Размышления о развитии политической ситуации в Сирии

Мы уже писали, что мирная конференция по сирийскому урегулированию «Женева-2» ценна не своими возможными договоренностями в отношении выхода из трехгодичного вооруженного противостояния между сторонами конфликта (на это, собственно, никто и не надеялся), а прежде всего фактом опосредованных контактов между режимом Б.Асада и сирийской оппозицией. Причем последняя была представлена далеко не самыми основными своими игроками, что заранее, в значительной степени, нивелировало все достигнутые с ней договоренности о перемирии и организации гуманитарных коридоров. Американцы, которые, безусловно, явились основными спонсорами указанной конференции, прекрасно осознавали этот момент. Но, в данном случае, важна более иллюзия движения вперед, нежели сам прогресс.

Вашингтон в такой ситуации, естественно, пока не будет форсировать события по смене режима в Дамаске. Мы уже отмечали, что именно факт безусловного превалирования исламистов самого радикального толка в вооруженной составляющей сирийской оппозиции является самым главным козырем для Б.Асада и некой гарантией от его свержения при помощи Запада чисто силовыми способами. Вторая такая гарантия — эвакуация компонентов химического оружия из страны, до завершения которой реализация упомянутого сценария окажется верхом политической близорукости. Рискнем предположить, что после вывода химоружия на Западе вновь активизируется риторика в отношении ухода Б.Асада, что фактически предопределено. Здесь важно зафиксировать лишь один очень принципиальный момент: это только необходимый пропагандистский антураж без серьезных последствий, либо речь пойдет о подготовке реализации силового сценария ликвидации режима в Дамаске. Допустим, что речь, все-таки, будет идти о первом варианте с резким усилением, в отсутствии химического оружия, т.н. «гуманитарного фактора». Именно последний, скорее всего, выберут Вашингтон и Брюссель в качестве основного аргумента для постепенного наращивания своего присутствия в Сирии под зонтиком ООН. Речь объективно в данном случае пойдет о миротворцах, в обязанности которых войдет разделение противоборствующих сторон и обеспечение деятельности соответствующих агентств и фондов. При этом требования ухода самого Б.Асада отойдут на второй план, ибо в случае обвального обрушения режима следует ожидать превращение Сирии, а за ней и Ливана, в плохо управляемую территорию перманентной исламистской угрозы и хаоса.

Что будет именно так – сомнений очень мало в силу ряда причин. Верить Эр-Рияду, который клянется в том, что его поддержка джихадизма в Сирии есть только радикальный способ противодействия шиитской экспансии, не стоит. Достаточно посмотреть на Афганистан, где Исламабад и тот же Эр-Рияд формируют совершенно очевидный вариант превращения этой страны в колыбель международного терроризма, коей она и была до ввода туда американских войск. Естественно, что с падением Б.Асада вмешательство Саудовской Аравии в сирийские дела не прекратится, а лишь усилится. Речь идет о создании ближневосточного аналога Афганистана с целью организации плацдарма для влияния на соседние страны региона в нужном для себя ключе. Говорить о том, что главной целью Эр-Рияда в данном контексте является установление демократических правил игры – нельзя, хотя бы только по причине того, что эти правила глубоко чужды для верхушки  в самой КСА. А это означает, что сохранение режима Б.Асада необходимо любой ценой на среднесрочную перспективу, независимо от того, нравится он или нет. Иные способы воздействия на ситуацию подразумевают многомиллионные вливания в «приемлемый» сегмент оппозиции с целью создания эффективной альтернативы радикалам, к чему ни американцы, ни европейцы экономически и морально не готовы.

На наш взгляд, более важные события с точки зрения сохранения баланса сил в Сирии в период конференции «Женева-2» проходили в самой стране. Мы имеем в виду переговоры Дамаска с рядом полевых командиров, которые в разных случаях закончились разными итогами. Но, тем не менее, удалось договориться об амнистии части вооруженных отрядов и сдаче ими оружия, повстанцы также вышли из ряда пригородов столицы, заработал ряд гуманитарных коридоров. И это показывает, насколько внутренний формат достижения компромисса работает эффективней всех международных конференций вместе взятых. И причина очень прозаична – собравшиеся на стороне оппозиции фигуры в Монтре просто никого не представляют, и говорить с ними о конкретике малопродуктивно. Фрагментарность сирийской оппозиции, которая указывается в качестве самого основного препятствия для выхода на масштабные договоренности, в данном случае превращается в плюс. По нашей оценке, именно такой сепаратный формат нахождения национального компромисса и становится основным, учитывая уже порядком уставшую от гражданской войны сирийскую нацию. Другой вопрос, что это понимают и в Эр-Рияде и сделают все возможное, чтобы его сорвать. Иностранцы – это именно та сила, которая слабо восприимчива именно к такого рода схеме национального диалога, поскольку они являются просто наемниками.

В этой связи в Эр-Рияде будут делать все возможное, чтобы сохранить и нарастить именно эту силу в качестве своего основного инструмента влияния на ситуацию, а также активизировать боевые действия и сорвать даже намеки на некий национальный диалог. И в данном контексте ближайшими стратегическими партнерами КСА становятся пакистанцы. Можно даже сказать, что уже существует серьезная зависимость саудовского Управления общей разведки (УОР) от своих коллег из Межведомственной разведки Пакистана. По крайней мере, в части подготовки и тренировки иностранных джихадистов, перебрасываемых затем в Сирию. Сейчас основной упор в этой связи делается на радикалов из Кашмира и Афганистана, среди которых у пакистанской спецслужбы имеются традиционно сильные позиции. За последний месяц Исламабад посетили министры внутренних дел и Национальной гвардии, а также заместитель министра обороны КСА. В рамках усиления межведомственных контактов принят ряд важных решений, в том числе и по переформатированию схемы подготовки джихадистов для Сирии. Теперь они массово будут готовиться на территории «зоны племен»  и Кашмира, а уже затем перебрасываться в Сирию. Кроме того, пакистанские инструкторы на постоянной основе прикомандировываются к штату саудовской полиции и Национальной гвардии, где будут координировать подготовку сотрудников и вырабатывать рекомендации по организации их деятельности.

62.85MB | MySQL:102 | 0,446sec