Об идеологических разногласиях между исламистами в Сирии

В Сирии продолжаются столкновения между оппозиционными исламистскими группировками, ведущими борьбу против режима Б.Асада.

В основе существующих противоречий между фундаменталистами решение лидера радикальной организации «Исламское государство Ирак» (ИГИ),  Абу Бакра аль-Багдади создать новую структуру «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Сразу после провозглашения этой организации  9 апреля 2013 г.   он потребовал от руководителя одной из самых боеспособных организаций антиасадовской оппозиции «Джабхат ан-нусра» Абу Мухаммада аль-Джулани присягнуть ему на верность и влиться в состав образовавшейся группировки. Обосновывая свое требование, лидер ИГИЛ указал, что амир «Джабхат ан-нусра» был направлен им в Сирию для создания там отделения, подчиняющегося ИГИ. При этом он использовал финансовые средства, направляемые от А.Б.аль-Багдади. Собственно организация «Исламское государство Ирак» поменяла свое название на «Исламское государство  Ирака и Леванта» в расчете, что «Джабхат ан-нусра» присоединится к ИГИ. А.М.аль-Джулани отверг предложение А.Б.аль-Багдади сославшись на то, что он не советовался с ним по поводу слияния двух организаций. Затем  руководитель «Джабхат ан-нусра» сделал выбор в пользу лидера  «головной Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири и присягнул ему на верность.

Приобретая политический вес с момента своего основания 23 января 2012 г., «Джабхат ан-нусра» была признана «рукой «Аль-Каиды» в Сирии» и, по сути, перешла под командование «головной Аль-Каиды». В свою очередь А.аз-Завахири  потребовал от ИГИЛ  вернуться в Ирак и сменить название на старое. Однако амир А.Б.аль-Багдади не подчинился этому требованию.

На разногласия между двумя салафитскими структурами «Джабхат ан-нусра» и «Исламское государство Ирака и Леванта» откликнулись авторитетные радикальные исламистские идеологи. В унисон А.аль-Завахири   выступил депортированный британскими властями в Иорданию и в настоящее время находящийся в тюрьме Омар Махмуд Усман, более известный как Абу Катада. Он призвал своих сторонников, воюющих против режима Б.Асада, присоединиться к «Джабхат ан-нусра». Это признанный в фундаменталистской среде идеолог, считавшийся «правой рукой» Усамы бен Ладена в Европе осудил лидера ИГИЛ Абу Бакра аль-Багдади, указывая на то, что «никто не имеет право провозглашать себя халифом, а проливать кровь мусульман в угоду таким правителям — очень серьезный грех». В диспут между двумя организациями вмешался также  «духовный отец» убитого в 2006 г. лидера «Аль-Каиды в Ираке» Абу Мусаба аз-Заркауи – Иссам аль-Баркави (Абу Мухаммад аль-Макдиси). По его словам, позиция  «Исламского государства Ирака и Леванта» приведет лишь только к кровопролитию между моджахедами различных группировок в Сирии. Даже само изменение названия организации с «Исламского государства Ирак» на новое без согласия с руководством «Аль-Каиды», находящимся в Афганистане вредит и отдаляет провозглашение  халифата. Он отмечает, что «джихад в Сирии принадлежит сообществу мусульман, и разногласия между группировками приведут к еще большему злу и вся кровь, пролитая моджахедами будет результатом этих распрей». А.М.аль-Макдиси также призвал молодежь сторониться людей, которые несведущи в шариате, но продолжают призывать к вступлению в ИГИЛ.

На стороне А.Б.аль-Багдади выступил иорданский идеолог радикального исламизма Омар Махди Зейдан. Он обрушился с критикой на А.М.аль-Макдиси и Абу Катаду, указывая, что их рассуждения оторваны от реальности. Более того, по его словам, находясь в тюрьме, Абу Катада не может быть свободным в суждениях и, вероятно, может действовать под диктовку спецслужб. Скорее всего, этот проповедник прав. С большой степенью вероятности можно утверждать, что значительный «иорданский контингент» в рядах ИГИЛ не может не вызывать тревоги у властей королевства. В перспективе они, ориентированные на глобальный джихад, могут серьезно обострить обстановку внутри Иордании. Поэтому сторонники «Джабхат ан-нусра» менее опасны, чем пропитавшиеся экспансионистской идеологией  «игиловцы».

