О новых подходах США к сирийскому конфликту

Провал конференции Женева-2» обозначил возможность очередной ревизии подхода Соединенных Штатов к сирийскому кнфликту. На сегодняшний день можно выделить четыре фактора выработки американской стратегии в отношении Сирии. Во-первых, это обеспокоенность США усиливающимся компонентом джихадистов и радикальных исламистов (в том числе иностранных) в сирийской вооруженной оппозиции. Во-вторых, никуда не исчезнувшее стремление США максимально ослабить позиции Ирана в арабском мире и оси сопротивления (Иран-Сирия-«Хизбалла») в Восточном Средиземноморье. В-третьих, нежелание президента Б.Обамы напрямую втягивать вооруженные силы США в сирийский конфликт, учитывая плачевный опыт интервенций в Ираке и в Афганистане. В-четвертых, стремление Вашингтона ускорить процесс химического разоружения Сирии. Часто эти побудительные мотивы входят в противоречие друг с другом, что вызывает непоследовательность и хаотичность американской внешней политики.

14 февраля с.г. на слушаниях в Сенате директор Национальной разведывательной службы США огласил свой доклад по Сирии. По данным Клэппера количество боевиков вооруженной оппозиции в Сирии исчисляется цифрами от 75 000 до 100 000 человек. Из них около 25 000 являются радикальными исламистами, причем это наиболее боеспособная часть антиасадовских сил. Особую обеспокоенность в Вашингтоне вызывает то, что среди добровольцев-моджахедов насчитывается не менее тысячи граждан стран Западной Европы (Франции, Великобритании, Бельгии), среди которых не только потомки арабских иммигрантов, но и принявшие ислам европейцы. Возвратившись домой, они  будут представлять реальную террористическую угрозу для стран Евросоюза. Смысл послания заключается в следующем: Сирия превратилась в главную операционную базу «Аль-Каиды» (при этом умалчивается с чьей подачи это было сделано); такая ситуация представляет угрозу жизненно важным интересам США.

Возможные меры США по решению этой проблемы были озвучены президентом США во время официального визита президента Франции Франсуа Олланда в Вашингтон, прошедшего 14-15 февраля с.г. с необыкновенной пышностью и торжественностью. Обращает на себя внимание, что адресатом послания Обамы стал именно президент Франции. Париж был застрельщиком военной операции НАТО в Ливии в 2011 году и проводит наиболее наступательно-интервенционистскую политику в Африке (Мали, Центральноафриканская Республика). Часть выступления Обамы, посвященную Сирии, можно уложить в четыре тезиса. Во-первых, США проводят резкое различие между американским и российским подходами к сирийской проблеме. По словам Обамы, Россия внесла важный вклад в химическое разоружение Сирии, но в то же время блокирует предоставление гуманитарной помощи населению городов, попавших в осаду правительственных войск. «Россия постоянно затягивает решение этого вопроса», — заявил Обама.

Во-вторых, Обама скептически оценил перспективы межсирийских переговоров и подчеркнул намерение США активизировать помощь «умеренной» сирийской оппозиции.

В-третьих, он подчеркнул наличие французско-американского согласия по Сирии.

В-четвертых, американский президент не исключил возможность вооруженного вмешательства США в сирийский конфликт. Он заявил: «Я никогда не исключал возможность проведения военной операции в Сирии, если это будет нужно для обеспечения безопасности Соединенных Штатов, но этот вопрос должен быть рассмотрен мудро и со всей тщательностью. Само по себе военное решение не является универсальным средством. Однако ситуация постоянно меняется и мы не исключаем любых путей решения конфликта».

В этих условиях наилучшим способом продолжить действия по свержению правительства Башара Асада американское руководство выбрало активизацию помощи изрядно потрепанной Сирийской свободной армии (ССА) и «умеренным» исламистам. Напомним, что военная помощь группировкам вооруженной оппозиции в Сирии была приостановлена американцами в середине декабря прошлого года. 18 февраля с.г. состоялась поездка в США министра внутренних дел Саудовской Аравии принца Мухаммеда бин Найефа, назначенного также руководителем Управления общей разведки (УОР) вместо недавно ушедшего в отставку принца Бандара. Саудовский министр встречался с советником президента по национальной безопасности Сьюзан Райс, причем сирийская тема была приоритетной в ходе переговоров.

