Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (3-9 февраля 2014 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран нестабильная и напряженная обстановка. В Сирии продолжаются боевые действия между силами сторонников и противников президента Б. Асада. Трудно идет процесс химического разоружения Сирии. Нестабильной сохраняется ситуация в Ираке, Ливии, Ливане, Египте, Йемене, Афганистане, Южном Судане и в зоне палестино-израильского конфликта.

Госсекретарь США Дж. Керри, оценивая обстановку, сложившуюся в настоящее время в Сирии, 5 февраля отметил, что президент Б. Асад несколько укрепил свои позиции в стране, но в целом «я бы так описал сложившуюся ситуацию: Асад не побеждает, но и не проигрывает».

Тем временем на минувшей неделе в большинстве провинций Сирии продолжались боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Асада. Наиболее интенсивные и ожесточенные бои с переменным успехом велись на севере страны в городе и провинции Алеппо. Одновременно в провинции Алеппо и соседней провинции Идлиб, а также в ряде других мест между собой воевали отряды различных вооруженных группировок из числа противников Асада. Прежде всего, бои шли между боевиками экстремистской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и «умеренной» группировки «Исламский фронт» (ИФ). Здесь же отметим, что руководство «Аль-Каиды» выступило с заявлением, в котором отмежевалось от действий ИГИЛ в Сирии. В то же время А. Джарба — глава Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил  (НКОРС) заявил, что Нацкоалиция считает ИФ «не террористической организацией, а революционерами».

8-9 февраля была проведена гуманитарная операция по эвакуации из Хомса мирных жителей и доставке в старые районы города гуманитарной помощи. В этой связи враждующие стороны заключили трехдневное перемирие, но затем боевики обстреляли гуманитарные конвои. Тем не менее, из Хомса удалось эвакуировать более 600 мирных жителей и частично доставить продовольствие и медикаменты. По оценке МИД России, достижение соглашения о доставке гуманитарной помощи и эвакуации гражданских лиц из блокированных районов Хомса подтверждает, что гуманитарные проблемы сирийского населения можно решить конкретными шагами, а не принятием Советом Безопасности ООН политизированных резолюций.

На минувшей неделе участники конференции «Женева-2» по сирийскому урегулированию готовились ко второму раунду переговоров, который должен начаться 10 февраля. Правительство Сирии и НКОРС заявили о своей готовности продолжить диалог. В то же время многие политические аналитики не без оснований считают, что достижение каких-либо существенных результатов в ходе второго раунда «Женевы-2» «крайне маловероятно» из-за диаметрально противоположных подходов сирийских сторон к проблеме урегулирования кризиса в стране. К тому же «режим Асада убежден, что он может добиться военной победы, а США и Россия не смогли представить новых совместных конкретных предложений» по сирийскому урегулированию».

4 февраля министр иностранных дел России С. Лавров принял в Москве делегацию НКОРС во главе с А. Джарбой. В ходе встречи Лавров отметил важность реализации в полном объеме Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г., включая вопросы борьбы с терроризмом, прекращения огня, обеспечения гуманитарного доступа, обмена захваченными и пленными. «Была подтверждена приверженность России нахождению самими сирийцами без внешнего вмешательства взаимоприемлемых решений, обеспечивающих единство, территориальную целостность и суверенитет Сирии при учете интересов всех этнических и конфессиональных групп ее населения». Со своей стороны, Джарба подтвердил намерение НКОРС добиваться ухода Асада с поста президента Сирии. При этом он отметил, что «российская сторона лучше понимает нашу позицию, и это позитивный момент» и «у нас сейчас установился новый дух в отношениях с Россией».

Трудности имеются в деле химического разоружения Сирии. Дамаск не уложился в график, предусматривавший вывоз из страны до 5 февраля арсенала химического оружия (ХО). Тем не менее, как сообщили в совместной миссии ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), пока нет необходимости в принятии особых мер против Сирии. Как считают в миссии, власти Сирии не стремятся искусственно замедлить процесс вывоза ХО с территории страны, а сроки его вывоза сорвались по целому ряду причин, главные из которых: нестабильность в Сирии, проблемы с логистикой и неблагоприятные погодные условия. Тем не менее, правительство САР должно ускорить процесс вывоза химических веществ. В то же время Запад считает, что задержки с вывозом ХО из Сирии «неприемлемы». На сегодняшний день новые сроки ОЗХО пока устанавливать не намерена. Задача остается той же — полное уничтожение сирийских химических веществ до 30 июня 2014 г. Со своей стороны, Дамаск заверяет, что пытается как можно более четко следовать плану ОЗХО, а задержки объясняет деятельностью террористов. Правительство САР должно предоставить план по вывозу ХО из страны «в течение ближайших нескольких дней», сообщили в миссии ООН и ОЗХО.

