процесс химического разоружения Сирии. На минувшей неделе из страны была вывезена вторая партия химоружия (ХО). Вместе с тем, вывоз ХО идет со значительным отставанием от графика. Организация по уничтожению химического оружия (ОЗХО) сообщила, что власти Сирии намерены выполнить программу ликвидации ХО и мощностей по его производству, и заверили, что работают над графиком доставки химикатов в порт Латакия. В настоящее время из страны вывезено до 5 процентов химикатов – около 30 тонн. США и страны Запада настаивают на ускорении процесса ликвидации ХО Сирии. Госсекретарь США Дж. Керри даже выступил с угрозой применения силы в отношении официального Дамаска в случае невыполнения им договоренностей по химическому разоружению. В то же время в российском МИДе заявили, что специалисты ООН и ОЗХО в Сирии постоянно подвергаются опасности нападения со стороны боевиков оппозиции, а принятый в ОЗХО план уничтожения сирийского химоружия «изначально был плохо просчитан». В МИД РФ считают, что ситуация вокруг нарушения сроков вывоза ХО из Сирии не должна накаляться, так как это не пойдет на пользу делу. Тем временем глава Национальной разведки США Дж. Клеппер заявил 29 января, что сирийские власти, возможно, обладают техническими возможностями производства биологического оружия. Со своей стороны, в Госдепартаменте сообщили, что не располагают независимым подтверждением информации о возможностях Сирии производить биологическое оружие.

На минувшей неделе в Сирии продолжались боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников Асада. Наиболее интенсивные бои велись в центральной провинции Хомс, северной провинции Алеппо и в южной провинции Дераа. По признанию главы Национальной разведки США Дж. Клеппера, экстремистская группировка «Джабхат ан-нусра» создает на территории Сирии лагеря для подготовки боевиков, прибывших из стран Европы, с целью их использования в этих странах после возвращения из Сирии. Это, по мнению Клеппера, создает угрозу и безопасности США.

В ночь на 27 января депутаты Национальной учредительной ассамблеи (парламента) Туниса большинством голосов приняли новую конституцию республики. Согласно этому документу, ислам не является источником права, в то же время в основном законе не зафиксировано, что Тунис — светская страна. В конституции подчеркивается, что Тунис – «государство свободное, независимое и суверенное, и ислам — его религия». Основной закон гарантирует «свободу вероисповедания и совести», а также обязывает президента Туниса быть мусульманином.

28 января парламент Туниса выразил доверие новому правительству страны во главе с М. Джомаа. Кабинет состоит из министров, не принадлежащих к какой-либо политической партии. Главная задача этого правительства состоит в подготовке страны к президентским и парламентским выборам, которых, по мнению аналитиков, не стоит ожидать ранее октября 2014 г.

Президент США Б. Обама 29 января подтвердил, что наложит вето на предложение о новых санкциях против Ирана, которые могут помешать переговорам по сворачиванию ядерной программы Тегерана. При этом глава Белого дома признал, что «переговоры будут трудными и могут не увенчаться успехом». В то же время госсекретарь Дж. Керри 2 февраля во время встречи главой МИД ИРИ Д. Зарифом в Мюнхене заявил, что США продолжат применение действующих против Ирана санкций. Между тем на минувшей неделе Иран получил первый транш на сумму 500 млн долларов из своих активов (4,2 млрд долл.), замороженных на Западе.

На прошедшей неделе Тегеран с официальным визитом посетил премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган. По итогам переговоров руководство двух соседних стран подчеркнуло необходимость дальнейшего развития и углубления турецко-иранских отношений в различных сферах. Эрдоган и президент ИРИ Роухани 29 января подписали протокол о создании Высшего Совета Сотрудничества между двумя странами. Первое заседание Совета пройдет во время предстоящего визита Роухани в Турцию. Кроме того, были заключены соглашения о создании двусторонней торговой комиссии, о преференциях в торговле и о сотрудничестве между турецким Анатолийским агентством и иранским агентством ИРНА. Эрдоган особо отметил, что Турция остро нуждается в энергоресурсах Ирана и рассчитывает на рост импорта иранских углеводородов. Глава турецкого правительства заявил, что Анкара будет сотрудничать с Тегераном в борьбе с терроризмом и по решению сирийского кризиса.

