Реформа судебной системы Турции – испытание для президента А.Гюля

Антикоррупционная операция в Турции, проведенная 17 декабря 2013 года, в результате которой позиции правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и ее лидера Р.Т.Эрдогана сильно «пошатнулись», вынесла на повестку дня политической жизни Турции «спорный» вопрос реформирования судебной системы страны, а именно Высшего совета судей и прокуроров (ВССП).  С предложением о внесении изменений в судебную систему выступила правящая Партия справедливости и развития. Не смотря на то, что оппозиция не поддержала законопроект и выступила с резкой критикой внесения изменений в работу ВССП, 15 февраля законопроект о реформировании Высшего совета судей и прокуроров все-таки был одобрен Парламентом Турции.

Высший совет судей и прокуроров был создан в 1981 году при Министерстве юстиции. Согласно статье 159 действующей Конституции Турецкой Республики, «Высший совет судей и прокуроров учреждается и осуществляет свои функции в соответствии с принципами независимости судей и обеспечения гарантий судей. Председатель Совета – министр юстиции. Заместитель министра является по должности членом Совета. 3 основных члена и 3 замещающих члена Совета назначаются Президентом Республики на 4 года из числа 3 кандидатов, выдвинутых на каждое вакантное место полным собранием Высшего военного апелляционного суда из числа собственных членов. 2 основных и 2 замещающих члена назначаются из числа 3 кандидатов, выдвинутых на каждое вакантное место полным собранием Государственного Совета. Они могут быть переизбраны в конце их срока полномочий. Совет выбирает заместителя председателя из числа избранных основных членов.

Высший совет судей и прокуроров рассматривает вопросы, касающиеся утверждения в профессии судей и прокуроров судебных органов и административных судов, их назначений, переводов, возложения временных полномочий, продвижения по службе и присвоения первого класса, распределения постов, вынесения решений относительно тех, оставление в профессии которых считается нецелесообразным, наложения дисциплинарных взысканий и отстранения от должностных обязанностей. Совет принимает окончательные решения по предложениям Министерства юстиции относительно изменений в составе суда или обязанностей судьи или прокурора, а также изменений юрисдикции суда. Совет также осуществляет другие функции, данные ему Конституцией и законами.

Решения Совета не могут быть обжалованы ни в какой судебной инстанции.

Министр юстиции уполномочен назначать судей и прокуроров на временную или постоянную работу в центральном аппарате Министерства юстиции с их согласия.

Министр юстиции может в случаях, не терпящих отлагательства, предоставить временные полномочия судьям и прокурорам с целью предупреждения срывов в работе, при условии одобрения ВССП на первом же заседании».

Референдум 2010 года внес изменения в организацию работы ВССП. Количество основных членов ВССП было увеличено с 7 до 22 человек, а резервных – с 3 до 12. Кандидаты на пост членов ВССП должны были согласовываться с Министерством юстиции. В настоящее время предлагаемые новые изменения еще более «углубляют» зависимость судебной власти от исполнительной. Новый закон отменяет большинство изменений, принятых после референдума 2010 года, которые, как отмечали в свое время действующие власти Турции, были нацелены на придание судебной системе большей независимости.

Новый закон является «спорным» и «болезненным» для Турции по причине того, что он ставит судебную систему страны в зависимость от исполнительной власти. Согласно новому закону, функции министра юстиции будут сильно расширены. Он сможет назначать 22 члена Академии юстиции из 31 вместо 8, как это было ранее. Турецкий политолог, известный журналист телеканала CCN Turk и один их авторов турецкой газеты Hurriyet Таха Акйол отмечает, что «эти изменения косвенно повлияют на баланс в составе ВССП, так как один их членов ВССП назначается Академией юстиции». Согласно же нововведениям, состав Академии юстиции в большинстве своем станет зависимым от министра юстиции. По мнению эксперта, ВССП является «ахиллесовой  пятой» судебной власти Турции, так как он назначает и контролирует судей и прокуроров. Новой закон же делегирует это право министру юстиции, который отныне сможет «единолично» контролировать судей и прокуроров.