5 февраля министр иностранных дел и международного сотрудничества Ливии М. Абдельазиз сообщил, что его страна «полностью избавилась от всех унаследованных от режима Каддафи арсеналов химического оружия. В ОЗХО подтвердили, что к 26 января Ливия уничтожила все находившиеся в ее распоряжении «артиллерийские снаряды и авиационные бомбы, снаряженные ипритом».

Между тем обстановка в Ливии остается очень сложной и нестабильной. В стране продолжаются вооруженные нападения на различные госучреждения, в том числе военные, редакции СМИ, школы. Не прекращаются покушения и убийства высокопоставленных должностных лиц.

7 февраля в Триполи, Бенгази и ряде других городов Ливии прошли массовые мирные демонстрации, участники которых протестовали против решения Всеобщего национального конгресса (ВНК, временный парламент) продлить свои полномочия до декабря текущего года. Напомним, что ВНК был избран в июле 2012 г. Его главной задачей являлась подготовка к проведению в стране выборов в конституционную ассамблею, а мандат был определен сроком на 18 месяцев.

Сложная обстановка сохраняется в Египте. В различных районах страны активно действуют террористы, совершающие нападения на госучреждения, полицейские посты, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и чиновников. Наиболее напряженная ситуация сохраняется на Синайском полуострове, где боевики экстремистских исламистских группировок фактически развязали партизанскую войну против армии и сил безопасности. В различных районах Египта не прекращаются акции протеста сторонников запрещенной властями Ассоциации «Братьев-мусульман».

На минувшей неделе временный премьер-министр АРЕ Х. аль-Баблауи посетил с визитом Саудовскую Аравию. В Эр-Рияде он получил заверения в том, что КСА «будет продолжать оказывать активную поддержку Египту», а «двум странам необходимо усиливать двустороннее сотрудничество и проводить двусторонние встречи на всевозможных уровнях». В ответ Х. аль-Баблауи поблагодарил саудовское руководство «за финансовую и моральную поддержку, оказываемую Египту».

Сообщается, что президент США Б. Обама встретится в марте с королем Саудовской Аравии Абдаллой для обсуждения вопросов, связанных с возникшим в последние месяцы определенным напряжением в отношениях между двумя государствами.

Нестабильностью и напряженностью характеризуется ситуация в Йемене. На севере страны отряды шиитских племен (хауситов), нарушив подписанное 4 февраля соглашение о прекращении огня, начали наступление на территории, контролируемые конфедерацией суннитских племен Хашед севернее столицы страны Саны. На юге Йемена в провинции Хадрамаут происходят вооруженные столкновения между подразделениями правительственной армии и ополченцами местных племен. В Сане на минувшей неделе экстремисты осуществили несколько терактов.

Напряженность сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Боевики экстремистских палестинских группировок из сектора Газа периодически обстреливают ракетами территорию Израиля. В ответ самолеты израильских ВВС наносят удары по противнику. Тем временем палестинский президент М. Аббас заявил о согласии на размещение на территории будущего палестинского государства международного контингента НАТО, который получит все необходимые полномочия для поддержания мира и безопасности. Аббас также выразил согласие и на то, чтобы вывод израильской армии с территории долины реки Иордан осуществлялся поэтапно в течение пяти, а не трех лет, как предлагалось ранее. По словам Аббаса, он не намерен прекращать переговоры с Израилем после того, как завершится девятимесячный период, отведенный США, но лишь в том случае, если будет достигнут прогресс на переговорах.

Власти Израиля на минувшей неделе одобрили строительство 558 новых единиц жилья в восточной части Иерусалима. Всего со времени возобновления палестино-изральских переговоров в июле 2013 г. правительство Б. Нетаньяху сообщило о возведении 7302 новых домов, в том числе 4880 на Западном берегу реки Иордан и 2422 – в Восточном Иерусалиме. Глава израильской делегации на переговорах с палестинцами, министр юстиции Ц. Ливни обвинила некоторых политиков в Израиле в попытке препятствования мирному процессу и осудила новое решение о строительстве жилья в Восточном Иерусалиме. По мнению Ливни, «строительство в новых поселениях — это точка невозврата» на пути мирного процесса.

8-9 февраля представители Ирана и МАГАТЭ провели в Тегеране переговоры по спорным вопросам иранской ядерной программы. Достигнута договоренность по пакету практических мер по контролю за ядерной программой ИРИ на период до 15 мая 2014 г. В частности, инспекторы МАГАТЭ будут допущены на три иранских ядерных объекта.