США и страны Запада продолжают настаивать на подписании Афганистаном документов, определяющих статус пребывания их войск в этой стране после 2014 г. Так, генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен 28 января подчеркнул, что западная коалиция может полностью вывести свои войска из Афганистана к концу 2014 г., если не будет создана правовая основа для их дальнейшего пребывания. На следующий день президент США Б. Обама заявил, что американцы выведут основную часть своих войск из Афганистана к концу 2014 г. и оставят там своих военнослужащих только после подписания соглашения о безопасности. По словам Обамы, ограниченный американский контингент будет выполнять две функции: антитеррористические операции против боевиков «Аль-Каиды» и обучение афганских военных. Глава Пентагона Ч. Хейгел заявил 31 января, что Кабул не может продолжать откладывать принятие решения о подписании соглашения по безопасности с США. Хейгел считает, что в какой-то момент затягивание времени президентом Афганистана Х. Карзаем создаст проблемы, поскольку американской стороне необходимо составить соответствующие планы и бюджет. Вместе с тем, Хейгел отметил, что с уважением относится к праву Карзая поступать так, как он считает нужным, а возможности США по оказанию влияния на решения афганского руководства «ограничены».

Афганское правительство не может контролировать распределение американской финансовой помощи и исключить нецелевое расходование средств. Об этом говорится в докладе аппарата генерального инспектора США по вопросам реконструкции в Афганистане.

2 февраля в условиях повышенной активности террористов в Афганистане началась кампания по выборам президента страны, которые должны состояться в апреле.

Высший военный совет Египта 27 января призвал министра обороны страны А. Ф. ас-Сиси выдвинуть свою кандидатуру на пост президента республики. В этот же день временный президент АРЕ А. Мансур своим указом присвоил А. Ф. ас-Сиси воинское звание фельдмаршал.

Тем временем обстановка в Египте остается сложной. В различных районах страны совершаются теракты и вооруженные нападения на представителей власти. Особенно напряженная ситуация сохраняется на Синайском полуострове.

Власти Ливии 30 января объявили, что выборы Конституционной ассамблеи страны, которой предстоит составить проект нового основного закона государства, назначены на 20 февраля. После избрания ассамблеи, куда войдут 60 депутатов (по 20 представителей от основных регионов страны — Киренаики, Триполитании и Феццана. При этом 6 мест получат женщины и 6 — представители племен туарегов, тубу и берберов). Новому органу предстоит в течение 120 дней составить проект ливийской конституции, после чего он будет вынесен на общенародный референдум. По мнению экспертов, ключевыми вопросами в будущем основном законе станут принципы системы управления страной, статус племен и народностей, а также место шариата в ливийском законодательстве.

В районе Себхи – административного центра южного региона Феццан продолжаются бои между сторонниками бывшего ливийского лидера М. Каддафи и правительственными войсками, которых поддерживает «революционная» бригада из города Мисурата.

Напряженная обстановка сохраняется в Ираке. В западной провинции Анбар продолжается вооруженное противостояние правительственных сил и выступающих на их стороне отрядов ополчения местных племен с боевиками экстремистской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). По информации иракского военного командования, в ходе войсковых и антитеррористических операций правительственные силы за последние несколько недель сумели установить контроль над многими районами на Западе Ирака, в том числе захватить «важные базы» боевиков. Тем не менее, отряды ИГИЛ и поддерживающие их местные формирования продолжают удерживать город Эль-Фаллуджа и часть города Рамади – административного центра провинции Анбар. Тем временем в различных районах Ирака на минувшей неделе был совершен ряд крупных терактов и вооруженных нападений, приведших к многочисленным человеческим жертвам.

В северных районах Йемена не прекращается кровопролитное вооруженное противостояние между шиитскими мятежниками хауситами и отрядами влиятельной в стране конфедерации племен Хашид.

Президент Судана О. аль-Башир 27 января выступил с обращением к нации, в котором призвал все политические силы, включая вооруженную оппозицию, начать национальный диалог с целью вывода страны из кризиса. Глава государства предложил обсудить в ходе диалога четыре «критические» проблемы: достижение мира в Судане, экономические вопросы, внешнюю политику и «национальную идентичность».