Еще одно изменение касается Контрольной комиссии, которая следит за деятельностью судей и прокуроров. В результате изменений, внесенных после референдума 2010 года, Контрольная комиссия стала независимой от Министерства юстиции и вошла в подчинение  Высшего совета судей и прокуроров. Новый закон же отменяет эти изменения и ставит Контрольную комиссию в прямое подчинение Министерства юстиции. Кроме того, глава и заместитель главы Контрольной комиссии, которые ранее назначались Генеральной Ассамблеей ВССП, теперь будут назначаться лично министром юстиции. Согласно новому закону, министр юстиции также будет принимать решения касательно того, кого следует отправлять за границу на стажировку или работу в международных организациях. Турецкий журналист и политолог Таха Акйол полагает, что «правительство делает большую ошибку, нанося серьезный удар по независимости судебной власти».

Мнение Таха Акйола разделяет большинство турецких политиков и юристов. С резкой критикой закона выступили главные оппозиционные партии Турции – Народно-республиканская партия (НРП), Партия национального действия (ПНД) и Партия мира и демократии (ПМД). Лидер НРП Кемаль Кылычдароглу отметил, что закон противоречит нормам конституции страны. Руководство НРП даже обратилось в Конституционный суд с требованием признать этот закон недействительным, однако в Конституционном суде это требование было отклонено по причине того, что закон пока не является действующим, так как он не подписал президентом А.Гюлем. Лидер прокурдской Партии мира и демократии С.Демирташ прокомментировал закон о внесении изменений в работу ВССП следующим образом: «Инициатива Партии справедливости и развития о реформе Высшего совета судей и прокуроров является ошибочной и опасной… Наша позиция заключается в том, что мы являемся сторонниками права и справедливости».

Резкой критике подвергли закон известные мировые и турецкие правоохранительный организации, а также известные турецкие общественные деятели. Эксперт по Турции из Human Rights Watch Эмма Синклэр-Вэбб критикует закон о реформировании Высшего совета судей и прокуроров. Она отмечает, что «основной смысл данного закона заключается в том, что правительство станет еще больше контролировать судебную ветвь власти». Эксперт призвала президента А.Гюля защитить судебную систему страны и наложить вето на данный закон.

Автор принадлежащей «джемаату» турецкой газеты Zaman  Мустафа Унал полагает, что ПСР стремится стать «продолжением государства», привязав судебную систему к исполнительной власти. «Правительству достаточно одного дня, чтобы распустить Конституционный суд. Судебная система будет выстроена с чистого листа. Другими словами, партия станет продолжением государства. Что потом? Будут «отмываться» дела, связанные с 17 декабря. Образуется удобная почва для новых дел. А потом появятся новые иски. И если вступит в силу закон о ВССП, то не останется ни легитимности права, ни легитимности государства. В исках не останется ни капли правды», — отмечает турецкий журналист. Он также отмечает, что надежда осталась только на президента А.Гюля, который имеет право наложить вето на «спорный» законопроект.

Турецкий политолог, автор турецкой газеты Bugün Назлы Ылыджак также возлагает большие надежды на А.Гюля. «Перед президентом стоит нелегкий выбор, который повлияет на его политическое будущее. Опросы общественного мнения показывают, что президент А.Гюль получит большинство голосов, если будет баллотироваться на новый срок. Однако если он не наложит вето на противоречивый законопроект, боюсь, что народное доверие к нему будет подорвано», — отмечает политолог.

Действительно, сейчас судьба «спорного» законопроекта в руках президента А.Гюля. Политики, юристы и общественные деятели возлагают на него большие надежды. От того как поведет себя А.Гюль в такой непростой ситуации зависит во многом его дальнейшая судьба в турецкой политике. Несомненно, «вето» укрепит его позиции на турецкой политической сцене как сильного руководителя, способного принимать самостоятельные решения. Накануне президентских выборов, которые пройдут в этом году в Турции, использование своего права вето только сыграет на руку А.Гюлю в случае, если он будет выдвигать свою кандидатуру на президентский пост наряду с премьер-министром Р.Т.Эрдоганом. В то время как популярность «первого человека в турецкой политике» премьер-министра Р.Т.Эрдогана падает в связи с коррупционным скандалом и непопулярными законодательными инициативами, «самостоятельные» решения президента А.Гюля дадут определенно последнему бонусы в предстоящей борьбе за власть. Таким образом, реформа Высшего совета судей и прокуроров является своего рода весьма не простым «испытанием» для президента А.Гюля.

62.83MB | MySQL:102 | 0,580sec