Вашингтон по просьбе правительства Пакистана временно приостановили удары с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) по объектам на территории этой страны. Сообщается, что это сделано для того, чтобы пакистанские власти могли вести переговоры с местными талибами. Вместе с тем, США оставили за собой право наносить удары в том случае, если они узнают местоположение какого-либо из лидеров «Аль-Каиды», или же получат информацию о прямой угрозе американскому гражданину. Отметим, что ударов с американских БПЛА в Пакистане не фиксировали с декабря 2013 г. По данным Министерства обороны Пакистана, всего в стране с 2008 г. в результате американских авиаударов погибли 2227 человек, в том числе 67 мирных жителей. В Исламабаде заявили, что правительство Пакистана настаивает на полном прекращении налетов БПЛА.

6 февраля в Исламабаде начались неоднократно откладываемые мирные переговоры между представителями правительства и пакистанскими талибами. Стороны обсуждают «дорожную карту» переговоров.

В ежегодном докладе Миссии ООН по содействию Афганистану говорится, что число жертв среди гражданского населения в стране в 2013 г. выросло на 14 процентов по сравнению с 2012 г. В минувшем году в результате насилия в Афганистане погибли 2959 человек, а 5656 получили ранения. Эксперты ООН связывают рост числа жертв с постепенным выводом из страны войск западной коалиции и передачей ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане хуже оснащенным и подготовленным местным силовикам. Рост числа жертв насилия в Афганистане, по мнению аналитиков, ставит вопрос о способности афганских сил безопасности удержать ситуацию под контролем после окончательного вывода из страны военного контингента НАТО.

Афганское движение «Талибан» опровергло сообщения СМИ о секретных переговорах с представителями президента страны Х. Карзая.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях иордано-амерканских отношений

 

 

Начиная с середины 1950-х гг. иордано-американские отношения за исключением отдельных краткосрочных периодов характеризуются в целом динамичным, поступательным развитием. Амман в своей политике традиционно опирается на помощь Вашингтона, рассматривает Соединенные Штаты в качестве основного стратегического партнера королевства, главного гаранта обеспечения внешней безопасности Иордании, а также силы, всемерно способствующей поддержанию стабильности правящего в стране монархического режима. В то же время тесные и многогранные связи с Вашингтоном зачастую ассоциируются с произраильским акцентом иорданской политики, что вызывает негативное отношение со стороны внутренних оппозиционных сил, особенно исламистской ориентации.

В свою очередь, для Соединенных Штатов Иордания на протяжении длительного периода остается одним из ключевых элементов американской ближневосточной политики. Королевство относится американцами к числу наиболее близких арабских политических партнеров в этом стратегически важном регионе. Всемерно укрепляя отношения с Амманом, в Вашингтоне принимают во внимание важность расположения королевства в центре наиболее нестабильной части региона между Израилем, палестинскими территориями, Египтом, Сирией, Ираком и Саудовской Аравией. Вашингтонская администрация успешно использует различные рычаги воздействия на иорданское руководство в целях закрепления Иордании в качестве значимого политического партнера США на Ближнем Востоке и необходимого обеспечивающего элемента американской концепции «гибкого военного присутствия» в этом районе мира. Соединенные Штаты стали для Иордании одним из крупнейших финансовых доноров, главным поставщиком вооружения, предоставляют королевству различные современные технологии. Большое значение для страны имеет американская экономическая помощь. Вашингтон всячески поддерживает региональный и международный политический вес Хашимитского королевства.

Иордания и США поддерживают тесное внешнеполитическое партнерство, взаимодействуя по целому ряду региональных и международных проблем. В Аммане выступают за широкое и активное американское участие в решении проблем Ближнего Востока, в основном позитивно оценивают многие выдвигаемые Вашингтоном политические инициативы, касающиеся региона. Поддержка американских инициатив, участие в них позиционируется королевским правительством как важный фактор обеспечения социально-экономического благополучия и динамичного государственного строительства Иордании. Между двумя странами регулярно поддерживаются политические контакты, в том числе на высшем уровне. Вместе с тем, США и Иордания не идут на формальное (договорное) оформление своего стратегического партнерства.

Наиболее интенсивно американо-иорданские контакты поддерживаются по вопросам арабо-израильского урегулирования, особенно его палестинского трека, который имеет для королевства первостепенное значение, учитывая, что, палестинцы, по различным оценкам, составляют от 50 до 70 процентов населения страны. Иордания всецело признает лидирующую роль США в деле арабо-израильского урегулирования, выступая при этом за более эффективные действия Вашингтона в интересах ускорения мирного процесса, скорейшего достижения реальных подвижек на пути урегулирования конфликта. В Аммане заявляют о необходимости дополнения американских инициатив конкретными делами, т. к. считают, что сохранение нынешнего неустойчивого положения в зоне палестино-израильского противостояния «чревато скатыванием региона к большей опасности». В этой связи иорданское руководство особо беспокоит возможная дестабилизация обстановки на палестинских территориях по причине отсутствия реального прогресса в урегулировании затянувшегося на долгие годы конфликта, что может негативно отразиться на ситуации в королевстве. У иорданцев вызывает неудовольствие недостаточная настойчивость американской администрации в этом вопросе.