Приложение

О состоянии вооруженных сил Йемена

После смены власти в стране в ноябре 2011 г. новое руководство Йеменской Республики (ЙР) предприняло ряд шагов по реорганизации национальных вооруженных сил (66,7 тыс. человек), чистке их рядов от сторонников бывшего президента А. А. Салеха. Одновременно в условиях сохраняющейся в республике очень сложной военно-политической обстановки переходного периода правительство ЙР пытается повысить боеспособность армии, укрепить в войсках дисциплину, повысить уровень морально-психологического состояния личного состава. Проводятся мероприятия по укреплению единства армии, снижению уровня разобщенности внутри вооруженных сил и устранению её причин, недопущению возобновления конфронтации между различными воинскими формированиями. В конечном счете, речь о максимально возможном снижении влияния военных на политическую жизнь Йемена и повышении возможностей армии в борьбе с вооруженными формированиями исламских экстремистов и террористов.

В августе 2012 г. президент Йемена А. Р.  Хади издал декрет о расформировании 1-й бронетанковой дивизии, которой командовал влиятельный генерал А. М. аль-Ахмар, и Республиканской гвардии. Её возглавлял сын А. А. Салеха Ахмед. Именно эти формирования играли очень важную роль в военно-политическом противостоянии в Йемене в 2011 г. Четыре бригады из их состава вошли в войска охраны президента, а остальные были переподчинены командующим Южного и Центрального военных округов.

Декретом президента ЙР от 12 декабря 2012 г. была объявлена новая организационная структура йеменских вооруженных сил. Верховным главнокомандующим (ВГК) остался глава государства, который одновременно возглавляет Совет национальной обороны. На Министерство обороны возложено решение задач по выработке и реализации военной политики государства, а генштаб должен осуществлять управление войсками и заниматься вопросами их подготовки.

В состав вооруженных сил Йемена вошли следующие пять компонентов: сухопутные войска, военно-воздушные силы (вместе с силами ПВО), военно-морские силы и силы береговой обороны, пограничные войска и Стратегический резерв.

В военно-административном отношении территорию ЙР было предложено разделить на семь военных округов (ранее было пять) и несколько отдельных оперативных направлений. Группировка войск в каждом из округов (направлений) будет определена в соответствии с планом обороны страны, который должны разработать Министерство обороны и генеральный штаб.

10 апреля 2013 г. президент Хади подписал целый ряд указов по организационным и кадровым изменениям в армии. В частности, было официально оформлено деление территории страны на семь военных округов и назначены их командующие. Предполагается, что смена командующих военными округами будет происходить через каждые два-три года. Отметим, что из семи новых командующих округами четыре человека являются выходцами из Юга Йемена, а трое – из Севера. С командных должностей в армии были удалены генерал А. М. аль-Ахмар (назначен советником президента по вопросам обороны и безопасности) и высокопоставленные сторонники А. А. Салеха и А. М. аль-Ахмара, назначенные военными атташе при йеменских посольствах в различных странах. Сын А. А. Салеха Ахмед был назначен послом Йемена в ОАЭ. Кадровые перемещения в столице и на местах прошли в целом в спокойной обстановке. Уход кланов Салеха и аль-Ахмара с руководящих постов в армии ожидался. С ним военные связывали надежду на ослабление коррупции в вооруженных силах и приведение в порядок ситуации с денежным довольствием. В целом проведенные мероприятия способствовали усилению контроля руководства страны над вооруженными силами, снижению уровня конфронтации между отдельными группами командного состава армии. Отметим, что мероприятия по реформированию ВС были подготовлены специальной комиссией при участии специалистов из США и Иордании.

Основным соединения сухопутных войск (60,7 тыс. человек вместе с силами, входящими в состав Стратегического резерва) является бригада. Всего имеется до 40 бригад (пехотных, горно-пехотных, механизированных, танковых, воздушно-десантных, спецназа, ракетных, артиллерийских, охраны президента). Из них в состав Стратегического резерва, находящегося в непосредственном подчинении президента ЙР – Верховного главнокомандующего ВС, входят ракетные бригады, бригады охраны президента и Силы специальных операций (бригады спецназа, горно-пехотная бригада, антитеррористические подразделения).