Затем была проведена встреча в широком кругу, на которой присутствовали также руководители спецслужб Иордании, Турции и Катара. По информации ближневосточного обозревателя Washington Post Дэвида Игнатиуса, на встрече обсуждались вопросы оживления вооруженных формирований ССА, в том числе путем поставок им переносных противовоздушных и противотанковых установок. При этом перед «умеренными» боевиками была поставлена задача воевать не только с правительственными войсками, но и с джихадистами из «Джабхат ан-нусры» и ИГИЛ. «Друзья Сирии» обсудили также проблемы подготовки боевиков в тренировочных лагерях на территории Иордании. В настоящее время каждый месяц через эти лагеря проходят 250 человек. Около 1000 боевиков уже подготовлены американскими инструкторами. Саудовцы настаивают на том, чтобы пропускные возможности тренировочных лагерей были удвоены.

События последнего месяца показывают, что прошлогодние прогнозы ряда политологов о разрыве складывавшегося десятилетиями американо-саудовского стратегического партнерства и наметившемся сближении между Ираном и США оказались, мягко говоря, слишком преувеличенными. После резкого недовольства, проявленного саудитами по поводу телефонного разговора между Б.Обамой и президентом ИРИ  Х.Роухани, а также отказа США решить сирийскую проблему военным путем, Эр-Рияд предпринял попытки шантажа американцев сближением с Францией, Китаем и даже Россией (декабрьская поездка принца Бандара в Москву). Однако степень военно-стратегического сотрудничества между США и КСА и, что еще важнее, размер саудовских капиталов находящихся на счетах в американских банках, заставили возобновить прежний альянс. Да и для Вашингтона лучше иметь дело с проверенными саудовскими партнерами, чем со строптивыми и не всегда предсказуемыми иранцами.

Подтверждением этому является выступление заместителя госсекретаря США Уильяма Бернса на конференции в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне 20 февраля с.г. По словам Бернса, США не собираются сворачивать свое присутствие, в том числе военное в Персидском заливе. Несмотря на достижение энергетической независимости, Вашингтон «не собирается самоустраняться с глобального рынка нефти». По мнению Бернса, «ни одна страна, ни группа стран» неспособны заменить США в регионе Залива. Далее Бернс успокоил саудовских партнеров, отметив, что ССАГПЗ продолжает оставаться главным стратегическим партнером США в регионе, и предложил выработать новую повестку дня для этого партнерства. По его словам, ССАГПЗ рассматривается Вашингтоном как «главная региональная организация в сфере безопасности и первостепенный партнер». При этом он предложил заливным государствам сообща разработать систему противоракетной обороны в Заливе.

По мнению Бернса, шансы успеха на переговорах по иранской ядерной проблеме оцениваются Госдепартаментом «50 на 50». Он добавил: «Мы чутко прислушиваемся к озабоченности странами ССАГПЗ. США не ослабят сдерживание дестабилизирующего поведения Ирана ни в Сирии, ни в Ираке, ни в Ливане, ни на самом Аравийском полуострове». Он отметил наличие «тесных связей между ССАГПЗ и сирийской оппозицией. Лидерство стран Залива является критически важным, а их помощь оппозиционерам не должна ослабляться». Бернс, правда, вынужден был подчеркнуть различие взглядов США на процессы «арабской весны» и демократизацию в арабском мире, но это было сказано вскользь и не нарушило общего эффекта от выступления американского дипломата.

Таким образом, на ближайшую перспективу США будут продолжать давление на правительство Башара Асада, используя для этого умеренное крыло сирийской вооруженной оппозиции. Делать это американцы будут в тесном сотрудничестве с Саудовской Аравией. Ближайшей целью является реанимировать каналы поступления оружия боевикам через Иорданию и Турцию. Последний канал был заблокирован турками из-за несогласий с КСА по поводу Египта и по вопросу, кого поддерживать в сирийском противостоянии (ССА или «Армию Мухаммеда»). При этом усиливая умеренный сектор оппозиции Вашингтон будет стараться использовать его против радикальных исламистов, связанных с «Аль-Каидой».

52.22MB | MySQL:103 | 0,481sec