23 января 2014 г.  Абдалла Мухаммад аль-Мухайсини, авторитетный саудовский богослов, который переехал в Сирию для участия в «джихаде» против нынешнего сирийского режима, объявил о новом плане примирения фундаменталистских группировок. Его  проект под названием «Инициатива уммы», получила широкую поддержку со стороны джихадистов, и в первую очередь, «Исламского фронта», «Ахрар аш-Шам» и «Джабхат ан-нусра».

Он, как и А.аз-Завахири, призвал исламистов на основе сформированной комиссии урегулировать все споры между собой. А.М.аль-Мухайсини провел ряд встреч с противоборствующими сторонами и  пришел к выводу, что большинство группировок выступают за урегулирование споров на основе шариата, как единственного способа урегулирования существующих разногласий. В качестве первоочередных мер он призвал к немедленному прекращению огня, затем «созданию суда, сформированного из независимых судей, одобренных всеми сторонами». При этом все организации, одобрившие инициативу, должны гарантировать полное подчинение решению этого суда.

По словам А.М.аль-Мухайсини, в Сирии достаточно людей, сведущих в шариате и получивших достойное религиозное образование, способных вынести квалифицированное решение по существующим разногласиям. Он призвал джихадистов следовать примеру соглашения, достигнутого между лидером афганских талибов муллой Омаром и лидером «Аль-Каиды» Усамой бен Ладеном по которому они смогли сообща вести боевые действия против врагов ислама

Несмотря на предпринимаемые попытки уладить спор между исламистскими группировками, инициативы ведущих идеологов современного фундаментализма были отвергнуты ИГИЛ.

В результате в начале февраля 2014 г. высшее руководство «Аль-Каиды» отреклось от «Исламского государства Ирака и Леванта». Лидер этой организации Абу Бакр аль-Багдади, неоднократно не подчинялся приказам руководителя «Аль-Каиды»  Аймана аз-Завахири. А.Б.аль-Багдади отказался признать законность других исламистских группировок, стоящих на идеологических позициях «чистого ислама» в Сирии. По словам высшего звена руководителей головной структуры, они не имеют «никакого отношения» к ИГИЛ и не  несут ответственность за действия ее  руководителя».

Этот идеологический конфликт выявляет значительные противоречия в джихадистском движении. По сути, «головной Аль-Каиде» брошен вызов со стороны более молодого поколения сторонников «чистого ислама», выступающих за непримиримую борьбу с их противниками. Значительное место среди них занимают представители окружения бывшего лидера «Аль-Каиды в Ираке» Абу Мусаба аз-Заркауи («неозаркависты»). Зейдан является их современным идейным вдохновителем. Он сам воевал в Ираке под руководством А.М. аз-Заркауи. Наряду с этим он также  принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Его брат Махмуд был советником по религиозным вопросам  муллы Омара.

В отличие от них старшее поколение идеологов радикального исламизма, в том числе Абу Катада, А.М.аль-Макдиси, А.аз-Завахири, в целом призывая к борьбе с противниками идеи создания вселенского халифата, выступают за выработку новых правил проведения вооруженных акций и отказу от бессмысленных терактов, сопровождающихся значительными жертвами среди мирного населения. Они не поддерживают массовые казни шиитов и алавитов, жестокое обращение с пленными. Они являются своего рода «классиками джихада» с определенными оговорками. В крыло А.М.аль-Макдиси и Абу Катады входят также авторитетные идеологи Саад Хунайти, Муниф Самара, Джаррах ар-Рахахиля.

А.аз-Завахири не обладает харизмой Усамы бен Ладена. Современная «Аль-Каида» это не централизованная структура, как это было в 90-х гг. прошлого столетия, в момент ее основания. После смерти У. бен Ладена центробежные тенденции в «Аль-Каиде» усилились. В настоящее время происходит формирование разветвленных сетей региональных джихадистских организаций, ставящих перед собой как глобальные, так и региональные цели. Эти структуры пересмотрели концепцию о первоочередности борьбы с  «ближним» (местные режимы) врагом. Теперь джихадисты ориентированы на одновременность нанесения ударов по «ближнему» и «дальнему» (Запад и Израиль) врагам. На нынешнем этапе стратегия «Аль-Каиды» реализуется вокруг возникающих и уже существующих региональных группировок, разделяющих идеологию «чистого ислама». Наступает новая фаза, когда роль локальных амиров и их организаций возрастает.

27.89MB | MySQL:67 | 0,746sec