На вооружении сухопутных войск и Стратегического резерва имеется: 28 ПУ оперативно-тактических и тактических ракет (6 ПУ ОТР Р-17 («Скад»), 19 ПУ ТР «Точка» и 12 ПУ ТР «Луна-М), до 860 танков (Т-80, Т-72, Т-62, Т-55, Т-54, Т-34-85, М-60), до 1200 артиллерийских орудий, РСЗО и минометов, около 70 ПУ ПТУР, до 200 БМП-1 и БМП-2, свыше 400 БТР и других бронемашин, около 800 ПЗРК и до 450 зенитных орудий и установок. Части и подразделения сухопутных войск регулярно участвуют в боевых операциях против боевиков экстремистских группировок, связанных с «Аль-Каидой», и других незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Йемена.

В состав военно-воздушных сил (4,3 тыс. человек) входят также части ПВО. На вооружении имеется до 80 боевых самолетов, в том числе 22 истребителя МиГ-29 различных модификаций. Также на вооружении состоят примерно 40 учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов и до 20 военно-транспортных самолетов. Вертолетная авиация представлена примерно 20 боевыми и 40 транспортным машинами. Значительная часть авиационной техники находится в неисправном состоянии. Йеменские ВВС располагают семью военно-воздушными базами: Сана, Ходейда, Эль-Анад, Атак, Аден, Эр-Раян, Таизз. Части ПВО имеют на вооружении ЗРК С-75, С-125 и «Квадрат», техническое состояние которых находится на низком уровне.

Военно-морские силы и силы береговой обороны (1,7 тыс. человек) являются наиболее слабыми среди стран Аравийского полуострова. Корабельный состав представлен 9 боевыми кораблями и примерно 40 катерами, в том числе 4 ракетными. В береговой обороне имеется 2 батареи (8 ПУ) противокорабельного комплекса «Рубеж» и примерно 60 артиллерийских орудий калибра 130 и 100 мм. Подразделения морской пехоты насчитывают 500 человек. Военно-морские базы расположены в Адене и Ходейде, а пункты базирования на островах Перим и Сокотра, в Эль-Наибе и Мукалле. Имеются также три района береговой обороны: Эль-Бейд, Аден и остров Камран. В целом по своему составу, вооружению и технической готовности ВМС ЙР в состоянии выполнять лишь ограниченный круг задач по патрулированию прибрежных вод и переброске войск и военных грузов.

Практически полное отсутствие собственной военной промышленности обусловливает зависимость Йемена от зарубежных поставок вооружения и военной техники. В то же время нехватка финансовых средств и сложная, нестабильная обстановка в стране ограничивают возможности правительства в вопросах технического оснащения национальной армии. Объемы военного импорта невелики. Так, в 2008- 2011 гг. Йемен закупил вооружений на сумму примерно в 400 млн долларов. За этот же период были подписаны новые контракты на приобретение различной продукции военного назначения на сумму в 500 млн долларов. Наиболее крупной сделкой в последние годы стала закупка в Белоруссии в 2011 г. 66 танков Т-80.

Интенсивно развиваются военные связи с США, которые оказывают вооруженным силам ЙР информационную и материально-техническую поддержку в проведении операций против боевиков и террористов. Американские БПЛА периодически наносят удары по объектам террористов. США оказывают содействие в подготовке военных кадров. Так, американские специалисты участвуют в подготовке личного состава йеменского спецназа.

Военно-технические связи поддерживаются также с Россией, Украиной, Белоруссией, КНР и некоторыми другими странами.

В целом вооруженные силы Йемена на современном этапе находятся в очень сложном положении. Не до конца преодолена разобщенность среди личного состава армии. В войсках много устаревшей и выслужившей свой срок техники, а поставки современных видов вооружения из-за рубежа невелики. Слабым остается уровень подготовки личного состава. На низком уровне находится тыл и МТО. Не отвечает потребностям армии имеющаяся ремонтная база. Ощущается острый дефицит запчастей для всех видов техники. Недостаточно развита военная инфраструктура страны, оперативное оборудование ее территории. Требует кардинального улучшения система управления войсками, разведки и связи. Слабость подготовки армии со всей очевидностью проявляется в ходе боевых операций против вооруженных формирований экстремистов и террористов.

52.37MB | MySQL:103 | 0,558sec