Со времени начала в 2011 году конфликта в соседней Сирии Иордания сотрудничает с США в вопросах оказания помощи сирийской оппозиции. На территории королевства созданы лагеря подготовки боевиков сирийских группировок, воюющих за свержение режима президента Б. Асада на юге Сирии. В этих лагерях работают иорданские и американские инструкторы. С территории Иордании осуществляются и поставки оружия сирийским боевикам. Амман также в основном поддерживает политические действия Вашингтона на сирийском направлении. В то же время иорданское руководство опасается распространения сирийского конфликта на территорию королевства. В этой связи иорданцы рассчитывая на помощь американского союзника, пошли на расширение военных связей с Соединенными Штатами. Летом 2013 г. на иорданской территории прошли крупнейшие международные учения «Нетерпеливый лев-2013», основными участниками которых были США и Иордания. Часть учебно-боевых мероприятий проходила на севере королевства вблизи границы с Сирией. Как отмечали военные эксперты, сценарий этого учения во многом имитировал вторжение коалиционных сил в южные районы охваченной гражданской войной соседней страны, в том числе и в условиях применения химического оружия. Кроме того, отрабатывались действия в условиях гуманитарного кризиса в связи с массовым наплывом беженцев из Сирии.

После окончания учений по просьбе короля Абдаллы II вашингтонская администрация приняла решение оставить на иорданской территории 700 военнослужащих ВС США, 12 истребителей F-16, две батареи ЗРК «Пэтриот» «и связанные с ними средства поддержки и контроля». Ранее, в 2012 г. примерно 300 американских солдат и офицеров прибыли в королевство для обучения иорданского персонала логистике, разведке и военному планированию. Как было объявлено, все «они останутся в этой стране до тех пор, пока ситуация с безопасностью будет требовать этого». Причем истребители и зенитные комплексы размещены вблизи границы с Сирией. Позднее в Иордании был создан оперативный штаб, котором находятся американские специалисты по разработке и планированию военных операций. Иордания также обратилась к Вашингтону с просьбой предоставить пилотируемые разведывательные самолеты для наблюдения за границей с Сирией. Вместе с тем, в августе 2013 г. Иордания отказала Соединенным Штатам в предоставлении своей территории для нанесения возможного военного удара по Сирии.

В начале 2014 г. Иордания дала согласие на обучение иракских военнослужащих американскими инструкторами на своей территории.

В целом США являются основным партнером Иордании в военной и военно-технической сфере и останутся таковым на обозримую перспективу. В стоимостном исчислении американские поставки составляют примерно 60 процентов иорданского военного импорта. Еще в 1996 г. Вашингтон предоставил Иордании статус «союзника США вне НАТО», что позволяет королевству получать американскую военную помощь и продукцию военного назначения на льготных условиях.

Иордания по праву относится к числу наиболее значимых союзников США в борьбе с терроризмом. Иорданское Управление общей разведки по праву считается одной из наиболее эффективных спецслужб региона, сумевшей проникнуть во многие сети террористов и исламистских экстремистов.

Соединенные Штаты оказывают Иордании значимую экономическую помощь. Объем этой помощи в период с 1957 г. по 2012 г. составил более 13 млрд долларов. В 2008 г. США и Иордания подписали соглашение, по которому королевство в течение пяти лет получала ежегодную финансовую помощь в размере 660 млн долларов. В рамках этой программы в 2013 г. королевству на гражданские нужды было выделено 360 млн долларов, а на оказание военной помощи — 300 млн долларов. Важную роль в обеспечении продовольственной безопасности королевства играют поставки американской пшеницы (50 тыс. метрических тонн в 2012 г.).

В октябре 2013 г. Иордания выпустила суверенные облигации на 1,25 млрд долларов, полученных под гарантии американского правительства. Срок погашения облигаций составляет семь лет. В сообщении госдепартамента и Минфина США было подчеркнуто, что данный шаг символизирует солидарность Америки с «народом Иордании в расширении возможностей правительства королевства по обеспечению доступа к международной финансовой системе».

В целом Иордания выступает за дальнейшее расширение и развитие стратегического партнерства США, рассматривая его в качестве одного из важнейших факторов, способствующих упрочению политического положения страны в регионе и мире, развитию национальной экономики и укреплению обороноспособности королевства. В то же время, поддерживая тесные отношения с США, иорданское руководство стремится активно развивать разносторонние взаимовыгодные связи с другими государствами, в том числе с Россией.

52.43MB | MySQL:103 | 0,599sec