Египет: возвращение к «политике балансирования»

12 – 13 февраля состоялся визит в Россию председателя Высшего совета вооруженных сил, министра обороны АРЕ фельдмаршала А.Ф.ас-Сиси и министра иностранных дел Набиля Фахми.

Как сообщил официальный представитель армии Египта Ахмед Мухаммед Али, этот визит является ответным на исторический приезд в Египет министров обороны и иностранных дел России в ноябре прошлого года и его целью является обсуждение всего спектра двусторонних отношений и сотрудничества между странами.

Следует особо отметить, что это первый визит А.Ф.ас-Сиси за рубеж с момента отстранения от власти президента Мухаммеда Мурси.

Во время визита состоялись встречи между главами внешнеполитических и оборонных ведомств Египта и России, а также переговоры в формате 2+2. Пресс-секретарь египетского МИД Бадр Абделатти заявил, что переговоры стали «мониторингом выполнения договоренностей четырехсторонней встречи в Каире от 14 ноября 2013 года». Фельдмаршал, в свою очередь, во время переговоров заявил, что «формат «2 +2» – крайне важный и эффективный и позволяет обсудить много приоритетных вопросов, в частности в области безопасности и военного сотрудничества».

Обсуждение отношений в военной сфере стало одной из ключевых тем во время переговоров. О конкретных договоренностях стороны не объявили, однако отметили, что заинтересованы ускорить подготовку документов по военно-техническому сотрудничеству.

При этом как сообщают российская газета «Ведомости», ссылаясь на два источника в российской оборонной промышленности, уже парафированы или подписаны контракты на общую сумму более 3 млрд долл. по закупкам истребителей МиГ-29М/М2, комплексов ПВО нескольких типов, вертолетов Ми-35, противокорабельных береговых комплексов, различных боеприпасов и легкого вооружения. По сообщению египетской газеты «Аль-Масри Аль-Йоум», оплатить поставки должны Саудовская Аравия и ОАЭ.

Следует отметить, что на своей встрече главы внешнеполитических и оборонных ведомств заявили о единстве позиции по отношению к теме № 1 ближневосточной повестки – к сирийскому конфликту, подтвердив «полное уважение суверенитета Сирии и категорическое неприятие любого внешнего вмешательства в ее дела».

Но самым, пожалуй, важным результатом визита стала встреча с президентом РФ В.Путиным, состоявшаяся в подмосковной резиденции Ново-Огарево и поддержка им кандидатуры А.Ф.ас-Сиси на предстоящих президентских выборах.

При этом, весьма примечательной является реакция на визит египетской делегации в Москву со стороны как американских СМИ, так и должностных лиц. В частности, «Нью-Йорк Таймс» выразила, пожалуй, общее мнение заокеанских СМИ, отметив, что этот визит призван демонстрировать влияние и силу А.Ф.ас-Сиси как в Египте, так и за рубежом, путем передачи Вашингтону послания о независимости Каира в своей политике.

Кроме того, представитель Госдепартамента США Мари Харф по этому поводу заявила на брифинге, который проходил в форме телефонных вопросов и ответов, что «мы, конечно, не даем рекомендаций по кандидатурам, не думаю, что США или же господин Путин должны решать, кто будет управлять Египтом. Это должен решать египетский народ».

М.Харф, вместе с тем, опровергла выводы некоторых СМИ о том, что сотрудничество между Россией и Египтом может негативно отразиться на американо-египетских отношениях. Она отметила, что «Египет свободен в деле развития отношений с другими странами и это не может повлиять на наши общие интересы», охарактеризовав отношения между США и Египтом как «длительные, прочные и исторические».

Помимо прочего, некоторые западные издания также отмечают, что московский визит А.Ф.ас-Сиси стал последним шагом в хорошо срежиссированом сценарии восхождения фельдмаршала на президентский пост. Также большинство изданий сходятся во мнениях, что визит призван восстановить тот уровень сотрудничества, который был во времена СССР, на фоне охлаждения отношений со стратегическим союзником — США. Как известно, в 1950-х годах Египет стал первой страной арабского мира,  начавшей закупать советское оружие, а впоследствии в структуре вооруженных сил Египта был даже сформирован аппарат советских военных советников. Сотрудничество постепенно наращивалось — египетские офицеры получали в СССР военное образование, а общая численность советских военнослужащих, несших службу в Египте в разное время, достигло двадцати тысяч человек.

Разумеется, до достижения уровня сотрудничества между Москвой и Каиром эпохи Г.А.Насера ныне у обеих сторон нет ни сил, ни средств. Однако, «пощекотать нервы» Вашингтону, который до сих пор тянет с оказанием ежегодной помощи египетским военным в размере 1,5 млрд долл., Каиру, судя по всему, все же удалось.

Подтверждением чему могут служить слова уже упомянутой представительницы Госдепа М.Харф, что у США «есть уникальные возможности» для оказания поддержки Каиру «в военной и экономической сферах».

В общем, московский визит египетской делегации во многом указывает на то, что Египет постепенно возвращается к своему излюбленному внешнеполитическому курсу эпохи Хосни Мубарака: «политики балансирования» между главными игроками международных отношений (США-ЕС-РФ-КНР).

Впрочем, опыт «мубараковского» Египта показывает, что главное не заиграться в многовекторность и, тем самым, не переиграть самого себя.

52.18MB | MySQL:103 | 0,470sec